Posted 2 июля 2010,, 15:07

Published 2 июля 2010,, 15:07

Modified 12 ноября 2022,, 16:10

Updated 12 ноября 2022,, 16:10

Кто и как ворует электричество в Нижегородской области?

2 июля 2010, 15:07
{intro}Бездоговорное потребление электроэнергии или «воровство электричества» из бытового правонарушения превращается в серьезную проблему отрасли. Только в прошлом году нижегородские энергетики понесли потерь на 60 млн. рублей. В «деле» участвуют все: крестьяне, мелкие предприниматели, муниципалитеты и даже судебные органы. В результате энергетики теряют средства, которые можно направлять на ремонт и развитие, и перед ними встает вопрос о тарифах. Анализу этой проблемы, поиску путей ее решения, а также перспективам развития нижегородской электроэнергетики был посвящен круглый стол ЦСКП в ПФО. Приводим мнения и выступления некоторых его участников.{/intro}

Сергей Ананьев, заместитель генерального директора филиала «Нижновэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья»

«Те деньги, которые своровали, в итоге в следующем году лягут на добросовестных потребителей».

К сожалению, на территории Нижегородской области «процветает» ситуация безучетного и бездоговорного потребления.

Хотел бы сразу обратить внимание на то, что за 5 месяцев безучетного потребления было выявлено по Нижегородской области 1677 случаев. Это исчисляется величиной 15 млн.кВт. час. Мы выявляем эти случаи, и очень сложно обязать этого потребителя привести в соответствие свои приборы учета.

Что касается бездоговорного потребления. Природа возникновения бездоговорного потребления носит различный характер. Первое – это когда берут и подключаются к нашей сети электрической, не согласовав с нами, а начинают разбирать электроэнергию, мощности.

Влияние одно: отключать. Но, к сожалению, таких бездоговорных потребителей очень много не только среди физических лиц, но в этот список попадают и администрации области, и ряд силовых структур, и муниципальные образования и т.д. То есть это объекты, которые является социально важными, соответственно, мы всеми способами пытаемся, во-первых, оказать содействие, чтобы все узаконили. И, во-вторых, не прибегаем к мере ограничения.

Таких бездоговорных потребителей в области 1575. То есть в этот список входят школы, детсады, водокачки, ОАО «Нижегородский водоканал» – те сферы, которые мы не трогали, пытались всяческими способами объяснить, довести, что надо все приводить в соответствие с законодательством.

Из-за бездоговорного потребления по прошлому году у нас дебиторская задолженность составила 60 млн. рублей, то есть то, что было оставлено протоколов, и они не оплачены до сих пор. На сегодняшний день настало время, когда мы вынуждены прибегать к более кардинальным мерам. А это и отключать объекты, которые социально значимые.

Немаловажный акцент сделаю на то, что те деньги, которые своровали, в итоге в последующем году лягут на добросовестных потребителей, потому что тариф в итоге будет получаться опять из тех денег, но мы деньги не собираем и тарифы не устанавливаем. «МРСК Центра и Приволжья», «Нижновэнерго» занимаются только оказанием услуг, транспортом. Мы, как таксисты.

Олег Седов, руководитель региональной службы по тарифам Нижегородской области

«Следующий год будет знаковым: впервые Федеральная служба по тарифам не будет устанавливать тарифы на электроэнергию».

В Нижегородской области существует программа перспективного развития региона, которая включает в себя программу перспективного развития электросетей. На основании этой программы подписана инвестиционная программа на ближайшие 5 лет, которая ложится в основу тарифов. За 5 лет на развитие сетей планируется потратить 19 млрд. рублей.

В разработке новых тарифах на следующий год будет учитываться поручение Валерия Шанцева об уходе от платы за присоединение. И именно для этих целей была разработана программа перспективного развития и инвестиционная программа развития «Нижновэнерго».

Следующий год будет знаковым, интересным: впервые Федеральная служба по тарифам не будет устанавливать тарифы на электроэнергию, за исключением тарифов для населения.

