Posted 21 февраля 2019,, 14:19

Published 21 февраля 2019,, 14:19

Modified 3 ноября 2022,, 18:13

Updated 3 ноября 2022,, 18:13

Что ждет рынок коммерческой недвижимости в Нижнем Новгороде

21 февраля 2019, 14:19
Эксперты отмечают стагнацию на рынке торговой недвижимости в Нижнем Новгороде: новые торговые центры не строятся уже несколько лет, а старые игроки испытывают недостаток в заполнении торговых площадей.

Продолжится ли данная тенденция и какие меры позволят деволоперам остаться на плаву, узнал корреспондент NewsNN на пресс-конференции с участием экспертов компании IDEM.

Как отмечают эксперты, 2018 год был сложным как для деволоперов, так и ритейлеров. Многие города-миллионники, в том числе и Нижний Новгород, продемонстрировали худшие показатели по вводу торговой недвижимости за последние несколько лет.

«Активнее всего торговая недвижимость вводилась в Нижнем Новгороде с 2010 по 2015 год. Минувший год стал для Нижнего Новгорода третьим по счету, когда не было построено ни одного крупного торгового центра», - сообщил руководитель отдела консалтинга компании «IDEM» Денис Зыков.

Эксперты наблюдают снижение реально располагаемых доходов населения. По сравнению с 2017 годом покупательская способность нижегородцев снизилась на 15%, замедлился темп прироста оборота розничной торговли. Кроме того, в Нижнем Новгороде наблюдается избыток торговых площадей. Однако, по словам, Зыкова, они распределены в городе неравномерно. Некоторые районы еще могут быть интересны инвесторам для возведения объектов торговли, как, например, Московский и Приокский, где количество квадратных метров торговых площадей на единицу населения близка к нулевой отметке. Более всего обеспечены ТЦ Нижегородский и Канавинский районы.

Рассуждая о причинах стагнации рынка, эксперты выделяют и еще один фактор – это принципиальное изменение к подходу в розничной торговле, а именно уход и в онлайн-продажи. Малые компании, например, по оказанию косметических услуг, или кондитерские, предпочитают развивать бизнес на дому.

«Рост рынка онлайн-торговли, конечно, не приведет к полному исчезновению классического ритейла, но окажет на него существенное влияние. Большие шансы на успех сегодня имеет тот, кто сможет объединить лучшие черты традиционной и интернет-торговли», - сказала глава комитета по торговой недвижимости российской гильдии управляющих и девелоперов Екатерина Гресс.

В сложившейся обстановке ряд предпринимателей пытаются избавиться от объектов недвижимости, но сделать это в условиях стагнации рынка не просто. Примером может послужить торговый центр «Шоколад», который выставлен на продажу уже несколько лет.

«Цена площади в таких депрессивных ТЦ, как «Шоколад» может составлять около 35 тысяч рублей за кв. метр, тогда как строительство нового торгового центра обойдется как минимум в 50 тысяч рублей за кв. метр. Однако инвесторы не спешат покупать такие объекты, ведь у населения уже сложилось о них определенное стереотипное мнение, и чтобы оживить это пространство потребуются не малые средства. Проще и дешевле построить новый ТЦ», - уверена Гресс.

В целом, по словам Гресс, тенденция в России такова, что даже крупные ретейлеры отказываются от строительства собственных магазинов, предпочитая аренду. Например, компания Х5 Retail Group уже несколько лет практикует обратный выкуп: продают объекты недвижимости, оставаясь в них арендатором.

Курс на миллениалов и многофункциональные центры

На рынке ритейла 2018 года эксперты отмечают тенденцию прихода операторов DIY (от англ. Do It Yourself — рус. «сделай это сам»): товаров для обустройства дома и ремонта. Так значимыми для рынка города стали открытия гипермаркетов Leroy Merlin и HOFF. В свою очередь покинули рынок магазины товаров для детей – «Бегемот» и «Мама+Я».

«Чтобы оставаться на плаву, участникам рынка придется учитывать ряд общероссийских трендов. В частности, можно отметить дифференциацию торговой недвижимости и уход деволоперов в нишевые проекты, такие как, ритейл-парки, аутлет-центры, lifestile-центры. В качестве ориентира нужно учитывать тренд экономии времени, уход слабых игроков, взаимопроникновение онлайн и офлайн торговли, появление новых сервисов формата «Яндекс-еда», - рассказала Гресс.

При этом Гресс уточнила, что новые форматы, тренды приживаются в Нижнем Новгороде долго, примерно год. Именно этот факт, по ее словам, мог стать причиной неудачи проекта компании IKEA, которая в октябре 2018 открыла в ТЦ «Седьмое небо» дизайн-студию. 1 мая она будет закрыта.

«Возможно, дизайн-студия, через еще какой-то период стала бы популярной у нижегородцев и приносила бы дополнительных доход компании», - отметила эксперт.

Также участникам рынка необходимо ориентироваться на нового покупателя. Сейчас порядка 25% активных потребителей товаров и услуг составляют миллениалы – дети, рожденные в 2000-х. Они не представляют себе жизнь без гаджетов и googl, однако ищут живых эмоций, они требовательны, перегружены, ведут здоровый образ жизни, поэтому готовы переплачивать за экологичность продуктов. В сфере обслуживания миллениалы предпочитают индивидуальный подход. Для них важны удобство и быстрота обслуживания.

В данных условиях деволоперам и ритейлерам придется задуматься о реконцепции своего бизнеса. Востребованными станут центры стиля жизни, где можно не только покупать, но и активно провести время. Например, в Ижевске рядом с торговым центром построили открытый бассейн с подогревом и комплекс саун – «Ижевские термы». Это позволило значительно увеличить поток покупателей. По словам Гесс, в мире идет тенденция на создание многофункциональных центров, где находятся не только объекты торговли и развлечения, но также офисы, квартиры, детские сады и проч. В Росси пока таких примеров нет.

Что касается Нижнего Новгорода, то, по словам экспертов, наиболее успешным проектом может стать комплекс «Аквамания», в котором будут находиться магазины и первый в столице Поволжья аквапарк. Объект должен открыться в 2020 году.

"