Posted 22 июня 2010,, 08:06

Published 22 июня 2010,, 08:06

Modified 12 ноября 2022,, 16:12

Updated 12 ноября 2022,, 16:12

Острый угол

22 июня 2010, 08:06
Статья Аллы Волковой «Острый угол». На минувшей неделе закончились праймериз регионального отделения партии «Единая Россия». На предварительных внутрипартийных выборах по формированию списка в городскую Думу Нижнего Новгорода наблюдатели отмечали массовые нарушения. Нечистоплотность руководителей нижегородского отделения ВПП «Единая Россия» грозит расколом в партии.

Когда кулак превращается в фигу…Нечистоплотность руководителей нижегородского отделения ВПП «Единая Россия» грозит расколом в партии. На праймериз регионального отделения партии «Единая Россия» по формированию списка в городскую Думу Нижнего Новгорода наблюдатели отмечают массовые нарушения

«Если в партию сгрудись малые, сдайся, враг, замри и ляг: партия – рука миллионнопалая, сжатая в один громящий кулак!» - эти строчки Владимира Маяковского всем нам знакомы с детства. И справедливость их оспаривать не хочется. Действительно, объединившись в партию, можно сделать гораздо больше, чем по одиночке. Но иногда, когда интересы некоторых группировок перевешивают интересы объединения, партийный «кулак» превращается в фигу.

На минувшей неделе закончились праймериз регионального отделения партии «Единая Россия». Процедура эта, еще не совсем понятная большинству не только беспартийных, но и партийцев, проводилась в Нижнем Новгороде впервые. И первый блин оказался большим и липким комом.

Что такое праймериз?

Праймериз (англ. primaries) — в США предварительные (первичные) выборы, в ходе которых выдвигаются кандидаты в депутаты центральных и местных представительных учреждений, кандидаты на другие выборные должности, делегаты национальных партийных конвентов, члены партийных комитетов Демократической и Республиканской партий. Применяются с 1842 года.

Для чего это нужно? Ответ очевиден. Партия заинтересована в том, чтобы набрать максимальное число голосов, и поэтому выдвигает из своих рядов тех, кого считает наиболее достойным. Ведь нет смысла людям, делающим одно и то же дело, отбирать друг у друга электорат. Победит один – победят все.

Так должно быть в идеале. На деле же оказалось, что нижегородская земля стала ареной грязных политических игр.

Выборщики автобусами

Обычная нижегородская школа, в которой проходят праймериз по одному из территориальных округов. Возле нее две группы молодых людей с плакатами. У одной на баннерах призывы голосовать по совести, а не по указке сверху, у другой – откровенная реклама участника праймериз.

Вдруг на школьном дворе появляется довольно большая группа людей, которые старательно делают вид, что они незнакомы. Молодые, по всей видимости, студенты, они ну никак не вписываются в образ члена партии. Ребята направляются ко входу. Но тут процессия стопорится. Помощники участников выборов проверяют по спискам их партийную принадлежность. Кроме того, важно, чтобы члены партии относились именно к той территориальной первичной организации, которая проводит праймериз. Ни в каких списках ребят не находят. Они еще какое-то время тусуются около школы, а затем растворяются в шуме города.

Что это было? А вот как раз один из вариантов черных технологий и был.

- Мы с друзьями гуляли как-то в районе ДК Автозавода, - рассказывает студент НГТУ Александр. – К нам подошли девушки в синих майках с логотипом «Единой России», объяснили про праймериз и предложили подзаработать. Нужно было сесть в стоящий рядом автобус (в нем уже было какое-то количество народу), съездить куда-то и проголосовать за кандидата, имя которого записано на листочке. За это нам предложили денежное вознаграждение – 500 рублей. Я вообще не понял, как так можно. Я же не член партии. Ну и конечно, мы никуда не поехали.

Распишитесь!

С Михаилом, студентом Нижегородского коммерческого института, произошла несколько другая история:

- Я шел к остановке на Заречной. Остановили две девушки в майках с символикой «Единой России». Попросили проголосовать за одного из кандидатов. Нужно было поставить циферки в порядке возрастания напротив фамилий. Ну мне же не трудно. Куда пойдут эти бюллетени, я не спрашивал.

