Posted 10 августа 2012,, 12:08

Published 10 августа 2012,, 12:08

Modified 12 ноября 2022,, 14:58

Updated 12 ноября 2022,, 14:58

ОЛИМПИАДА В ЛОНДОНЕ - ПРОВАЛ РОССИИ

10 августа 2012, 12:08
{intro}Олимпиада в Лондоне принесла нам 4 место. Мы с трудом оторвались от Южной Кореи и очень серьезно отстали от тройки лидеров. Это провал! За последние 20 лет Россия системно теряла свои позиции на Олимпиадах. Судите сами: 1992 – 1 место; 1996 – 2 место; 2000 – 2 место; 2004 – 3 место; 2088 – 3 место. Это летние игры. Теперь, зимние: 1994 – 1 место; 1998 – 3 место; 2002 – 5 место; 2006 – 4 место; 2010 – 11 место! Некогда великая спортивная держава – пала. «В чем причины провала и что необходимо сделать, чтоб восстановить былую славу отечественного спорта», с этим вопросом мы обратились к нашим экспертам.{/intro}
Sample ImageАлександр Хайретдинов, ген. директор баскетбольного клуба «Нижний Новгород», мастер спорта СССР

Самое главное, чтобы был детский спорт, чтобы был отбор

Что-то уже начинает делаться: базы новые тренировочные, в Нижегородской области строятся ФОКи, тренировочные базы. Самое главное, чтобы базы были современные, современные бассейны, спортзалы тренировочные, поля и т.д. Но это не основное. Самое главное, чтобы был детский спорт, чтобы был отбор. Чтобы дети посещали какие-то секции, чтобы был отбор, чтобы была конкуренция. Сейчас, по сравнению с Советским временем стало меньше спортивных школ. Если, например, брать секции по баскетболу: раньше их было 8, сейчас их в 2 раза меньше. Развитие детского спорта и базы. И, соответственно, нужны специалисты. Если, например, взять тренерский состав, молодёжь не идёт в тренеры, потому что зарплата очень маленькая, а все хотят и работать и развиваться. Лучшие тренера по многим видам спорта уехали за границу, где лучше платят. Кадры, как говорится, решают всё. Необходимо обратить внимание на специалистов хороших, чтобы они не уезжали и на развитие детского спорта, чтобы было с кого взять.

Sample ImageВиталий Скитневский, декан факультета физической культуры НГПУ, мастер спорта

Чтобы что-то изменилось, нужна система! У нас была мощнейшая спортивная система. Сейчас многие элементы этой системы мы потеряли

В целом, необходимо менять систему спортивной подготовки. Отсутствие системы не могло не сказаться на результатах. Детские и юношеские спортивные школы стали работать в несколько другом режиме. Система подготовки высшей спортивной квалификации сейчас, по сравнению с Советской системой, естественно, стала несколько иной, поэтому и результаты стали иными. Была ещё инерция, когда до 2004 года на олимпиадах выступали люди, которые начинали свою деятельность в спорте ещё в те времена. Сейчас уже выступают те, кто рождён был в России. Поэтому и уровень результатов стал несколько другой. Чтобы что-то изменилось нужна система, система! Система не предполагает какие-то фрагменты, система предполагает именно системность. Это, в том числе и дух, и профессионализм, и тренировки. Я могу привести конкретный пример. 4 года назад, когда Центральный институт физкультуры отмечал свой 80-летний юбилей, это был май 2008 года, встал ректор пекинского спортивного вуза и сказал: «Центральный институт физкультуры - это лучшее образовательное учреждение мира. Мы сделали всё так, как нас учили. Буквально через несколько месяцев мы сможем доказать торжество Советской спортивной науки». У нас мощнейшая спортивная наука, у нас была мощнейшая спортивная система. Сейчас очень многие элементы этой системы мы потеряли. Очень многие тренеры, советские и российские, работают за границей и готовят людей из других стран. Я могу сказать одно, что спортивная подготовка - это наука. Многим кажется, что всё очень просто и достижимо, а простота обусловлена тем, что людям кажется: поднять руку или опустить ногу может каждый. А вот в этом-то и вся тонкость, что руку и ногу поднять может каждый, но как подвести человека к пику спортивной формы — это могут единицы, это наука. Наши недостаточно высокие результаты связаны именно со сбоями системы подготовки, не со спортивной системой, а со сбоями. С кадровым обеспечением, когда понятно, что люди уехали. Всё сваливать на деньги-это глупо. Хотя людям кажется, что это именно так.
Sample ImageВладимир Денисов, заслуженный мастер спорта, серебряный призёр Олимпийских игр, двукратный чемпион мира по фехтованию

