Posted 9 октября 2013,, 09:10

Published 9 октября 2013,, 09:10

Modified 12 ноября 2022,, 14:47

Updated 12 ноября 2022,, 14:47

Нарастание агрессии в обществе обсудили в ходе заседания Нижегородского Эксперт-клуба

9 октября 2013, 09:10
9 октября состоялось заседание Нижегородского Эксперт-клуба, в ходе которого социологи, политологи, психологи, представители интернет-сообществ и СМИ обсудили причины эскалации агрессии в российском обществе и пути решения проблемы.

По словам социолога Александра Прудника, базой для агрессии является социальная напряжённость общества и наличие с его стороны внутренней готовности агрессию поддержать.

Прудник привёл данные социологических исследований, проведённых в Нижегородской области в июле 2013 года, согласно которым 25% граждан готовы принять участие в акциях протеста по месту жительства. В этом плане наиболее активна молодёжь 18-29 лет – 31%, а также жители мегаполисов, в то время как на селе лишь 6% готовы поучаствовать в протестах лично.

При этом наиболее весомым поводом для протеста являются экономические причины, в особенности – рост тарифов ЖКХ, который Прудник назвал настоящим «травматическим оружием», способным вывести людей на улицы. На втором месте в списке причин – низкая социальная защищённость населения, на третьем – низкие зарплаты и пенсии. Прудник уверен, что эти факторы могут мобилизовать протестные настроения, хотя, по его словам, власть отказывается воспринимать ситуацию как критическую, т.к. уверена, что пик политической напряжённости и активности уже спал. Прудник считает, что протестные настроения могут носить латентный характер.

- Молодёжь готова реализовать протест личной активностью. Как только российская экономика войдёт в период стагнации, молодёжь осознает отсутствие социальной перспективы, и благостная картина рухнет, - уверен эксперт.
Политолог Андрей Дахин разделяет понятие агрессии вообще и детской агрессии в частности. Среди причин, которые вызывают агрессию в обществе, Дахин назвал разрушение структур, поддерживающих социальный порядок, и появление людей, которые пренебрежительно относятся к нормам соцпорядка. Дахин подчёркивает, что агрессия, являясь реакцией на нарушение порядка в обществе, будет развиваться вне зависимости от уровня «сытости» и наличия потребительских благ.

Что касается агрессии в молодёжной среде, Дахин видит её причину в исчезновении социальных институтов, где осваивалось бы взаимодействие с другими людьми. В результате у детей возникла «социальная глухота» - они не умеют общаться, знакомиться, слышать друг друга.- Подростки видят агрессию в СМИ и считают это нормой жизни, - говорит профессор.

Отчасти мнение профессора разделяет и генеральный директор ТК «Волга» Сергей Лаптев. По его словам, телесмотрение растёт, а аудитория «молодеет»: 12-летние подростки смотрят взрослые программы, в том числе, посвящённые криминальной тематике, и моделируют взрослое поведение.

- Телевидение должно учить спорить, а не моделировать маргинальную аудиторию на бытовых примерах, - считает эксперт.

По мнению Лаптева, агрессию провоцирует и «скученность» городских жителей, а за порядком должна смотреть власть.

Руководитель Управления ФАС по Нижегородской области Михаил Теодорович считает, что «агрессия заложена в природе человека и является способом борьбы за выживание». При этом эксперт отмечает, что выживание – это нечто большее, чем просто «быть сытым». Это ещё и желание самореализоваться. По словам Теодоровича, основой выживания является доверие к власти, а «детям надо давать модели успешного поведения»:

- 80% людей живут плохо, но не признаются в этом, так как не хотят лишать себя оптимизма. Они конструируют для себя новую реальность. Власти нужна стратегия, обращённая на молодёжь. Ребёнок с детства должен быть уверен, что он обречён на счастье, - подчёркивает эксперт.

По словам политолога Евгения Семёнова, агрессия проявляется с точки зрения кризиса идентичности. По мнению Семёнова, в настоящий момент общество столкнулось с крахом иллюзий – иллюзии сверхдержавы, иллюзии либертарианства, иллюзий социальной справедливости, культурного лидерства и институциональной защищённости.

- Институты семьи и коллектива потеряли свой авторитет, а пришедшие им на смену (в частности, институт церкви) не получили социальной влиятельности. Комплекс разрушенных иллюзий привёл к определённой социальной фрустрации и потери целей. В результате мы имеем общество краха. Базовых основ больше нет, идёт «война всех против всех», - отмечает политолог.

