Posted 6 апреля 2009,, 08:04

Published 6 апреля 2009,, 08:04

Modified 12 ноября 2022,, 16:07

Updated 12 ноября 2022,, 16:07

Молитву запевай!

6 апреля 2009, 08:04
За полчаса до начала концерта в филармонии еще тишина. Между репертуаром и анонсом джазового фестиваля - афиша с изображением людей в черных рясах. Праздничный Патриарший хор - билеты от трехсот рублей. Но внутри - ничего монастырского. На «распевке»- четырнадцать человек, одеты все в «гражданское». В пустой зал несется «Боже, царя храни». Репетиция длится не меньше полутора часов - не хуже концерта. Организаторы терпеливо ждут в стороне. - Регент - самый высокий. Подойдите к нему, когда закончит. О регенте, Георгии Софонове почитал заранее. Академия им. Гнесиных, многочисленные фестивали дирижеров. Титулованность вообще этому хору свойственна. Все с высшим вокальным образованием. Это они только выступают в рясах, на самом деле - люди светские, хотя и верующие. Титулованный руководитель улыбчив, открыт и очень вежлив. - Почти все из нашего хора выступают еще и сольно. Поют в московских театрах. В Нижнем Праздничный патриарший хор уже выступал один раз - осенью. Но тогда были лишь частью концерта. И вот, по приглашению филармонии приезжают повторно. - Мы все равно успели заметить, что публика здесь теплая. Она душевнее и проще чем в Москве. Еще перед разговором выясняю - концертная деятельность хора протекает достаточно бурно. Постоянные разъезды по России, зарубежные фестивали. Не считая постоянных служб с Патриархом. - Мы недавно снялись в кино. – Продолжает регент не без гордости. – В седьмой и восьмой части «Дворцовых переворотов». Раньше мы тоже участвовали в съемках, мы озвучивали все службы, которые происходят в фильме. Недавно снялись в фильме «Апокриф»- это о Чайковском. На папочках - православные кресты. До концерта остается уже немного и хористы надевают рясы. В фойе появляются первые зрители. Видимо, ждали ажиотаж - несколько рядов приставных стульев, по бокам и даже перед первым рядом. В первом отделении обещана духовная музыка, во втором - светская. - Мы очень тщательно подходим к репертуару. Совсем без светских песен нельзя, поем романсы, гимны, марши. Стараемся подбирать такие произведение, которые были бы прежде всего духовными, объясняет регент. Нехитрое убранство сцены, давки в проходах нет. Интересуюсь, кто пришел. Выясняется-постоянные посетители филармонии. Бабушка накопила на билет, сидит в первых рядах. – Почему?- спрашиваю. - Мне хочется именно духовной музыки. Я как только узнала, что будет хор, выбрала время и пришла. Специалисты отмечают - последние несколько лет идет постоянный подъем спроса на церковную музыку. Или на музыку, так или иначе начавшуюся в церкви. Процесс начался немного позже, чем само восстановление приходов. Первые хористы появились тогда же, но уровень певческого мастерства еще только подрастал. Требования к исполнителям в храмах повышались. Вместе с уровнем пения рос и интерес. Сейчас этот же Патриарший хор записывает компакт-диски и снимается в кино. Несмотря на имя, пустые места в зале остаются. То ли цены отпугнули, то ли церковность репертуара. Никого из VIP- персон в первый день концерта не было. Ни от администрации, ни от Епархии. - Вот, недавно хор Турецкого выступал, неужели лучше? - зритель с досадой машет рукой. - Какой хор Турецкого? Самодеятельность. Перед каждым номером регент подробно объясняет смысл произведения, его составляющие и особенности исполнения. Песнопения 16 века, сейчас используемые редко. Оказывается, за границей этот хор знают больше чем у нас. Там спрос на русские традиции и высокий уровень исполнения стабильно высок. - Людям все больше интересно классическое искусство,- говорил регент еще перед выступлением. И приходить на концерты будут все больше. Второй справа хорист постоянно тихонько кашлял. Видно было - хочет сделать это как можно тише. И воду с собой на сцену не возьмешь.
За полчаса до начала концерта в филармонии еще тишина. Между репертуаром и анонсом джазового фестиваля - афиша с изображением людей в черных рясах. Праздничный Патриарший хор - билеты от трехсот рублей. Но внутри - ничего монастырского.
 
