к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 46 6 33 7 38 8 37 9 12 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
11:06 Вторник, 28 Июня 2011

Бензин: математика цен


Нижегородские автолюбители, как и водители из других российских регионов, обеспокоены ростом цен на бензин, который наблюдался на АЗС последние два месяца. Между тем, по мнению иностранных экспертов, стоимость топлива у нас достаточно небольшая. Ведь в европейских странах цены на бензин начинаются от 45-50 рублей за литр. Конечно, в России бензин тоже подорожал, но эта тенденция наблюдается во всем мире. Хотя в нашей стране есть свои особенности.

Одна из основных причин роста стоимости топлива – высокие цены на нефть на мировом рынке. По мнению отраслевых экспертов, с октября прошлого года по май нынешнего стоимость черного золота увеличилась на 50%. Удорожание углеводородного сырья было обусловлено выходом мировой экономики из кризиса, что привело к увеличению потребления нефти.  В России некоторое время цены на бензин искусственно сдерживались, и в результате получился перекос - относительно низкая стоимость топлива внутри страны и высокая на мировом рынке. Параллельно с мировым ростом цен на нефтепродукты продолжает расти налоговая нагрузка на нефтяные компании в РФ, в том числе экспортная пошлина и акциз. «Акцизы на бензин и дизтоплива с января 2011 года выросли в полтора-два раза – такого роста не было с 2001 года. В целом, на сегодняшний день налоги составляют почти 60% стоимости литра бензина в России, – пояснил «ИНТЕРФАКС-АНИ» один из участников рынка.

Для сравнения, в Соединенных Штатах этот показатель равняется примерно 11%, при этом  в Америке цены на топливо значительно выше российских.

Еще одной причиной удорожания топлива в России стало введение запрета на реализацию бензинов ниже стандарта Евро-3 с 1 января этого года. Для перехода на выпуск Евро-3 и 4 предприятиям необходимо провести модернизацию своих производственных мощностей и кардинально обновить имеющееся оборудование. А это означает масштабные инвестиции в переоснащение нефтеперерабатывающих заводов. Многие отечественные НПЗ не смогли модернизировать свое производство или просто проигнорировали данное требование. Вместо производства бензина они были вынуждены переориентироваться на выпуск сырья для нефтехимической промышленности, что привело к нехватке моторного топлива и, следовательно, росту его стоимости.  В основном модернизировать производственные мощности начали вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) (сами добывают нефть, сами перерабатывают, сами реализуют готовый продукт потребителю).

Так, например, «Газпром нефть» только в этом году на модернизацию Омского НПЗ выделила около 19 миллиардов рублей. На Ярославском нефтеперерабатывающем заводе также осуществляется масштабная поэтапная модернизация. В технологическое перевооружение Ярославского НПЗ, бензин с которого поставляется на АЗС «Газпромнефть» в Нижегородскую область, а также Ярославскую, Ивановскую, Ленинградскую и др., за последние 10 лет было вложено около 40 миллиардов рублей. Уже сейчас это предприятие выпускает бензины стандартов Евро-3 и Евро-4.

Более того, на Ярославском НПЗ налажено производство дизельного топлива самого высокого пятого класса. Современные производственные мощности позволяют компании стабильно и бесперебойно снабжать свои АЗС качественным топливом.

В настоящее время в правительстве рассматривается вопрос о том, чтобы отложить запрет на реализацию бензинов ниже стандарта Евро-3. С этим согласны далеко не все специалисты. По мнению президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, это будет несправедливо в отношении тех компаний, которые инвестировали значительные средства в свои нефтеперерабатывающие мощности, а кто-то не делал ничего.

Кроме того, в числе причин повышения цен на моторное топливо эксперты называют  неготовность независимых операторов АЗС к современным условиям. «Большинство независимых АЗС работают через цепочки трейдеров, - пояснил «ИНТЕРФАКС-АНИ»  директор департамента по переработке нефти Минэнерго Петр Дегтярев. – Независимые операторы АЗС не смогли обеспечить заключение прямых контрактов с НПЗ, своевременно не вышли на биржи, где имелась возможность приобрести дополнительные объемы нефтепродуктов и не отказались от услуг трейдеров. В преддверии летнего сезона, когда спрос на бензин традиционно высок, трейдеры в ажиотаже скупали партии топлива, чтобы перепродать их по более высокой цене. Как результат, биржевые цены поползли вверх и превысили уровень 30 тыс. рублей за тонну.

По мнению президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, действия именно государственных нефтяных компаний привели к стабилизации цен на бензин. Он считает, что бесперебойные поставки горючего лишили недобросовестных продавцов топлива возможности взвинчивать стоимость своей продукции. Для стабилизации ситуации на внутреннем рынке, связанной с нехваткой нефтепродуктов, крупные нефтяные компании делали все возможное для ее исправления. В апреле-мае этого года та же «Газпром нефть» увеличила объем производства высокооктанового бензина и существенно нарастила поставки топлива почти во все регионы присутствия компании. Кроме того, «Газпром нефть» оказывала поддержку и другим регионам, где у компании не имеется собственных нефтебаз и сети АЗС. К примеру, 2000 тонн автобензина в мае «Газпром нефть» поставила в Республику Тыва.