Но это не значит, что мы совсем не будем контролировать электроэнергетику. Все равно эта прерогатива остается за нами – мы будем осуществлять контроль гарантирующих поставщиков, устанавливать тариф на транспорт электроэнергии и сбытовую надбавку. Но все вместе это составит лишь 30% от стоимости электроэнергии, а 70% ее себестоимости будет определяться на свободном рынке.

На сегодняшний день есть определенные прогнозы федерального Правительства, насколько вырастет оптовая электроэнергия. На мой взгляд, это будет точно выше, чем инфляция - где-то в размере 17-18% по отношению к предыдущему году. Почему больше, чем инфляция? Дело в том, что сейчас все потребители платят по регулируемым тарифам и нерегулируемым тарифам, и регулируемые отличаются от нерегулируемых. Поэтому, когда со следующего года внутри платежа будут полностью отсутствовать регулируемые тарифы, то за счет того, что между ними будет разница, произойдет рост выше, чем инфляционный.

Это примерно так же, как был платеж по газу. Федеральное правительство приняло доктрину, что цена на газ должна стремиться к внешней цене. И мы в предыдущие годы видели, что рост цены на газ составлял 25-27%. Но когда точка насыщения уже пройдена, на следующий год рост цены на газ происходит только на 15%.

В электроэнергетике рост платежа происходит точно так же: он растет каждый год, но это закончится не с 1 января следующего года, потому что в этот год есть еще регулируемые и нерегулируемые тарифы, а уже с 1 января 2012 года, когда будет уже соотношение такое же, как на газ. То есть не будет такого резкого повышения.

Но если мы имеем по газу сразу двукратное падение платежа, то по электроэнергетике такого не произойдет, потому что и разница не такая большая: 18% против инфляционных, это все равно не в 2 раза.

Владимир Лапырин, директор Нижегородского ИРА «Биржа плюс»

«Мне кажется, что и население, и большинство предпринимателей очень часто путаются в системах учета, контроля и заключения договоров».

Я обращаю внимание на страх перед договорами. Не так давно наш главный налоговый начальник проводил презентацию автоматизированной системы сбора данных о плательщиках и неплательщиках. Но даже не эта система учета поразила представителей «Деловой России», а то, как они работают со своими налогоплательщиками. Информированность: создан центр, создана справочная служба, созданы два варианта ответов на любой запрос, которые приходят по налогообложению. Там речь идет о популярном варианте обложения и о ссылках на те или иные законы для специалистов. Все продумано и работает четко.

Можно применить такой аналог к нашей реформе системы РАО ЕС. Мне кажется, что и население, и большинство предпринимателей, в том числе и крупные оборонные предприятия, имеющие своих специалистов, очень часто путаются в системах и учета, и контроля, и заключения договоров.

Не случайно устойчиво на всех уровнях говорится о том, что у нас, например, тариф в 2 раза, а то и в 3 раза больше, чем у наших соседей. Особенно малый бизнес платит больше, чем предприятия, и не понимает, почему.

Более того, в судах не одно и не два дела разбираются. И опять-таки непонятно, как составляется договор.

Недавно Гудков Г.Н., который возглавлял Антимонопольную службу в области, разъяснил, что можно платить за электроэнергию на 30% меньше, и объяснял, как это можно сделать легальным способом, не воруя, а просто правильно составляя договоры. Но при этом он перечисляет целый ряд документов, которые нужно внимательно изучить. Они даже создали Центр исследования проблем конкуренции. И, оказывается, возможно снизить даже до 60%.

Система до того запутанная: гарантирует, что это возможно, но при этом нужно целый ряд документов знать. Этих документов не знает практически никто. Маткин М.А. говорил, что многие проблемы возникают от неосведомленности: нет у людей возможности пойти к адвокату.

Мы специально проводили опрос предпринимателей. Все, кто начинал работать с юристами, выигрывал у энергетиков. Причем огромные суммы. Одна из компаний отсудила больше 20 млн. рублей.

Вопрос в нормативной базе до того назрел, что он уже становится притчей во языцех. Почему у нас в 2 раза больше? Даже губернатор уже устал на этот вопрос отвечать. Видимо, никаких нормативов нет, или энергетики их скрывают, или не хотят их афишировать, или стараются уходить от этих разговоров.

