к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 46 6 33 7 38 8 37 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
16:08 Среда, 18 Августа 2010

«Великолепная семерка»: в поисках оптимальной архитектуры регионального правительства

{intro}Второй по счету срок своих полномочий губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев начал с кадровых перестановок. Через сутки после инаугурации глава региона в один день принял отставку членов правительства и тут же объявил об изменениях в архитектуре региональной исполнительной власти. Штат заместителей губернатора пополнился двумя персонами: Дмитрий Сватковский возглавит инвестиционный блок, а Вадим Иванов будет курировать вопросы внешней и внутренней политики, но уже в ранге замгубернатора. Особый статус представителя губернатора в Заксобрании области получил Александр Цапин. Список структурных подразделений областной администрации также увеличился. Они возникли скорее как результат перераспределения полномочий и функций внутри самого правительства. Это министерство спорта и молодежной политики и департамент информационной политики, средств связи и СМИ.{/intro}

Чем продиктованы эти нововведения? Мы имеем дело с тактическим ходом, ориентированным на решение задач ближнего порядка или все-таки речь идет о стратегических построениях, направленных на ускоренное посткризисное восстановление и дальнейшее развитие региона? Мы попросили экспертов прокомментировать последние перемещения в структуре правительства и ответить на вопросы: С чем связаны структурные и кадровые изменения в правительстве Нижегородской области? Означают ли они, что сменились приоритеты политики губернатора? К каким практическим результатам приведут данные изменения?

Sample ImageВалерий Осокин, председатель комитета Законодательного собрания Нижегородской области по вопросам государственной власти области и местного самоуправления

«В зависимости от ситуации в области, в стране, меняются задачи региональной власти».

Во-первых, мы доверяем губернатору: это показало голосование при согласовании кандидатуры Валерия Шанцева на должность губернатора Нижегородской области. Он опытный управленец и за пять лет хорошо справился с управлением областью. А во-вторых, в зависимости от ситуации в регионе, в стране, меняются задачи региональной власти. Меня радует, что мы при достаточно нестабильной финансовой ситуации неплохо выглядим наряду с другими регионами, и что социальные обязательства у нас выполняются. Это самое главное. То, что нужно еще больше заниматься внутренней политикой, для того чтобы подготовить определенный прорыв, тоже очень важно. Поэтому мы поддерживаем те изменения, которые внес Валерий Шанцев. Я думаю, что работа от этого только улучшится. И немаловажный момент, что сейчас Александр Цапин будет взаимодействовать с Законодательным собранием области. Мы знаем его как одного из самых опытных парламентариев Нижегородской области. Более качественно будут готовиться законы, а это послужит лучшему их выполнению.

Я считаю, что эти изменения приведут к позитивным результатам. В частности, мне импонирует Дмитрий Сватковский, и то, что у него сейчас будут дополнительные функции, я думаю, это послужит дальнейшему развитию спорта в Нижегородской области. Вообще, я не сомневаюсь в компетентности и правильности предложенных Валерием Шанцевым кандидатур на должность своих заместителей. Для нас там только две кандидатуры можно назвать новыми, но, я думаю, что эти люди с поставленной задачей справятся, и область от этого только приобретет.

 Александр Тимофеев, руководитель НРО партии «Единая Россия»

«На мой взгляд, данные изменения приведут к решению всех тех задач, которые поставлены Д.Медведевым и В.Путиным».

Я думаю, что на основании тех задач, которые поставил Президент РФ Дмитрий Медведев и Председатель Правительства РФ Владимир Путин для всех губернаторов, глав регионов, данная структура правительства, по мнению губернатора, является более оптимальной, чем та, которая была. В данном случае, в принципе, особых изменений практически не произошло. Губернатор из своего прямого руководства вывел ряд министерств, что говорит о том, что структура будет более быстрая и эффективная.

На мой взгляд, данные изменения приведут к решению всех тех задач, которые поставлены Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным, к улучшению жизни каждого нижегородца, к увеличению бюджета и так далее.

 Владислав Егоров, руководитель фракции «КПРФ» Законодательного собрания Нижегородской области

«Если говорить в целом о структуре, то мы возвращаемся к развернутой структуре блоков, которая была до кризиса».

Что касается представителей губернатора в Законодательном собрании, то эта должность была и раньше. Другое дело, что она не была в ранге министра. Сегодня губернатор заверил депутатов, что не произойдет увеличения штатной численности и объемов финансирования в результате реструктуризации правительства, поскольку до 1 января 2011 года на 10% планируется сокращение в правительстве.