На «распевке»- четырнадцать человек, одеты все в «гражданское». В пустой зал несется «Боже, царя храни».
 
Репетиция длится не меньше полутора часов - не хуже концерта. Организаторы терпеливо ждут в стороне.
 
- Регент - самый высокий. Подойдите к нему, когда закончит.
 
О регенте, Георгии Софонове почитал заранее. Академия им. Гнесиных, многочисленные фестивали дирижеров. Титулованность вообще этому хору свойственна. Все с высшим вокальным образованием. Это они только выступают в рясах, на самом деле - люди светские, хотя и верующие.
 
Титулованный руководитель улыбчив, открыт и очень вежлив.
 - Почти все из нашего хора выступают еще и сольно. Поют в московских театрах.
 
В Нижнем Праздничный патриарший хор уже выступал один раз - осенью. Но тогда были лишь частью концерта. И вот, по приглашению филармонии приезжают повторно.
 
- Мы все равно успели заметить, что публика здесь теплая. Она душевнее и проще чем в Москве.
 
Еще перед разговором выясняю - концертная деятельность хора протекает достаточно бурно. Постоянные разъезды по России, зарубежные фестивали. Не считая постоянных служб с Патриархом.
 
- Мы недавно снялись в кино. – Продолжает регент не без гордости. – В седьмой и восьмой части «Дворцовых переворотов». Раньше  мы тоже участвовали в съемках, мы озвучивали все службы, которые происходят в фильме. Недавно снялись в фильме «Апокриф»- это о Чайковском.
 
На папочках - православные кресты. До концерта остается уже немного и хористы надевают рясы. В фойе появляются первые зрители. Видимо, ждали ажиотаж - несколько рядов приставных стульев, по бокам и даже перед первым рядом. В первом отделении обещана духовная музыка, во втором - светская.
 
- Мы очень тщательно подходим к репертуару. Совсем без светских песен нельзя, поем романсы, гимны, марши. Стараемся подбирать такие произведение, которые были бы прежде всего духовными, объясняет регент.
 
Нехитрое убранство сцены, давки в проходах нет. Интересуюсь, кто пришел. Выясняется-постоянные посетители филармонии. Бабушка накопила на билет, сидит в первых рядах.
 
– Почему?- спрашиваю.
- Мне хочется именно духовной музыки. Я как только узнала, что будет хор, выбрала время и пришла.
 
Специалисты отмечают - последние несколько лет идет постоянный подъем спроса на церковную музыку. Или на музыку, так или иначе начавшуюся в церкви. Процесс начался немного позже, чем само восстановление приходов. Первые хористы появились тогда же, но уровень певческого мастерства еще только подрастал. Требования к исполнителям в храмах повышались. Вместе с уровнем пения рос и интерес. Сейчас этот же Патриарший хор записывает компакт-диски и снимается в кино.
 
Несмотря на имя, пустые места в зале остаются. То ли цены отпугнули, то ли церковность репертуара. Никого из VIP- персон в первый день концерта не было. Ни от администрации, ни от Епархии.
 
 - Вот, недавно хор Турецкого выступал, неужели лучше? - зритель с досадой машет рукой.
- Какой хор Турецкого? Самодеятельность.
 
Перед каждым номером регент подробно объясняет смысл произведения, его составляющие и особенности исполнения. Песнопения 16 века, сейчас используемые редко. Оказывается, за границей этот хор знают больше чем у нас. Там спрос на русские традиции и высокий уровень исполнения стабильно высок.
 
- Людям все больше интересно классическое искусство,- говорил регент еще перед выступлением. И приходить на концерты будут все больше.
 
Второй справа хорист постоянно тихонько кашлял. Видно было - хочет сделать это как можно тише. И воду с собой на сцену не возьмешь.
 
"