Про долги вы абсолютно правы, а про эти переговорные варианты и про разъяснения забываете. У нас с формулой не каждый предприниматель справится.

Михаил Шутов, заместитель начальника центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства ГУВД Нижегородской области.

«Большая часть уголовных дел возбуждается в отношении физических лиц, которые подключаются к линии электропередач».

За истекший период этого года, то есть за 6 месяцев, ГУВД по Нижегородской области было возбуждено 48 уголовных дел по статье 165 УК РФ, которая предусматривает ответственность за причинение ущерба путем обмана и злоупотребления доверием без признаков хищения. Это так называемое воровство электроэнергии.

За аналогичный период прошлого года было выявлено 290 таких преступлений. То есть в этом году отмечается некоторое снижение в этом направлении. Здесь сказывается либо результат деятельности милиции - граждане адекватно начинают воспринимать те правонарушения, которые они совершают в сфере энергопотребления, - либо «МРСК Центра и Приволжья» ведет гражданско-правовую работу, за счет чего поступает меньше обращений в ОВД.

Анализируя данные преступления, можно сделать вывод о том, что в основном они совершаются в сельской местности. По городу и прилегающим окрестностям особых проявлений подобной активности нет. И в основном это северные районы. Кроме того, большая часть уголовных дел возбуждается в отношении физических лиц, которые подключаются к линии электропередач с целью обеспечения электроэнергией своих домов, жилых помещений, хозяйственных строений.

Надо отдать должное сотрудникам филиала «Нижновэнерго», которые проводят разъяснительную работу. Таким образом, при выявлении факта бездоговорного потребления электроэнергии сначала составляется акт, ведется беседа, людям разъясняются их права и полномочия, и только после того, когда они не воспринимают должным образом все профилактические воздействия, сотрудники службы обращаются в ОВД с заявлением. При обращении они обязательно предоставляют расчет ущерба. И, исходя из расчета ущерба, происходит квалификация деяния по соответствующей части статьи 165.

Что касается того, что воровство электроэнергии допускается со стороны руководителей образовательных и других социальных учреждений, то в настоящее время уголовных дел в отношении данной категории не возбуждено, что свидетельствует о том, что представители энергетиков работают с ними в гражданско-правовом поле, и, по всей видимости, там существуют какие-то серьезные проблемы, потому что руководители не заключают договоры или не могут их заключить, и, соответственно, в их действиях признаков уголовно наказуемых деяний нет. Таким образом, происходит некоторая спекуляция.

Виктор Зеленкевич, заместитель генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей.

«Но у нас остается одна очень серьезная тема: перекрестное субсидирование».

За последний год нашими предприятиями проведена очень большая работа по учету электроэнергии и других энергоисточников. Может быть, на 80-85% сегодня предприятия оснащены современными приборами учета. Для солидных промышленных предприятий расчет потребления электроэнергии по электронным счетчикам — это нормально.

Но у нас остается одна очень серьезная тема: за каждый киловатт, потребленный населением, промышленные предприятия доплачивают примерно 10%. То есть 2,2 рубля стоит тариф и 20 копеек доплачивает предприятие. Так называемое перекрестное субсидирование. Для нас есть экономический расчет: нам тариф на 10% прибавили, а населению на 10% убавили. Поэтому мы доплачиваем и несем мощную социальную нагрузку, которая в нашей Нижегородской области составляет за 5 лет 19 млрд. рублей. То есть в год предприятия доплачивают за население 4 млрд. рублей. Составляющая нагрузки на следующий год - страховые взносы - по ним новый закон принят, и он дает нагрузку на предприятия 25 млрд. рублей.

Мы прикинули, сколько эта дополнительная нагрузка составит на Нижегородские предприятия. 7 млрд. рублей дает нагрузка по страховым взносам, 4 млрд. рублей - перекрестное субсидирование. Всего в целом получается 40 млрд. рублей. А прибыль предприятий - 19 млрд. рублей. А в бюджет дали 40 млрд. рублей. И эти увеличения к чему приведут?

"