Posted 6 апреля 2009,, 08:04

Published 6 апреля 2009,, 08:04

Modified 12 ноября 2022,, 16:06

Updated 12 ноября 2022,, 16:06

И все-таки они-национальные

6 апреля 2009, 08:04
На Совете по реализации национальных проектов Владимир Путин сказал, что реализации нацпроектов мешают противодействие чиновников. Президент посоветовал губернаторам лично «влезать» в детали реализации национальных проектов, а не перекладывать это на плечи помощников. Путин потребовал у первого вице-премьера Медведева разобраться с ситуацией, когда положенные надбавки за классное руководство не получили около 80 тысяч учителей вечерних и коррекционных школ, кадетских классов. По словам министра образования Фурсенко они остались за рамками выплат по «чисто формальным причинам». Пока Президент критикует на местах пытаются работать. О национальных проектах или хорошо, или никак. Президентские инициативы не обсуждаются, они выполняются. Нижегородские школы уже включились в нацпроект «Образование» и подают заявки на участие в конкурсе, по итогам которого 60 школ получат по миллиону рублей! В скором времени предстоит еще один конкурс, уже среди учителей. Лучшие из них получат по 100 тысяч рублей! Конечно, таких денежных вливаний российское образование еще не знало. Но смогут ли деньги изменить ситуацию? Главная идея национального проекта «Образование» дать школам стимул к развитию образовательных программ. Ведь деньги давать будут не всем, а только тем, кто соответствует определенным требованиям: должен быть полностью укомплектован педагогический коллектив, школа должна быть инновационной, то есть обучать детей по каким-то своим собственным программам, и главное иметь бизнес план развития на ближайшие годы. В соответствии с утвержденной правительством области квотой, миллионы достанутся 21 сельской и 39 городским школам. То есть из 1360 школ области миллионерами станут только 60. Чтобы принять участие в конкурсе «на миллион», директор Никольской сельской школы Арзамасского района Антонина Кочеткова несколько ночей не спала, составляла бизнес проект. В срочном порядке оплатила создание школьного сайта в Интернете. Позже оказалось, что зря. Этот критерий отбора министерство образования вычеркнуло из списка обязательных. - Мы даже не знаем, работает сайт или нет. Нам сказали, что только в Арзамасе можно на него посмотреть,- рассказывает директор Никольской школы. В школе хоть и есть компьютерный класс, понятие о всемирной сети Интернет здесь самое поверхностное. Зато об устройстве трактора «Беларусь» знает каждый выпускник. - У нас выпускники 11 классов, вместе с аттестатом зрелости получают права тракториста! Вот сейчас весна начнется, ребятишки все вспашут, сборонуют, посадят картошку ! – директор не скрывает гордости за своих учеников. Вырастить хозяина села - национальный проект местного масштаба. На нескольких гектарах школьных угодий дети выращивают и овощи, и сено, а раньше еще и зерно. Правда, по милости председателя колхоза от зерна школьному колхозу пришлось отказаться. - У нас вот в гараже сейчас 6 единиц техники: машины, два трактора. Была еще сеялка,- с грустью вспоминает Антонина Кочеткова. -А куда она делась?- вполне резонно спрашиваю я. - Да, отобрал колхоз….Один председатель подарил, второй отобрал, еще и тележку прицепную для трактора прихватил. Мы ее на свалку нашли, восстановили, а нам сказали, что мы не имели права брать чужую тележку…. Из-за того, что не хватает техники, школьное хозяйство недополучило в прошлом году около 50 тысяч рублей. В среднем в год на собственном участке школьники зарабатывают по 100 тысяч. - Нам миллион то ведь нужен не для того, чтобы потратить, а чтобы воспроизвести. Дадут если нам миллион, мы купим технику и за два года этот миллион отработаем, - с уверенностью говорит директор Надежда Кочеткова. Заветный миллион для директора частной Ломоносовской школы Галины Клочковой это всего лишь бюджет одного месяца. Родители 180-ти учеников платят ежегодно по 2 тысячи долларов за то, чтобы их дети получили образование, к которому еще только стремятся государственные школы. -У нас есть все, что они хотят, чтобы было в государственной школе: вариативность образования, психологическое сопровождение, персональный подход, гуманитарная направленность. А кто-нибудь из тех, кто принимает законы об образовании, посчитал, сколько это все стоит? – говорит Галина Клочкова. В Ломоносовской школе к учебному плану подходят как к бизнес-плану. Точно знают, сколько надо потратить на зарплату учителям, сколько на покупку модной литературы в школьную библиотеку, сколько на покупку спортивного инвентаря. -А откуда директор среднестатистической школы знает, как составлять бизнес план? Мы то с вами понимаем, что когда откроют конверты с заявками, то миллион выиграют те школы, чьи директора и так знают где взять деньги. А остальные видимо так и не узнают. Конечно, с высоты многомиллионных бюджетов легко рассуждать о «духовном». Но ведь надо полагать, когда в правительстве затевались национальные проекты, в первую очередь и думали о качестве образования. Ведь выигранный миллион нельзя тратить на хозяйственные нужды, а исключительно на инновационные проекты. - У меня такое ощущение, что мы о какой-то другой стране говорим! – почти возмущается Клочкова. - Предполагается, что муниципалитеты постоянно заботятся, чтобы в школе не текла крыша, чтобы дворники постоянно чистили снег у входа, ну и так далее и так далее…. Только в этом случае директор может думать о том, как бы пригласить из английского колледжа преподавателей, чтобы они обучили местных учителей. С учетом проживания в гостинице и билетов в оба конца, как раз миллиона хватит! На 1 миллион рублей можно оборудовать современный компьютерный класс, можно купить тренажеры в спортзал, можно оборудовать зимний сад. И что дальше. Если школа выиграет миллион, то в течение трех последующих лет больше не сможет участвовать в конкурсе. Национальные деньги предстоит тратить под жестким контролем КРУ, ФСБ и правительства. Избежать соблазнов, потратить их на сиюминутные нужды, вряд ли удастся. Ну а что делать остальным школам, которые учат детей по обычным, но обязательным программам? Что делать тем учителям, у кого в классе по одному ученику, так как деревни вымирают. Многие критикуют национальные проекты, считают их очередным политическим трюком накануне выборов в Госдуму и выборов Президента. Только, если средняя школа села Никольское все- таки выиграет этот миллион, думаю, в последнюю очередь подумают они о политике. Сразу пойдут сеялку покупать.
 На Совете по реализации национальных проектов Владимир Путин сказал, что реализации нацпроектов мешают противодействие чиновников. Президент посоветовал губернаторам лично «влезать»  в детали реализации национальных  проектов, а не перекладывать это на плечи помощников. Путин потребовал у первого вице-премьера Медведева разобраться с ситуацией, когда положенные надбавки за классное руководство не получили около 80 тысяч учителей вечерних и коррекционных школ, кадетских классов. По словам министра образования Фурсенко они остались за рамками выплат по «чисто формальным причинам». Пока Президент критикует на местах пытаются работать.