Наблюдайте издали

Возникает резонный вопрос: если есть нарушения, то где были наблюдатели? И были ли они? Оказывается, были. Вот только наблюдать им приходилось издали, и к их замечаниям никто особо не прислушивался. Наблюдателей отталкивали в сторону, не давая отслеживать моменты нарушений.

- Я был наблюдателем на праймериз по округу № 23 члена регионального политсовета НРО «Единой России» Игоря Кораллова, - говорит член ВПП «Единая Россия» Алексей Шувалов. – Первое, что меня поразило – автобусы, подвозящие людей. Причем люди были явно не в курсе происходящего. Второе – комната, где уточнялась информация, является ли человек членом партии. Наблюдателям вообще не предоставлялась возможность в нее заглянуть. Сидели люди с ноутбуками, некими списками, и когда человек с непониманием в глазах приходил, непонятно для чего давал паспорт и ему говорили «Да, вы есть в списках», наблюдатели не имели возможности увидеть, что это за списки. В экселевской таблице написать можно что угодно. Когда наблюдатели начинали задавать вопросы, приходили какие-то люди, например, председатель территориальной счетной комиссии, и заявляли, что «Вас в списках нет. Прошу выйти. Не мешать работе». Когда наблюдатели подходили к столам регистрации, от них столы загораживали. В общем, нам не давали работать, но делали это грамотно, отработано. Вроде бы наблюдатель присутствует, но стоит, например, на расстоянии трех метров. Вы можете прочитать с этого расстояния фамилию в ноутбуке, в списке?

Проголосовать удалось далеко не всем. Часто людей, пришедших с партийными билетами, в списках не оказывалось.

Что нарушено?

Ольга Сурова работала на праймериз в качестве привлеченного юриста, обеспечивала правовую поддержку деятельности наблюдателей:

- Нарушения были в принципе однотипные по всем праймериз: выдача бюллетеней без паспорта, по чужому паспорту, без партийного билета, справки о принадлежности к первичной партийной организации. Не всем кандидатам обеспечивались равные права по представлению на информационном стенде, времени для публикации. Наблюдались массовые подвозы людей. Выдавались карточки, на которых написано, за кого нужно голосовать и т.д. Люди советовались друг с другом, хотя этого быть не должно.

Нарушения зафиксированы актами. Наблюдатели прикладывали фото и видеоматериалы.

В идеале члены партии должны голосовать сами, без давления. Бюллетени выдаваться по предъявлению паспорта, партийного билета. Если его нет – в справочной комнате получить справку о принадлежности к партии.

Учитывая количество представленных актов (по итогам одного праймериз составляли порядка 3-4 документов), можно сказать, что нарушения носили массовый характер. И это может служить основанием для оспаривания результатов голосования.

Это позор!

Кого стоит выдвигать на праймериз? Вопрос, казалось бы, риторический. Конечно, людей, известных в округе и делами, и именами своими. Директор школы 135, депутат Городской Думы Нижнего Новгорода Николай Лапшин как раз из таких.

- Я в Приокском районе человек не новый. Я здесь больше тридцати лет работаю. Член партии уже пять лет, член фракции в Городской Думе. И никогда никаких претензий у партии ко мне не было. Все решения фракции я исполнял и был проводником политики партии в своем избирательном округе. И вот меня приглашают на праймериз. Объяснили, что это внутрипартийное голосование. Я согласился.

Прихожу в клуб им. Кринова, вижу своего коллегу по Городской Думе Семенова. Он говорит «Я твой оппонент». Для меня это было неожиданностью.

В день голосования ко мне подходили люди и с возмущением говорили: «Николай Михайлович, нам приходят письма с приглашениями на праймериз, в которые вложена бумажка «Голосуйте за Семенова!». Мы возмущены, мы знаем Вас, хотим за Вас голосовать».

Администрация района начала открытую пропаганду моего оппонента. Собирали трудовые коллективы и в открытую говорили: «Лапшин не наш кандидат. Голосуйте за другого».

В клубе я увидел педагогов, врачей, ползала чиновников. Все, кто есть чиновники, они сидели в зале. Решение было уже предрешено.

