к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 46 6 33 7 15 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
17:12 Среда, 21 Декабря 2011

Ни одно поручение президента не осталось незамеченным

Интервью с министром экологии и природных ресурсов Нижегородской области Н.В. Небовым

Небов Николай Владимирович. Родился 1 мая 1974 года в г.Городец Нижегородской области.
Окончил Волжскую государственную академию водного транспорта по специальности «судовые энергетические установки». В 2000 г. окончил Нижегородский государственный технический университет по специальности «менеджмент». С 1996 по 97 гг. работал заместителем начальника отдела ОАО «Городецкий судоремонтно-механический завод». С 1997 по 2002 гг., начальником бюро, заместителем директора и главным инженером МУ «Дирекция единого заказчика» г.Городец. В 2002 стал директором МУП «Тепловые сети».

2005-2006 гг. - депутат Земского собрания Городецкого района и депутат Городецкой городской думы. В 2006 был главой администрации г.Городец. В 2007 гг. – заместитель начальника оперативно-распорядительного управления губернатора и правительства Нижегородской области. С ноября 2007 по ноябрь 2010 гг. - начальник оперативно-распорядительного управления губернатора Нижегородской области. Министром назначен 12 ноября 2010 года. Женат, воспитывает двоих детей.

- В июне 2011 года в Нижегородском регионе прошел президиум Госсовета под руководством президента России Д.А. Медведева. Основной темой Госсовета стали вопросы экологии. В результате работы Госсовета Президент РФ дал поручения и поставил ряд задач, в том числе касающихся и Нижегородской области. Что удалось сделать за прошедшее время?

- Одной из острых экологических проблем Нижегородской области, оказавшихся в центре внимания Президента, является накопленный экологический ущерб. То, что собиралось на территории области и Дзержинска десятилетиями и досталось нам в наследство. В частности, на территории г. Дзержинска находится ряд объектов размещения промышленных отходов, сформировавшихся в результате деятельности химических предприятий в доперестроечный период. Также на территории г. Дзержинска расположен крупнейший в Нижегородской области полигон ТБО «Игумново», оказывающий серьезное негативное воздействие на окружающую среду и подлежащий закрытию и рекультивации.

По итогам президиума Госсовета президентом РФ поручено разработать проекты ликвидации и рекультивации полигона ТБО «Игумново», полигона глубинного захоронения жидких отходов производства симазина, печально известной свалки жидких и пастообразных отходов, которую называют «Черная дыра» и большого шламонакопителя, известного под названием «Белое море». Кроме того было поручено решить вопросы по ликвидации загрязненных инфраструктурных объектов на территории ОАО «Корунд».

Вопрос финансирования рекультивации полигона ТБО «Игумново» сегодня прорабатывается с министерством экономического развития РФ и ОАО «Сбербанк России». Со своей стороны, Правительство Нижегородской области уже обеспечило разработку проекта рекультивации полигона «Игумново». Полигон будет закрыт в начале 2012 г.
Проект ликвидации полигона глубинного захоронения жидких отходов производства симазина разрабатывается в настоящее время ООО «ВНИИПИ Промтехнологии» и будет готов в конце декабря. По итогам проектирования будет определена стоимость ликвидации.

Для проектирования ликвидации свалки «Черная дыра» необходимо проведение НИР по определению ее химического состава и объема накопленных отходов. Средства на выполнения этой работы заложены в рамках областной целевой программы «Отходы» на 2012 год. По итогам проведения исследования будет организовано проектирование ликвидации свалки, а деньги на это уже заложены в федеральном бюджете.

Что же касается шламонакопителя «Белое море» то в настоящее время разрабатывается проект его ликвидации и ведет эту работу собственник – ОАО «Сибур-Нефтехим». Срок готовности проекта – конец 2012 г.

Для разработки проекта ликвидации загрязненных объектов ОАО «Корунд» сейчас совместно с Нижегородским государственным университетом ведутся работы по определению класса опасности отходов, которые образуются при демонтаже зданий и оборудования. На 2012 год в федеральном бюджете заложены средства на проектирование этой ликвидации и санации территории. Как вы видите, работа идет активно. Где-то мы практически приближаемся к финалу, где-то работы требуют более серьезных усилий и поэтому они только в самом начале, но можно сказать одно: ни одно поручение Президента не осталось без внимания и сегодня мы здесь ведем наступление по всем фронтам.

- Одной из самых острых тем, вызывающей бурные общественные дискуссии является вопрос поднятия уровня Чебоксарского водохранилища. Почему эта тема обладает такой остротой, в чем суть противоречий и какова позиция министерства и правительства Нижегородской области по этому вопросу?


- Дальнейший подъём уровня воды Чебоксарского водохранилища до отметки 68 м, по мнению правительства Нижегородской области, приведёт к резкому ухудшению экологической обстановки в Нижегородской области, ухудшению качества воды, усилению оползневых процессов, потребует переселения жителей, значительных затрат на изменение инфраструктуры и инженерной защиты Нижнего Новгорода в результате подъема грунтовых вод. Проведенные к настоящему времени многочисленные экспертизы показали, что при любом подъеме уровня водохранилища выше нынешней отметки 63,0 м наносимый ущерб и требуемая компенсация многократно возрастут.