О национальных проектах или хорошо, или никак. Президентские инициативы не обсуждаются, они выполняются. Нижегородские школы уже включились в нацпроект «Образование» и подают заявки на участие в конкурсе, по итогам которого 60 школ получат по миллиону рублей! В скором времени предстоит еще один конкурс, уже среди учителей. Лучшие из них получат по 100 тысяч рублей! Конечно, таких денежных вливаний российское образование еще не знало. Но смогут ли деньги изменить ситуацию? 
 
Главная идея национального проекта «Образование» дать школам стимул к развитию образовательных программ. Ведь деньги давать будут не всем, а только тем, кто соответствует определенным требованиям: должен быть полностью укомплектован педагогический коллектив, школа должна быть инновационной, то есть обучать детей по каким-то своим собственным программам, и главное иметь бизнес план развития на ближайшие годы.
 
В соответствии с утвержденной правительством области квотой, миллионы достанутся 21 сельской и 39 городским школам. То есть из 1360 школ области миллионерами станут только 60.
 
Чтобы принять участие в конкурсе «на миллион», директор Никольской сельской школы Арзамасского района Антонина Кочеткова несколько ночей не спала, составляла бизнес проект. В срочном порядке оплатила создание школьного сайта в Интернете. Позже оказалось, что зря. Этот критерий отбора министерство образования вычеркнуло из
списка обязательных.
 
- Мы даже не знаем, работает сайт или нет. Нам сказали, что только в Арзамасе можно на него посмотреть,- рассказывает директор Никольской школы.
 