Увидел я невероятное количество студентов. Их снимали с лекций. Они смеялись: «Теперь мы члены партии». Мы с помощником подошли, они нам показали талоны-справки, куда вписали фамилии, якобы они члены партии «Единая Россия».

На следующий день после праймериз ко мне подходили рядовые члены партии и говорили: «Николай Михайлович, а мы не могли за Вас проголосовать. Нам дали два бюллетеня, а не три». Таких звонков было около 10 человек.

Ко мне подошли двое мужчин предпенсионного возраста, которым вообще бюллетеней не дали. Якобы их в списках нет. Студенты есть, а их нет!

Праймериз, которые были проведены на территории Приокского района, - это позор партии. Я возмущен. Я вышел из партии, выйду из фракции. Свое имя позорить из-за лукавства чиновников я не хочу. Пойду на выборы как независимый кандидат.

Партийная дисциплина выше

Участник праймериз по 14 округу Алексей Катков рассказал аналогичную историю:

- Некоторые вещи показались мне достаточно странными. Достаточно большие группы людей, не проявляя никакого интереса к выступлению кандидатов, к тому, что происходит в зале, шли в некую комнату, где определялась их партийная принадлежность, получали справки и шли голосовать.

Я снимаю шляпу перед организаторами праймериз. Я поражен их прозорливостью. Иначе как объяснить, что на стендах в холле, где происходило голосование, висели фотографии именно победивших участников?

В разговоре со мной члены партии рассказывали как руководители муниципальных учреждений собирали актив и говорили как и за кого правильно голосовать.

Создается четкое ощущение того, что решили в очередной раз позаигрывать с народом. Получилось не очень правильно.

Еще один момент: в день выборов были выявлены несколько человек, пытавшихся пройти по поддельным партийным билетам. Это произошло через несколько часов после начала голосования, соответственно, неизвестно, сколько таких «партийцев» успели отдать свой голос за нужного кандидата.

Что же касается подсчета голосов, то неприятно удивил и насторожил тот факт, что всего одна сторона имела доступ к бюллетеням, кандидатов к ним и близко не подпускали. А при подсчете бюллетени не раскладывали по кучкам, считали с одной стороны.

Понятие «партийная дисциплина» для меня не пустой звук. Сказать, что вопреки праймериз я пойду самовыдвиженцем, я не готов. Надеюсь, что итоги праймериз будут пересмотрены.

Особая арифметика

Результаты подсчета голосов – еще одна партийная тайна. За кандидата, находящегося и в региональном, и в одномандатном списке могли голосовать несколько раз. Как же тогда получается, что за кандидата Сорокина Олега Валентиновича, которого как регионального выдвиженца поддержало 282 человека, как за одномандатника проголосовало всего 20 человек? Вероятно, в результате прошедших праймериз родилась новая система исчисления. И это при том, что за неделю до праймериз Сорокин письменно отказался от участия в голосовании по региональному списку, но его все равно включили, и он странным образом победил. Видимо это был очередной ход, направленный на то, чтобы показать высокий уровень демократии.

Проигравшие победители

Приводить высказывания участников и наблюдателей можно еще долго. И долго говорить о том, как и что было нарушено. Но хочется обратить внимание читателей на два момента.

Первый. Партия – единый механизм, заинтересованный в проведении единой политики. Стоит ли ломать его работу ради удовлетворения неких амбиций? Та нечистоплотность и фальшь, которую проявили в ходе праймериз руководители нижегородского отделения ЕР ведет к расколу в партии, снижению ее рейтинга и уровня доверия. Партия должна быть заинтересована в выдвижении самых достойных. Тех, за кого проголосуют люди. Или на реальных выборах тоже будут подвозные автобусы и голосование по справкам?

Второй. К участию в политических играх привлекли молодежь. Иначе как «развращением умов» это не назовешь. Думали ли те, кто сделал из праймериз фарс, а из студентов – статистов, о своем и их будущем? О том, что эти молодые люди больше не поверят ни одной партии и не пойдут ни на одни выборы.

Алла Волкова.

Опубликовано на договорной основе.

"