Posted 25 мая 2012,, 12:05

Published 25 мая 2012,, 12:05

Modified 12 ноября 2022,, 15:11

Updated 12 ноября 2022,, 15:11

Повышение тарифов на энергоносители

25 мая 2012, 12:05
{intro}1 июня отменяется ограничение на рост тарифов на энергоносители, введенное правительством России в конце 2011 года. Это означает, что цены на топливо, газ, электроэнергию начнут подниматься. Вслед за ними могут начать расти цены на многие товары и услуги. Как отреагирует на это общественное мнение и отразится ли рост тарифов на социально-политической ситуации в стране? Обсуждению данной темы планируется посвятить очередное заседание Нижегородского эксперт-клуба, которое пройдет в среду, 30 мая, в «Медиа Страйк холле». Пока эксперты обдумывают свои позиции, мы попросили их оценить важность самой темы.{/intro}

Максим Лубяной, директор филиала Института социологии РАН

В настоящий момент ситуация с повышением тарифов накладывается на общий фон недоверия, царящий в обществе.

Сегодня наш институт проводит исследование того, как отреагирует население нашей области на возможное повышение тарифов. Результаты этого исследования будут представлены в среду на круглом столе.

Но, вместе с тем, уже сейчас понятно, что, несмотря на то, что повышение будет с 1 июня, люди увидят квитанции только в июле. Это достаточно спокойный летний период, время дач, садово-огородных работ, и, возможно, что люди сначала и не заметят изменений.

Нужно учитывать, что тарифы не поднимались уже полгода, за это время произошли различные колебания цен на нефть, было много денег потрачено на выборы, были обещаны определенные социальные гарантии. Поэтому, я думаю, что государство за счет повышения тарифов попытается отыграть свои потери.

Стоит отметить, что в настоящий момент ситуация с повышением тарифов накладывается на общий фон недоверия, царящий в обществе, ожидания не очень хороших изменений. Очевидно, что, несмотря на значительную поддержку действующего президента на выборах, народ хочет положительных изменений, хочет нормально жить и развиваться. Но при этом, не надо путать стабильность со стагнацией. А пока стабильность все больше угрожает стагнирующими факторами.

Что касается увеличения социальной напряженности, она, скорее всего, будет расти. Ведь очевидно, что рост тарифов – это целый комплекс проблем, которые следуют за этим, это повышение стоимости практически на все.

Александр Жмыриков, политический психолог

Массовые волнения, которые можно будет ожидать уже к началу октября.

Повышение тарифов на энергоносители, несомненно, отразится на социально-экономической ситуации в стране, но не сразу. Дело в том, что реакция общества, она не непосредственная, а опосредованная. Опосредованная качеством человеческого капитала, который складывается из так называемого базового капитала и духовно-деятельностного капитала, который человек получает в процессе образования и развития. Повышение тарифов повлияет тройственно на качества условий жизни. Не на качество жизни, а на качество условий жизни. Каким образом? Во-первых, через то, что наша промышленность в большинстве своем лишится конкурентных преимуществ перед Западом, поскольку себестоимость товаров возрастет. В условиях вступления в ВТО это нанесет двойной отрицательный удар по реальному сектору нашей экономики. Наши товары будут становиться неконкурентоспособными. Промышленность будет вынуждена сокращать производство для того, чтобы стать рентабельным. Это нарушит отношения между различными видами производства, для восстановления которых тоже потребуется значительное время и средства.

Второе влияние — это непосредственное влияние на качество условий жизни граждан. Имеется в виду банальное повышение тарифов на свет, на газ, на воду.

Третье — это влияние через повышение цен на продукты питания, которое заложено в энергетической составляющей. Пониженные качества условий жизни повлияют на снижение жизнедеятельности граждан, а это повлияет на качество самой жизни. Снижение качества самой жизни изменит человеческий капитал в худшую сторону. После этого, естественно, будут массовые волнения, которые можно будет ожидать уже к началу октября. То есть будет такой отсроченный период, пока не затянется петля.

Александр Прудник, социолог

Как только начнется рост тарифов, то сразу же психологически будет сломана надежда на стабильность.

Для того, чтобы ответить на вопрос, как повышение тарифов отразится на состоянии общества и на политических процессах, надо в первую очередь представить себе, что значит власть для значительной части современного российского общества, почему эта власть была поддержана на выборах, почему проголосовали за Путина.

И здесь надо сразу признать, что многие из тех, кто голосовали за Путина, голосовали за него, как за единственного кандидата, который обещал, – и которому верили, - что он обеспечит стабильность. Он был кандидатом надежды на сохранение стабильности, на сохранение нынешнего благополучия. И это искупало в глазах населения все недостатки, которые видели в нем или в том, как проходила выборная кампания.

Как только начнется рост тарифов, то сразу же психологически будет сломана надежда на стабильность. И, очевидно, рост тарифов ЖКХ не будет одномоментным и не будет единичным – параллельно с ним начнут расти цены на продовольственные товары, на бензин и т.д. Соответственно, у общества возникнет ощущение, что вместо ожидаемой стабильности начинается то, чего боялись, то, спасаясь от чего, голосовали за нынешнюю власть, - начинается процесс обвала экономики, обвала уровня жизни.

А второй момент заключается в том, что первыми под этот жесткий удар попадут старшие группы населения – это как раз те группы, которые являются социальной опорой нынешней власти и Путина. В результате после того, как начнется рост тарифов ЖКХ социальная база нынешней власти начнет резко сужаться. А это приводит к стадии нестабильности.

Как это скажется на протестной активности? Нужно учитывать, что в нее вовлечена прежде всего «молодая» часть общества – она как не верила нынешней власти, психологически себя с ней не ассоциировала, - так и не будет. Поэтому отчужденность этой части общества от власти сохранится и будет нарастать. А «возрастные» группы населения, хоть и не присоединятся к протестной активности, но окажут ей моральную поддержку. И поэтому протестные движения будут нарастать в условиях роста моральной поддержки.

Третий момент заключается в том, что текущий политический режим удерживается во многом за счет кредита доверия, сложившегося в обществе. Легитимным президент признается только до того времени, пока он соответствует общественным ожиданиям. Как только эти ожидания окажутся обманутыми, формальная легитимность власти останется, но не будет того, что можно было бы назвать «моральной легитимностью».

Евгений Семенов, политолог

Нельзя исключать того, что к протестующим присоединится т.н. «путинское большинство».

Сам по себе рост тарифов - явление не редкое для нашей экономки. Для нашего населения это уже привычный - сезонный стресс. Однако нынешняя ситуация несколько отличается от предыдущих. Во-первых, рост тарифов был заморожен волевым решением федеральной власти накануне выборов в Государственную думу и выборов Президента. Цели такого решения совершенно очевидны и не требуют дополнительных комментариев. Однако, после отмены ограничений нельзя исключать того, что энергетические компании, попробуют не только поднять тарифы до допустимых законом пределов, но и вернуть себе то, что называется упущенной выгодой за полугодовое «голодание». А это уже иной рост, он может отличаться от традиционного январского подъема. Если органы государственной власти не реализуют какой-то программы социальной защиты, или не проведут информационной кампании, объясняющей населению, что происходит, тогда наберет силу второй фактор: напряжение, которое окончательно не спало в обществе после выборов, получит новую подпитку. И вот здесь нельзя исключать того, что к протестующему «креативному классу», присоединится т.н. «путинское большинство». Таким образом, не очень значительная сумма факторов может послужить катализатором для эскалации политической напряженности в стране и привести к непростым последствиям.


"