Проблема не только в инфраструктуре, есть ещё и глобальная проблема с тренерскими кадрами

До недавнего времени у нас в стране были проблемы с инфраструктурой, например, не хватает нам спортивных залов. Сейчас и в Нижегородской области, да и по всей России наблюдается явный прогресс: появляются ФОКи в Нижегородской области и в самом городе. Я думаю, это не только массовый спорт поднимет, но и поднимет спорт высших достижений, потому что появляются не только ученики, мальчишки и девчонки, но и тренеры, которым есть, где работать, есть, с кем работать. Именно из этих мальчишек и девчонок в своё время, наверное, всё-таки, появятся члены сборной России, кандидаты на золотые и серебряные медали Олимпийских игр.
Проблема не только в инфраструктуре, есть ещё и глобальная проблема с тренерскими кадрами. Вы можете себе представить, что человек, заканчивающий институт физкультуры, молодой тренер, приходя на тренерскую работу, получает очень маленькую зарплату. Очень. Мы сейчас часто говорим про врачей, учителей и никогда не говорим про тренеров. Представляете, 8-12 тысяч рублей дают начинающему тренеру. И, тем более, если этот тренер мужчина, у него же семья! Хорошо, что у нас, в Нижегородской области есть программа по поддержке молодых специалистов. Здорово, что по окончании института молодому специалисту дают жильё, дают машину. Но, например, наша зарплатная сетка зависит от результатов спортсменов, а у начинающего тренера очень маленькая зарплата. В этом тоже причина.
Что касается настоящей ситуации. С точки зрения фехтования, не знаю, что происходит. На этих Олимпийских играх мы запланировали 2 золотых медали, две серебряных, две бронзовых, а получили – 2 серебряных и бронзовую. И главный тренер написал заявление об отставке. И, самое интересное, он говорит, что всем доволен: и тренерами, и учениками. Ну, как можно быть этим довольным?! Я смотрел соревнования: если человек выходит драться за золотую медаль, то видно, что он дерётся за золотую медаль. Мотивации я не увидел у наших. И так, наверное, во всех видах спорта: вроде б и подготовка есть, но чего-то явно не хватает. Как сказал наш президент, где мы не надеялись, там мы выигрываем, где надеялись - не выигрываем. С чем это связано, я не знаю. Может быть груз того, что запланировали.
Sample ImageЮрий Баринов, бронзовый призёр Олимпийских игр

Здание крепкое лишь в том случае, когда есть хороший фундамент. У нас в спорте на данный момент нет этого крепкого фундамента

Я думаю, вся причина в том, что у нас в спорте на данный момент нет крепкого фундамента. У нас нет работы с детьми. Сейчас всё больше привлекают иностранцев для того, чтоб они выступали за нашу страну. Это понятно. Но, когда слышишь, что победителем, игравшим за нашу сборную, стал не россиянин, то волей не волей задумываешься. Я знаю, что всё начинается с детства. Если детство хорошее и благополучное, то, естественно, что ребёнок вырастает развитым. Не все, конечно, становятся чемпионами. Но, я знаю по своему опыту, что из каждого набора хоть одна звёздочка, но появлялась. Дальше ребёнок развивался и прогрессировал.
На данный момент, судя по детским спортивным школам, я этого не вижу. Например, по велоспорту, по моему виду спорта, как таковой детской спортивной школы нет. Есть трудности и с тем, что даже и взрослым негде тренироваться. Когда дети-спортсмены вырастают, они тренируются за границей. У нас изначально нет крепкого фундамента. ФОКи не решают всех проблем. Чисто физически они повышают развитие. У ребёнка появляется желание заниматься спортом, он «загорелся», но, если дальше ему не дать развиваться, то результата не будет. Специализацию и мастерство развивает уже другой, не первый, тренер. Раньше этот бригадный метод был, т.е. первый тренер, открывший спортсмена, передавал его тренеру с высшей категорией, который натаскивал его в специализации. Сейчас я пока этого не вижу.

"