Предварительный расчет, проведенный администрациями муниципальных образований Нижнего Новгорода, Дзержинска, Балахнинского района, позволяет оценить предполагаемый ущерб от затопления и подтопления, и  объем средств на необходимые мероприятия по инженерной защите и перекладке коммуникаций, в сумме не менее 500 млрд. рублей. Но даже этой суммы будет недостаточно, так как в ней не учтены затраты на природоохранные мероприятия, связанные с ликвидацией накопленного экологического ущерба (в том числе многолетних захоронений химически опасных веществ в зоне возможного подтопления), объем которых в настоящее время не представляется возможным оценить.  Кроме того, при оценке эффективности проекта следует принимать во внимание затраты на эксплуатацию систем инженерной защиты территорий, которые лягут в качестве нагрузки на местные и региональный бюджеты. Окончательные выводы можно будет сделать только по результатам проектных работ, завершение которых предполагается не ранее 2012 года.

Поднятие уровня Чебоксарского водохранилища еще на 5 метров нанесет огромный вред окружающей среде, обострит все уже существующие экологические проблемы. Позиция правительства Нижегородской области не изменилась и состоит в недопустимости подъема уровня водохранилища ни до отметки 68 м, ни до какой-либо другой отметки. Аналогичная позиция выражена в постановлении Законодательного собрания Нижегородской  области от 21 сентября 2006 года № 211-IV. Иницируемый ОАО «РусГидро» проект увеличения выработки электрической энергии посредством подъема уровня Чебоксарского водохранилища, является вредным, опасным, неэффективным и экономически нецелесообразным.

- Еще одной темой, вызывающей неизменно болезненную реакцию населения и общественности является тема переработки и утилизации бытовых отходов. Есть ли у министерства собственное видение решения этой проблемы и если да, то, как сегодня выглядит его концепт?

- Эта проблема является одной из актуальных задач правительства Нижегородской области. В целях формирования единой государственной политики в сфере обращения с отходами сформирована и реализуется областная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 годы». При ее разработке был проанализирован опыт ряда регионов РФ, а также Европейского Союза. В основу концепции программы положены европейские принципы обращения с отходами. Программа направлена на создание и развитие современной инфраструктуры на этапах сбора, вывоза и утилизации отходов на основе усовершенствованной нормативно-правовой базы, а также на снижение объемов полигонного захоронения. Центральное звено Программы – переход области на новую систему обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) на стадии их сбора, транспортирования и утилизации. Основные мероприятия Программы предусматривают:

1. централизацию и укрупнение объектов размещения отходов и сокращение их количества с 246 существующих свалок до 9 полигонов ТБО на всю область с определением зоны обслуживания и планируемого объема поступающих отходов;
2. проектирование и строительство 8 современных мусоросортировочных комплексов с межмуниципальными полигонами по размещению непригодных для переработки ТБО;

3. минимизацию объема отходов, подлежащих захоронению, и вовлечение вторичных материальных ресурсов в дальнейший хозяйственный оборот;

4. исполнение графика вывода из эксплуатации объектов захоронения отходов (свалок), не соответствующих санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям, по мере ввода новых полигонов;

5. внедрение системы двухэтапного вывоза отходов посредством строительства мусороперегрузочных станций;
6. совершенствование законодательства в области обращения с отходами;

7. разработку концепции формирования инфраструктуры промышленной переработки отходов.

Из 9 новых межмуниципальных полигонов, предусмотренных программой, полигон в Балахнинском районе уже существует. По 6 новым полигонам ведется активная работа. До конца 2012 года должны начать работу 5 новых межмуниципальных полигонов ТБО. С учетом действующего полигона в Балахнинском районе общая обеспеченность населения Нижегородской области современными объектами захоронения отходов достигнет 78 %.

С момента ввода в эксплуатацию новых полигонов все действующие санкционированные свалки будут закрыты, после чего должна быть осуществлена их рекультивация. На первом этапе этого процесса программа предусматривает разработку проектов рекультивации крупнейших полигонов и свалок. По итогам двух лет реализации программы разработано 38 проектов рекультивации, в том числе – крупнейшего полигона ТБО «Игумново». Полностью ликвидирован полигон в Балахнинском районе, в Чкаловском и Варнавинском районах в 2011 году осуществлен первый этап рекультивации. Частными инвесторами активно ведется переоснащение системы сбора и вывоза ТБО современной техникой – евроконтейнерами и современными мусоровозами. По оценкам минэкологии к 2011 году обеспеченность населения современными контейнерами и мусоровозами достигла 71 %, общий объем инвестиций составил более 500 млн. рублей.

- Одна из важнейших задач определенных в «Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года» состоит в увеличении объемов инвестиций. Касается ли решение этой задачи министерства экологии и природных ресурсов? Как министерство взаимодействует с Инвестиционным блоком Правительства региона? Можно ли привести примеры, иллюстрирующие результативность работы в этом направлении?

