Posted 6 июля 2012,, 06:07

Published 6 июля 2012,, 06:07

Modified 12 ноября 2022,, 15:04

Updated 12 ноября 2022,, 15:04

Философский конгресс «Философия в современном мире: Диалог мировоззрений»

6 июля 2012, 06:07
{intro}С 27 по 30 июня в Нижнем Новгороде будет работать VI Российский философский конгресс «Философия в современном мире: Диалог мировоззрений». Мероприятие посетят известнейшие российские философы, представители зарубежных философских школ и университетов. Участники обсудят наиболее актуальные социокультурные проблемы современного мира и вопросы устойчивого развития общества. Редакция «Ньюс-НН» предложила нижегородским философам рассказать о том, какие проблемы рассматривает современная философия на данном этапе цивилизационного развития.{/intro}

Владимир Кутырев, д.ф.н., профессор:

В современной философии диалога как такового нет. Идет монолог технонауки

Тема конгресса – «Диалог мировоззрений». До этого был Новосибирский конгресс, в большей степени научно-методологический, его темой была «Наука, философия, общество». По моим представлениям, вот здесь и должен состояться диалог мировоззрений обоих типов: атеистического, научно-материалистического, и религиозного, гуманистического, не сводящегося к рассудку. Все-таки я настаиваю на борьбе за гуманистическую философию, ориентированную на то, что человек еще и существо, способное верить, любить, надеяться, бояться, а не только считать и вычислять, на что опирается наука. Но я не знаю, будет ли по-настоящему реализован этот диалог.

В современной философии диалога, как такового, нет. Идет монолог технонауки, а философия тоже превращается в служанку науки, как когда-то была служанкой религии. И гуманизм превращается в гуманитарные технологии.

Лев Шапошников, д.ф.н., президент НГПУ им. Минина:

Не может для нормального человека социальным идеалом выступать общество потребления

Философия достаточно традиционная наука, и проблемы, которые она поднимает, имеют некий налет вечности: это проблема смысла жизни, проблема познаваемости мира; это проблема ценностей, какая должна быть ценностная ориентация, чтобы человек наиболее полно раскрыл свою сущность; вопросы о том, что понимать под духовностью человека, что понимать под социальным идеалом, есть ли этот социальный идеал, и к какому обществу мы стремимся, и многие другие. Если говорить о самобытной философии в России, то еще в самом ее начале, в 30-е годы XIX века, сразу было сформулировано несколько сквозных тем, которые актуальны до сих пор.

Первая – это антиномия России и Запада. Есть некие коренные начала, которые отличают нас от европейцев. Эти коренные начала и сводятся к приоритету духовных ценностей, особому чувству коллективизма, «соборности», к особому эстетическому чувству – и это делает русский народ своеобразным.

Другая важная проблема – это проблема социального идеала. Что является социальным идеалом в современных условиях? Не может для нормального человека социальным идеалом выступать общество потребления. Если во главу угла ставятся вещные ценности, то происходит деформация человека – он превращается в придаток этих вещных ценностей. И русская философская традиция как раз учит тому, что вещные ценности могут быть средством, но никогда – целью.

Андрей Дахин, д.ф.н., профессор:

В современной философии значимое место занимают вопросы коллективной и исторической памяти

Проблемы, которые будут подниматься на этом конгрессе – в большей степени социально-философские. Сейчас в отечественной философии так же, как и в западной, значимое место занимает сегмент вопросов, связанных с проблемами коллективной и исторической памяти. Они напрямую связаны с проблемой идентичности, с осмыслением места человека в современном историческом процессе.

Идентичность всегда связана с работой коллективной памяти. Потому что люди себя идентифицируют с чем-то в той мере, в какой у них существует эта коллективная память, этот эталон. Например, Вторая мировая война. В этой области происходят активные турбулентные процессы, возникают новые взгляды, видения, новые оценки, даже новые социальные сообщества, которые поддерживают ранее нетрадиционные, не приветствовавшиеся взгляды на события Второй Мировой войны.

Иными словами, есть целый комплекс актуальных событий, а также событий, связанных с развитием, динамикой жизни коллективной и социальной памяти – вот они создают какие-то новые коллизии, которые являются предметом для философского осмысления и работы социального философа.

Елена Кузнецова, д.ф.н., профессор:

Современный мир прагматически ориентирован, и прежде всего ориентирован на выработку краткосрочной политики

Проблемы, волнующие сегодня человека и общество, создают запрос на новый способ духовного освоения современного мира, и, представляется, что в немалой степени запрос этот обращен к философии. Современный мир прагматически ориентирован, и прежде всего ориентирован на выработку краткосрочной политики. Философия же призвана открывать горизонты и заглядывать за горизонт, задавать ценностные установки, которые определяют саму направленность человеческой деятельности. Философия – это и ответ на наши поиски интеллектуального лидерства, это необходимая обществу, как воздух, культура теоретического мышления.

Сегодня сферой человеческой жизнедеятельности стало глобальное коммуникативное пространство. Мир традиционных способов взаимодействия взорван инновационными формами медиа, и этот новый контекст человеческого бытия – актуальный предмет современного философствования. Интеллектуальное общение в новых коммуникативных средах представляет собой некое продолжение духовных дискуссий прежних лет. Вместе с тем такие события, как предстоящий Российский философский конгресс, задают настрой интеллектуальным поискам, дают возможность увидеть общие тенденции развития современного российского философского знания.

"