Я считаю, что должность заместителя губернатора, которую занял Иванов Вадим Витальевич, она в большей степени связана с руководством аппарата правительства, а у нас эта практика была и раньше. Силаев был заместителем губернатора и руководителем аппарата, поэтому, в принципе, в блоке, который предложено курировать Вадиму Иванову, ничего не изменилось, изменился только руководитель. Министерство внутренней политики, оно было, изменится только руководитель, поскольку Цапин Александр Иванович станет министром-представителем губернатора в Законодательном собрании. Управление делами правительства находилось всегда в ведении заместителя губернатора, так же, как и сейчас это будет. Поэтому в этом блоке как раз принципиально ничего, кроме его руководителя не изменится.

Если говорить в целом о структуре, то мы возвращаемся, так скажем, к развернутой структуре блоков, которая была до кризиса. Потом начался кризис, и ее свернули фактически в вертикаль, где был губернатор, первый вице-губернатор Иванов, а дальше он уже, по сути, курировал работу министерств. Сейчас произошла перегруппировка министерств под вице-губернаторов. В частности, радикальным изменением стала передача в блок Сватковского инвестиционных вопросов. Все инвестиции перешли к нему, и министерство имущества. Это очень мощный блок, он очень усилился в новой структуре и в определенной степени стал уравновешивать функции первого заместителя губернатора Иванова Владимира Александровича, который в большей степени будет заниматься курированием финансовой и производственной сферы.

 Денис Лабуза, руководитель НРО партии «Правое дело»

«Не думаю, что здесь какая-то смена приоритетов – здесь просто ставка на тех людей, которые себя проявили с лучшей стороны за прошедшие годы».

Изменений в приоритетах политики губернатора не видно. Я думаю, что просто за это время люди себя показали, проявили, и назначение новых замгубернаторов – это показатель того, что люди за эти годы набрались опыта, достигли новых высот, новых результатов, и им было оказано доверие в том, что они ушли на повышение. Поэтому я не думаю, что здесь какая-то смена приоритетов – здесь просто ставка на тех людей, которые себя проявили с лучшей стороны за прошедшие годы. Это абсолютно грамотный подход.

Я как бывший министр развития предпринимательства всегда переживаю за свое министерство. Я, на самом деле, рад, что оно попало в блок Дмитрия Сватковского. Министерство инвестиций, которое ведет все основные проекты Нижегородской области, будет курироваться вместе с министерством предпринимательства, а также министерством имущества, потому что основные вопросы, которые волнуют предпринимателей – либо аренда земельных участков, либо аренда какого-то имущества, либо продление инвестконтракта. В рамках единого блока под руководством Дмитрия Сватковского эти задачи будут решаться эффективнее и гораздо быстрее. То есть проблемы будут решаться быстрее, а отношения с инвесторами будут развиваться эффективнее, потому что все инвестиции и проекты будут в одном блоке. Все равно будущее, перспектива развития – это субконтрактация, аутсорсинг, взаимодействие крупных, малых, средних предприятий, и в инвестиционных проектах это особо проявляется.

Мне кажется, что это вполне логичные структурные изменения. Это как раз показатель того, что некоторые вещи усиливаются, улучшаются, уже есть опыт за прошедшие годы работы по структуре. То есть, я думаю, что это естественные, гармоничные улучшения эффективности работы в правительстве, когда одно перетекает в другое. По крайней мере, молодые мне симпатичны.

 Сергей Кочеров, политолог, д.ф.н.

«Я не жду от этого каких-то качественных изменений и ни в лучшую, и ни в худшую сторону».

Для меня новым лицом является только Вадим Иванов, который будет курировать блок внутренней политики и информационных технологий, то есть освещения деятельности правительства в СМИ. Потому что все остальные кадры, в общем-то, известны. Дмитрий Сватковский стал заместителем губернатора в связи с тем, что Валерий Шанцев всегда делал ставку на привлечение инвестиций и во время своего второго срока он от этого отказываться не намерен, может быть, даже в большем объеме будет обращаться за инвестициями. Дмитрий Сватковский как раз курирует эту сферу, так что это лишь подчеркивает рост значения инвестиционной привлекательности региона в глазах губернатора. Что касается Вадима Иванова, то для меня это назначение было несколько неожиданным. Я думал, что эту должность получит Александр Цапин, который достаточно успешно справлялся с должностью министра по внутренней политике, но, очевидно, какие-то факторы сложились не в его пользу, а в пользу Владимира Иванова. Но, на самом деле, я думаю, что это будет просто ответственность за PR-кампанию Валерия Шанцева в СМИ. То есть Вадим Иванов будет реально отвечать за рейтинг губернатора, за правильное освещение его деятельности, за рекламу всего того, что он делает и т. д. Антон Аверин пришел вместо Валерия Англичанинова – это тоже понятно.

