Posted 15 августа 2011,, 04:08

Published 15 августа 2011,, 04:08

Modified 12 ноября 2022,, 16:03

Updated 12 ноября 2022,, 16:03

ФАС: в настоящий момент цены на топливо являются справедливыми

15 августа 2011, 04:08

В споре между Федеральной антимонопольной службой и нефтяными компаниями наметились позитивные изменения. В свете минувшего топливного кризиса напряжение между ведомством и лидерами рынка все возрастало, и стороны не могли найти компромисс. Однако, благодаря ответственным действиям по стабилизации ситуации на рынке топлива со стороны некоторых нефтяных компаний, удалось не только ликвидировать дефицит горючего в регионах и выровнять цены, но и наладить отношения с ФАС.

К одной из таких, компаний можно отнести «Газпром нефть». Компания проводит модернизацию производственных мощностей со значительным опережением сроков Технического регламента на топливо, что помогло ей нарастить поставки бензинов и дизеля на внутренний рынок в самый трудный для него момент. Напомним, что в связи с вступлением в силу новых требований Технического регламента, с января 2011 года реализация топлива второго экологического класса и ниже на территории РФ запрещена. В связи с этим многим компаниям, не успевшим в срок переоборудовать свои нефтеперерабатывающие заводы, просто нечего было поставлять на российский рынок.

В результате той же «Газпром нефти» пришлось работать с удвоенной силой, чтобы помочь даже тем регионам, где компания ранее не присутствовала. Эти действия не остались незамеченными со стороны ФАС. Так, на пресс-конференции зам. руководителя федерального агентства Анатолий Голомолзин, сообщил: «"Газпром нефть" поставила в I полугодии 2011г. топлива от 20 до 40% больше, чем это было сделано в I полугодии 2010г. Тем самым существенным образом были смягчено возможное негативное развитие ситуации, особенно в апреле-мае текущего года. То есть компания выступила таким своеобразным гарантирующим поставщиком на внутреннем рынке и начала поставлять топливо в самые разные регионы страны.»

Также он отметил, что компания выступила с рядом инициатив по улучшению биржевой торговли, начала в массовом порядке исполнять требования по регистрации внебиржевых сделок, и добавил, что за период июня-июля этого года было зарегистрировано порядка 1 тыс. 100 внебиржевых сделок, что имеет исключительно важное значение для предупреждения создания дискриминационных условий.

Недавно в связи с отсутствием факта нарушений с «Газпром нефти» были сняты обвинения в изъятии с рынка дизельного топлива и авиакеросина, а также в установлении монопольно высокой цены на бензины в связи с отсутствием факта нарушений. Как сообщают в компании, в части цен на дизельное топливо и авиакеросин «Газпром нефть» признала вину и добровольно устранила нарушения.

Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев в свою очередь недавно выразил общее мнение относительно установившихся в стране цен на нефть. В сообщении, которое распространил «Интерфакс» говорится, что он считает, что на настоящий момент цены на топливо в России являются справедливыми и не снижаются только из-за высокого уровня мировых цен. Артемьев пояснил: «Мы внимательно следим относительно мировых цен по общепринятым формулам за тем, чтобы цены внутреннего рынка не превышали мировые цены. Мы считаем, что такой принцип формирования - от мировых цен - является справедливым. В настоящее время наши цены ниже, чем в Соединенных Штатах и любой европейской стране. Поэтому высота этих цен связана не с монополизмом, а с высокими мировыми ценами». Он выразил надежду, что активность Международного энергетического агентства, которое выбрасывает на рынок нефть из резервов, поможет снизить мировые цены. Также министр отметил, что подконтрольное ему ведомство пока не претворяет в жизнь свое требование к нефтяным компаниям снизить цены вслед за мировыми, озвученное в начале июля, поскольку цены на нефть так и не снизились.

О справедливости установившихся цен на нефтепродукты заявляют и эксперты рынка. Новостной портал РБК, цитируя аналитика "БрокерКредитСервис" Андрея Полищука, пишет: "Рост цен на нефтепродукты вызван не сговором нефтяных компаний и завышением цен, а увеличением налогов. С начала 2011г. акцизы на бензин выросли на 30-50%, а на дизтопливо - в два раза, плюс с ростом цен на нефть на мировом рынке повышается НДПИ, который также непосредственно

влияет на стоимость нефтепродуктов". Не будем забывать о том, что цена топлива помимо налоговой составляющей (акцизы, НДПИ, НДС, налог на прибыль) включает затраты на переработку, логистику, содержание АЗС, маржу оптового и розничного рынка. А сейчас при стоимости литра бензина около 25 рублей до 4,4 рублей составляют только акцизы. Советник министра энергетики РФ Дмитрий Клоков, чьи слова также приводит издание, отмечает: "Цена на бензин - это рыночный показатель, который постоянно меняется под влиянием внутренних и внешних факторов. Поэтому нельзя назвать справедливую "вилку" цены – она зависит от мировых цен, налогового режима, соотношения спроса и предложения и других факторов.» Для сравнения, в США в стоимость бензина закладывается около 17% налогов, а в России эта цифра в 3,5 раза больше. При этом средняя стоимость литра бензина в штатах и у нас примерно одинаковая: около 25 рублей. В тоже время турецким водителям литр топлива обходится в 73 рубля, в то время, как цена состоит из налогов более, чем на половину.

Одним словом, сегодня принято достаточно мер, чтобы не допустить нового топливного кризиса. А чтобы ситуация с нехваткой нефтепродуктов больше не повторялась, решено создать специальные неприкосновенные запасы топлива. Такие переговоры уже ведут «Роснефтегаз» и «Газпром нефть».

Думается, все эти меры, предпринимаемые в последнее время при тесном взаимодействии государства и крупных нефтяных компаний, - достаточная гарантия того, что топливные неурядицы весны 2011-го больше не повторятся и простые автомобилисты, подъезжая на заправки могут быть уверены, что не увидят ни очередей, ни неоправданно завышенных цен.

"