В школе хоть и есть компьютерный класс, понятие о всемирной сети Интернет здесь самое поверхностное. Зато об устройстве трактора «Беларусь» знает каждый выпускник.
 
- У нас выпускники 11 классов, вместе с аттестатом зрелости получают права тракториста! Вот сейчас весна начнется, ребятишки все вспашут, сборонуют, посадят картошку ! – директор не скрывает гордости за своих учеников.
 
Вырастить хозяина села - национальный проект местного масштаба. На нескольких гектарах школьных угодий дети выращивают и овощи, и сено, а раньше еще и зерно. Правда, по милости председателя колхоза от зерна школьному колхозу пришлось отказаться.
 
- У нас вот в гараже сейчас 6 единиц техники: машины, два трактора. Была еще сеялка,- с грустью вспоминает Антонина Кочеткова.
-А куда она делась?- вполне резонно спрашиваю я.
- Да, отобрал колхоз….Один председатель подарил, второй отобрал, еще и тележку прицепную для трактора прихватил. Мы ее на свалку нашли, восстановили, а нам сказали, что мы не имели права брать чужую тележку….
 
Из-за того, что не хватает техники, школьное хозяйство недополучило в прошлом году около 50 тысяч рублей. В среднем в год на собственном участке школьники зарабатывают по 100 тысяч.
 
- Нам миллион то ведь нужен не для того, чтобы потратить, а чтобы воспроизвести. Дадут если нам миллион, мы купим технику и за два года этот миллион отработаем, - с уверенностью говорит директор Надежда Кочеткова.
 
 
Заветный миллион для директора частной Ломоносовской школы Галины Клочковой это всего лишь бюджет одного месяца. Родители 180-ти учеников платят ежегодно по 2 тысячи долларов за то, чтобы их дети получили образование, к которому еще только стремятся государственные школы.
 
-У нас есть все, что они хотят, чтобы было в государственной школе: вариативность образования, психологическое сопровождение, персональный подход, гуманитарная направленность. А кто-нибудь из тех, кто принимает законы об образовании, посчитал, сколько это все стоит? – говорит Галина Клочкова.
 
В Ломоносовской школе к учебному плану подходят как к бизнес-плану. Точно знают, сколько надо потратить на зарплату учителям, сколько на покупку модной литературы в школьную библиотеку, сколько на покупку спортивного инвентаря.
 
-А откуда директор среднестатистической школы знает, как составлять бизнес план? Мы то с вами понимаем, что когда откроют конверты с заявками, то миллион выиграют те школы, чьи директора и так знают где взять деньги. А остальные видимо так и не узнают.
 
Конечно, с высоты многомиллионных бюджетов легко рассуждать о «духовном». Но ведь надо полагать, когда в правительстве затевались национальные проекты, в первую очередь и думали о качестве образования. Ведь выигранный миллион нельзя тратить на хозяйственные нужды, а исключительно на инновационные проекты.
 
- У меня такое ощущение, что мы о какой-то другой стране говорим! – почти возмущается Клочкова. - Предполагается, что муниципалитеты постоянно заботятся, чтобы в школе не текла крыша, чтобы дворники постоянно чистили снег у входа, ну и так далее и так далее…. Только в этом случае директор может думать о том, как бы пригласить из английского колледжа преподавателей, чтобы они обучили местных учителей. С учетом проживания в гостинице и билетов в оба конца, как раз миллиона хватит!
 
 
На 1 миллион рублей можно оборудовать современный компьютерный класс, можно купить тренажеры в спортзал, можно оборудовать зимний сад. И что дальше. Если школа выиграет миллион, то в течение трех последующих лет больше не сможет участвовать в конкурсе.
 
Национальные деньги предстоит тратить под жестким контролем КРУ, ФСБ и правительства. Избежать соблазнов, потратить их на сиюминутные нужды, вряд ли удастся.
 
Ну а что делать остальным школам, которые учат детей по обычным, но обязательным программам? Что делать тем учителям, у кого в классе по одному ученику, так как деревни вымирают.
 
Многие критикуют национальные проекты, считают их очередным политическим трюком накануне выборов в Госдуму и выборов Президента. Только, если средняя школа села Никольское все- таки выиграет этот миллион, думаю, в последнюю очередь подумают они о политике. Сразу пойдут сеялку покупать.
"