- Жизнь настолько агрессивна, что хочется убежать в Интернет и найти там новую реальность, - соглашается с коллегой кандидат философских наук Александр Суханов.

Доктор экономических наук Александр Мазин видит причину агрессии в том, что «людей задевает собственная ничтожность» в сравнении с огромной государственной машиной, отсюда и возникает «тотальное ощущение несправедливости».

- Нас ждут кризисные годы, и озлобленность будет усиливаться. Молодым людям надо давать социальные лифты и возможность самореализоваться. Агрессивность может быть не только злом, но и благом, если направлена в нужное русло – например, в организацию и ведение бизнеса, - считает эксперт.

Кандидат психологических наук Елена Григорьева отмечает, что «мир изменился серьёзно и быстро. Тренд к глобализации привёл к смешению культур, в котором трудно найти ориентир». Одной из причин роста агрессии в обществе эксперт считает снижение качества коммуникаций. В подтверждение своих слов Григорьева приводит результаты европейских исследований детей дошкольного и младшего школьного возраста, согласно которым у детей был выявлен дефицит эмоционального интеллекта:

- 80% детей не различают эмоций ни в другом человеке, ни в себе. Они не готовы сопереживать, опознавать и испытывать эмоции.

Эксперт подчёркивает, что «не имея развитого эмоционального интеллекта, лидерское поведение не может быть реализовано».

Поэт Игорь Чурдалёв отмечает, что грубости и агрессивности было достаточно во все времена:

- Заметное расслоение общества, коррумпированность раздражают людей. Агрессия будет расти, принимать новые формы, структурироваться, - считает поэт.

Кандидат психологических наук, зав.кафедрой психологии академии правопорядка Лидия Иванова приводит данные исследований, подтверждающих увеличение количества людей, для которых предпочтителен конфликтный тип поведения – с 17 до 28%. При этом наиболее «агрессивны» мужчины с высшим образованием, работающие, с достаточно высокими доходами, не состоящие в браке.

- То есть конфликтность растёт в определённых социальных группах, - подчёркивает эксперт.По мнению Ивановой, одна из причин роста напряжённости – дифференциация общества.

- По нашим данным, происходит увеличение количества молодёжи с разными социальными характеристиками, что является отражением социальных изменений. Утрата институтов социализации привела к тому, что дети развиваются индивидуально и формируются очень разные по характеру, интересам, склонностям, имеют полярные психологические особенности. Они объединяются в группы для активных действий не на основе общности интересов, а находят «общего врага», - объясняет Иванова.

- Они открыты новой информации и очень восприимчивы к ней, доводят её до совершенства и используют как собственный ресурс. В этом смысле агрессия не деструктивна и помогает человеку стать более «выживаемым», - считает эксперт.

Психолог, психотерапевт, эксперт по социальной политике и социальному здоровью, президент Российской Ассоциации телефонной экстренной психологической помощи (РАТЭПП) Андрей Камин подчёркивает, что поляризация общества происходит по социально-экономическим причинам, а агрессию вызывает нарушение общепринятых норм. Эксперт отмечает, что агрессия возрастает у подростков, и это стало результатом перехода от воспитательной к обучающей модели:

- Ребёнку дают только знания, но не прививают норм социального поведения. В результате у подростка формируется представление о том, что решение всех проблем – это насилие, - говорит эксперт.

Гуманитарный технолог Константин Барановский считает, что обстоятельства не могут являться оправданием агрессии – «они всегда неблагоприятны, и каждый сам решает, как ему себя вести». Он также отмечает, что «власть делегировала право на насилие».

- Я бы не стал ставить знак равенства между повстанцами и бандитами. Есть озлобленность, есть протестные настроения. Конкретные правонарушения стоит отделять от народного гнева, - подчёркивает Барановский.

Политолог Иван Юдинцев акцентирует внимание участников на том, что «агрессия – это осознанная разрушительная активность» и связана с тем, что «три важнейших института не выполняют своих функций: государство (в первую очередь, через суды), церковь и общественное мнение».

- Насилие и агрессия должны быть осуждаемы обществом, - подчёркивает эксперт.

Итог дискуссии подвёл главный редактор газеты «Биржа» Виктор Лапырин, подчеркнув, что «люди хотят жить по понятным правилам, но они должны быть одинаковы для всех».

"