Создание министерства спорта, я считаю, связано, с одной стороны, с тем, что Валерий Шанцев по своему характеру, по увлечениям с симпатией относится к спорту, к различным его видам. Было время, когда он даже, если не ошибаюсь, возглавлял менеджмент ХК «Динамо» (Москва). То есть, с одной стороны, это дань его увлечениям, с другой стороны, это соответствует политике государства - курс на оздоровление нации. Здесь, конечно же, нельзя обойти вниманием возможное проведение Чемпионата мира по футболу в России в 2018 году. Нижний Новгород, насколько мне известно, включен в число тех 8-ми городов, в которых планируется принять Чемпионат. Здесь должно развернуться строительство стадиона, при чем стадиона на острове, как нам показывали. Должна быть соответствующая инфраструктура, и, соответственно, нужен человек, который за это дело отвечает. Ну и, наверное, Валерия Шанцева, пока еще далеко не радуют успехи нижегородцев в различных видах спорта, в частности, в игровых. На фоне той же Казани наш город, конечно, очень серьезно отстает. И вот новый министр спорта займется этой стороной дела, в его обязанности будет также входить привлечение средств, обложение данью нижегородских предпринимателей на нужды спорта, то есть то, чем занимался раньше Сергей Потапов – бывший замгубернатора. Сейчас, наверное, это перейдет к министру спорта.

Я не думаю, что изменения будут настолько серьезными. Для меня вообще не очень понятно эта ситуация, когда у губернатора столько заместителей. Мне кажется, что заместитель должен быть один – он же вице-губернатор. Мы же понимаем прекрасно, что есть ключевые министерства, в частности, министерство финансов, министерство, отвечающее за ЖКХ, за промышленность, за социальную сферу. Вот это ключевые министры и, понятно, что их статус явно выше, чем министра спорта или министра, отвечающего за экологию. Так всегда было и так будет. Зачем этих министров еще называть и заместителями губернатора, мне не вполне понятно. Может быть, им душу греет, что они не просто министры, а заместители губернатора. Не знаю. Но в принципе мы же это видим и на уровне правительства РФ: сколько было разговоров о том, что заместитель председателя правительства должен быть один, но фактически у нах всегда 4-7 заместителей главы правительства. Так что в этом отношении губернатор совершенно не оригинален. То есть я не жду от этого каких-то качественных изменений и ни в лучшую, и ни в худшую сторону.

 Андрей Макарычев, профессор ВВАГС

«Никакой смены приоритетов я не заметил, хотя это было бы вполне уместно, особенно в связи с катастрофическими последствиями пожаров».

C формальной точки зрения, изменения связаны с предусмотренной законом процедурой формирования нового правительства области после наделения губернатора полномочиями. Однако, по сути, ни обновления, ни омоложения кадрового состава областной власти не произошло. Никакой смены приоритетов я не заметил, хотя это было бы вполне уместно, особенно в связи с катастрофическими последствиями пожаров, которые поставили Нижегородскую область в центр федерального внимания. Причём не как пример эффективного реагирования на природные катаклизмы, а скорее как объект кризисного управления со стороны федерального центра. Согласитесь, когда высшие должностные лица РФ решают вопросы явно местного значения, включая контроль - под видеокамеру! - за строительством жилья, за быстротой выплаты компенсаций, за формированием регионального штаба по предотвращению чрезвычайных ситуаций - это выглядит как косвенный упрёк региональным властям и как доказательство их недостаточной ресурсной обеспеченности, а то и компетентности. Так что усиление управленческих структур региона сейчас явно не помешало бы, но этого, увы, не произошло. Равно как не было заметно никакой корректировки в стратегии развития области, хотя для этого за предыдущие годы было много различных оснований.

Сам губернатор, надо полагать, надеется, что эти минимальные перемены приведут к большей консолидации «партии власти», что представляется особенно важным накануне октябрьских выборов в Нижнем Новгороде. Мне же кажется, что эффект мы сможем ощутить только в долгосрочной перспективе, и выражаться он будет, вполне вероятно, в растущем ощущении недостаточности кадрового резерва на областном уровне. Чем более закрытым для различного рода инноваций будет оставаться областное правительство, тем с большей активностью местные группы интересов будут проявлять себя и реализовывать свои потенциалы в масштабах городской власти - иного выбора у них просто не остаётся.