-  Мы самым тесным образом сотрудничаем с инвестиционным блоком правительства. Министерство в рамках осуществляет рассмотрение заявок к Инвестиционному совету. По итогам изучения документации с учетом осмотра участка, анализа природоохранных норм мы готовим отзыв о возможности размещения объектов.

В ходе рассмотрения инвестиционных заявок в обязательном порядке оценивается возможность использования участка под заявленные цели с позиций сохранения озелененных территорий общего пользования, соблюдения режима особо-охраняемых природных территорий, береговой полосы и водоохранных зон водных объектов. За 2011 год министерством в рамках подготовки к инвестиционным советам было рассмотрено 965 инвестзаявок и материалов по переводу земельных участков из одной категории в другую. Из общего количества рассмотренных материалов было одобрено 874 заявки, по 82 – подготовлены отрицательные заключения. В 2011 году с учетом мнения министерства были приняты решения инвестсовета (рабочей группы) о невозможности реализации проектов:
- «Здание с апартаментами и офисными помещениями на земельном участке, расположенном по ул.Верхне-Волжская набережная у домов 14,15 (озелененная территория);
- Площадки для складирования инертных материалов в Лысковском районе, правый берег Волги (затон Оселковский между 1019 и 1020 км судового хода) для складирования инертных материалов (зона затопления Чебоксарского водохранилища);
- «Паркинг-центр» по ул.Алексеевская, напротив дома 26 в г.Н.Новгороде (озелененная территория общего пользования);
- «Торгово-выставочный комплекс» по ул.Б.Печерская, у дома 70/5 (озелененная территория общего пользования);
- «Строительство автосалона» в Приокском районе г.Н.Новгорода (озелененная территория общего пользования);
- миниАЗС №1 в Приокском районе г.Н.Новгорода.

Что касается федеральных субсидий, которые также можно рассматривать как привлеченные инвестиции, то можно отметить, что Нижегородский регион один из немногих субъектов Верхне-Волжского БВУ, в которых реализуются масштабные объекты берегоукрепления с привлечением федеральных денег.

В рамках Федеральной адресной инвестиционной программы в 2011 году проведены берегоукрепительные работы на р. Волга в районе г. Балахна на участке № 2». Протяженность берегоукрепления составила 588 п. м. Всего было защищено 19 жилых многоквартирных дома, 75 частных жилых домов, линии электропередач, газопроводы, канализационные и тепловые сети и другие объекты. Общее количество людей, проживающих на территории, защищенной от негативного влияния вод р. Волга 6,2 тыс. человек. Общая стоимость строительства – 129,8 млн. руб. На данный момент эти работы выполнены в полном объеме.

На 2012 год планируется продолжить эти работы в районе Балахны на участке № 3», который является продолжением 2 участка. Протяженность участка составит 1,2 км, сметная стоимость 377,9 млн. руб. Общая сумма предотвращаемого ущерба 5 939,1 млн. руб. Здесь мы также защитим множество жилых домов, производственные объекты, памятники архитектуры Федерального и областного значения, в частности комплекс Покровского монастыря (Никольская церковь, Покровская церковь XVII века) и особняк постройки конца XIX века, Под защиту попадут инженерные сети и разные сельскохозяйственные объекты, например садоводческие хозяйства общей площадью 18000, что с точки зрения простых нижегородцев тоже очень важно.

2011 году завершено строительство объекта «Берегоукрепление 1-й очереди в р.п. Сокольское на Горьковском водохранилище» продолжавшееся на протяжении 4-х лет. 10 августа 2011 года объект был сдан. Общая стоимость работ по строительству составила 178 млн. руб. Протяженность построенного берегоукрепления 1108 м. В результате этих работ защищено 11 административных, 1500 жилых зданий, 3 учреждения культуры и другие объекты. Общее количество людей, проживающих на территории, защищенной от негативного влияния вод Горьковского водохранилища 6,7 тыс. человек. Проведенные работы по укреплению береговой зоны остановили активное разрушение берега водами Горьковского водохранилища.

Что касается такого объекта, как «Берегоукрепление р. Санохта в районе г. Семенов», общая сумма предотвращаемого ущерба 3647 млн. руб., общая эффективность кап. вложений 107,3 рубля на 1 руб. затрат. В зоне подтопления в границах берегоукрепления находятся частные дома 1-2 этажные и здесь проживает около 150 человек. Мы сможем защитить их, подсобные строения, защитим ЛЭП- 2 км, а также 3 км. линий связи. Стоимость объекта 32,6 млн. руб.

На многие из этих работ Нижегородской области выделяются федеральные субсидии. В рамках осуществления переданных полномочий по охране водных объектов и предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий из федерального бюджета нам в 2011 году выделены деньги, за счет которых проводятся работы по расчистке водохранилища на р. Валава в районе г. Лысково (водоем питьевого водоснабжения). В 2012 году планируется выполнить работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории Нижегородской области.Таким образом, мы активно участвуем в региональном инвестиционном процессе, привлекая солидные целевые средства в бюджет области из федерального бюджета. В итоге мы способствуем улучшению качества жизни в регионе.