Posted 11 марта 2017,, 06:00

Published 11 марта 2017,, 06:00

Modified 12 ноября 2022,, 16:48

Updated 12 ноября 2022,, 16:48

Духовная живопись для каждого: рождение иконы

11 марта 2017, 06:00
Красивое трехэтажное здание с шатровой часовней было построено в 1902-1903 годах по проекту епархиального архитектора Александра Никитина. Ныне в здании разместились кафедра физической культуры Нижегородского государственного педагогического университета и женское духовное училище.

Мало кто знает, но в Нижнем Новгороде любой желающий может обучиться не только искусству светской живописи, но и мастерству написания икон. Курсы иконописи располагаются в бывшем Доме Георгиевского Братства, находившемся на улице Пискунова (в царские времена – Малой Печёрской).

«Несколько лет назад мне предложили создать двухгодичные иконописные курсы при Нижегородском женском православном духовном училище. Они были созданы на базе иконописного отделения после того, как на него не смогли набрать достаточно слушателей. Моя задача – передать учащимся базовые теоретические знания и практические навыки по академическому рисунку, живописи. Я даю им основное художественное образование, без которого они не смогут приступить к иконописи. После года подготовки ученики безбоязненно рисуют лики», - рассказывает преподаватель курсов Юрий Артемьев.

Несмотря на то, что занятия ведутся при женском духовном училище, курсы иконописи посещают и мужчины. Правда они, как правило, в меньшинстве. «Кто-то из наших учеников сильно воцерковлен, другие просто интересуются иконописью, и в дальнейшем через это приходят к Богу. Иногда приходят даже люди других вероисповеданий: был, например один мужчина, увлекающийся йогой и восточными религиями, однако ему показалось здесь неуютно, и он ушел. При этом у всех наших учащихся разный уровень подготовки (у нас нет вступительных экзаменов – мы принимаем всех). Главное, чтобы человек подходил к написанию иконы с учетом благочестия, канона и красоты. Пусть у него получаются наивные, но очень одухотворенные изображения», - рассказывает преподаватель иконописных курсов Маргарита Широкова.

Поскольку у всех обучающихся на курсах разный уровень техники, Маргарита Юрьевна применяет к каждому из своих учеников индивидуальный подход. «Перед нами стоит задача развить индивидуальные качества человека, познавая древнерусскую иконопись, а не подогнать всех под один уровень», - отмечает она. Сначала учащиеся акварелью рисуют книжные миниатюры, после чего переходят в работе с традиционными для древнерусской иконописи материалами. Набравшись опыта, они начинают писать на так называемых таблетках – тонких грунтованных дощечках (учебный аналог прогрунтованного с двух сторон холста). К концу второго курса обучения каждому слушателю предстоит выполнить дипломную работу – написать икону своего святого. При этом по желанию выпускника, он может приобрести для своей иконы настоящее сусальное золото.

«Мы работаем в традициях яичной темперной живописи, на натуральных материалах, как это и было принято в Древней Руси. Эмульсию мы делаем из сухого вина и желтка. На стекло высыпается немного пигмента, например,малахита или охры, добавляется эмульсия и растирается курантом (С.К. - пестиком для растирания красок) до однообразной массы. Так получается темпера, которой пользовались в нашей стране на протяжении многих веков», - делится секретом Маргарита Широкова.

Справка. Темпера (от латинского temperare — смешивать краски) — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой или другой жидкостью желток куриного яйца) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Темперные краски — одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV-XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи. История использования темперных красок насчитывает более трех тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены именно темперными красками. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.

На курсах преподается иконопись, распространенная на Руси до середины XVI века. В этот период в нашу страну начинают проникать европейские техники исполнения. Особенно активно этот процесс шел при царе Петре I: иконы начинают исполняться с помощью масляных красок, в академическом стиле. Общепризнанным эталоном древнерусской иконописи считаются произведения Адрея Рублёва (около 1360-1428 гг.). Кроме этого, на курсах изучают и византийские техники написания икон.

Надо отметить, что в XVIII-XIX вв. культурное русское общество не воспринимало иконы в качестве важнейших произведений отечественного изобразительного искусства, а относилось к ним лишь как к культовому объекту. Олифа, которой были покрыты образа, веками впитывала в себя пыль и копоть, поэтому изображение теряло свою яркость, становясь почти черным. Только в начале прошлого века, когда древние иконы начали реставрировать и очищать от старой олифы, публика смогла оценить красоту этих произведений, благодаря чему иконопись заняла значительное место в истории русской культуры.

Техника написания иконы довольно сложна. Для начала подготавливается специальная липовая доска, укрепленная с тыльной строны дубовыми шпонками для защиты от деформации при колебаниях температуры и влажности (липа в Древней Руси была наиболее популярным материалом для иконных досок, однако в северных районах страны нередко использовались хвойные породы: сосна, ель, лиственница, кедр). Изображение на лицевой стороне доски располагается в так называемом «ковчеге» – небольшом углублении относительно полей иконы.

Подготовленную доску проклеивают горячим клеем, сверху она покрывается левкасом – грунтом, состоящим из смеси клея животного происхождения с мелом. Далее на доску наносится рисунок, затем икону «золотят» сусальным золотом (в случае, если требуется икона с золотым фоном). После этого мастера приступают к нанесению красок. Сверху икона покрывается защитным слоем натуральной олифы.

«Работа профессиональных иконописцев очень востребована. Некоторые из наших выпускников начинают работать в специальных мастерских, другие – пишут иконы в домашних условиях», - рассказывает преподаватель. Так, иконы, написанные самой Маргаритой Широковой, находятся в храмах России, США, Австралии, Канады, Израиля, Германии.

Выпускники курсов пишут иконы не только для храмов, но и для своих близких. Естественно, образа освящаются в церкви и проверяются на соответствие канонам. «Именная икона – это лучший подарок. Она остается в семье, переходя от родителей к детям. К иконе отношение не такое, как к картинам: ее никто не снимет со стены, она всегда будет занимать почетное место в доме», - отмечает Юрий Гурьянович.

«Написание иконы – это духовная радость. За прикосновением к этому таинству к нам и приходят», - уверена Маргарита Широкова. Лично я полностью согласен с Маргаритой Юрьевной, считающей, что на первом месте стоит не техника исполнения иконы, а чистое сердце и вера ее автора.

Сергей Котовский

"