к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 1 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
10:05 Четверг, 13 Мая 2010

Всероссийский хоровой праздник в Нижнем Новгороде

Всероссийский хоровой праздник в Нижнем Новгороде

Совсем недавно – 17-25 апреля – отгремел III Всероссийский фестиваль хоровых коллективов им. Л.К. Сивухина, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это событие стало незабываемым праздником музыки, а Нижний Новгород на несколько дней стал столицей хорового искусства. Художественный руководитель фестиваля – народный артист России, профессор Эдуард Борисович Фертельмейстер ответил на вопросы журналистов ННГК.

- Эдуард Борисович, почему фестиваль был назван именем Л. К. Сивухина?

- Ответ прост, это человек, который в нашем городе создал школу хорового пения. Он – достойный ученик Василия Павловича Малышева, основателя хоровой капеллы мальчиков, а Л.К. Сивухин выдвинул ее в ранг лучших творческих детских коллективов не только России, но и мира. Были такие времена, когда капелла каждый год получала первые места в призовых фестивальных программах. В этом заслуга Л.К. Сивухина.

Он воспитал большое количество дирижеров хора не только благодаря работе в капелле, но и как руководитель камерного хора, как педагог консерватории, заведующий кафедрой. Полтора года он был ректором, и за это время тоже произошли весьма серьезные положительные изменения.

Кроме всего прочего, для меня Лев Константинович был сначала учителем, потом коллегой, а затем и большим другом. И я счел необходимым отдать ему должное: организовать такой фестиваль и назвать его именем Л.К. Сивухина.

- Способствует ли продвижению хорового искусства конкурс дирижеров, который предварял фестивальное действо?

- Он способствует воспитанию дирижеров и привлечению внимания к этой специальности. Более того, конкурс привлекает в нашу консерваторию студентов-выпускников средних специальных учебных заведений страны, так как они понимают, что центр хорового исполнительства перемещается из Москвы в Нижний Новгород. Это не мои слова, а слова Бориса Григорьевича Тевлина. Что мы, собственно, и пытались показать фестивалем. Конечно, никто не может соревноваться с Москвой и Питером, по определению. Но, тем не менее, есть регионы, в которых вспыхивают и зажигаются свои «звездочки». Где-то возникают замечательные школы: скажем, скрипичная – в Новосибирске, благодаря тому, что там работал З.Н. Брон, а вот хоровая возникла в Нижнем Новгороде, благодаря Л.К. Сивухину, в том числе. И я считаю нашим долгом поддержать этот негласный статус хоровой столицы для того, чтобы к нам стремились и у нас учились.

- Фестиваль получился действительно всенародным праздником с участием многих коллективов…

Да. Сюда приехало 750 участников, свыше 20 хоров. Нужно сказать, что два предыдущих фестиваля были подготовкой к этому, пробой сил. В этом году нас хорошо поддержало Министерство культуры России и министерство культуры и информации Нижегородской области. Помог и город. Я уверен, что этому способствовало имя Л.К. Сивухина.

- Наша консерватория представила много коллективов. И в самом деле наш город выглядел хоровой столицей?

- Конечно. И хор наш подтянулся, выступал очень неплохо. Ведь, согласитесь, после смерти руководителя хора Г.П. Муратова и шести профессоров дирижерско-хоровой кафедры восстановить должный уровень не так-то просто. Но благодаря доценту Б.М. Маркусу, это начинает удаваться. Наш хор должен видеть хорошие образцы и подтягиваться к ним.

- Как вы оцениваете значение фестиваля в общекультурном и профессиональном смысле?

- Профессионально – очень высоко. Наши хоровые исполнители услышали, как надо петь. Они увидели многие коллективы сразу в одном месте. С профессиональной точки зрения, это огромная польза. Что такое музыкант и вообще человек искусства? Это – накопленные впечатления и собственный опыт. Так вот собственный опыт, накопленный в классе, у них есть, а впечатлений нет. То, что они сейчас услышали, и хорошее, и плохое, – это серьезное музыкальное воспитание. Они увидели собственное место в ряду хороших коллективов. Я считаю это главным.

Второе, что порадовало: сюда пришел новый слушатель – это то, чего мы добиваемся уже много лет. Люди пришли сюда из-за того, что событие яркое, интересное и самобытное: ни у кого такого нет. Было много молодежи из вузов: Медакадемии, НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, НГУ им. Н.И. Лобачевского. Академический хор НГУ под управлением Ларисы Ерыкаловой пел у нас, а на их сцене выступила хоровая капелла Томского государственного университета под управлением Засл. деятеля искусств России Виталия Сотникова. У нас завязались крепкие отношения между двумя этими вузами.

К удивлению и сожалению, на события фестиваля было очень мало откликов в нижегородских и российских средствах массовой информации. Огромная работа большого количества людей практически не была замечена нашей прессой. Несмотря на то, что соучредителем было министерство культуры и информации. Но это не наша и не их беда, это, скорее, беда нашего общества…

- Фестиваль отчетливо показал, что в хоровом искусстве сейчас различаются два направления: традиционное академическое и хоровое театральное…

- На последнем круглом столе был задан вопрос профессору Б.Г. Тевлину, руководителю Государственного академического русского хора им. Свешникова: «Как вы предполагаете, с чем будет связано развитие хорового исполнительства у нас в стране?». Он сказал: «С хоровым театром…». Хотя он сам к этому никакого отношения не имеет: он очень академично ведет свой хор. Поэтому из его уст услышать эти слова было тем более удивительно и радостно, потому что мы сами ощущаем, что в этом направлении все и будет двигаться. То есть, зрительный ряд в исполнительстве приобретает все большее и большее значение. Я давно пришел к этому убеждению. Если певцы в хоре стоят «солдатиками», то просто необходимо их «оживлять», а в хоровом театре каждый является личностью, а не винтиком общей машины. И вот это наглядно продемонстрировал Засл. деятель искусств России Борис Певзнер, руководитель Московского театра хоровой музыки. Он даже называет свой коллектив не хором, а ансамблем солистов. А Саратовский губернский театр хоровой музыки (под руководством Засл. деятелю искусств РФ Л. Лицовой) пока еще остается хором с элементами театрализации, но еще не театром. Это яркий коллектив и выступление его на нашем фестивале было весьма успешным.

Скажем, когда выступает симфонический оркестр, мы знаем, что обязательно появится дирижер с палочкой в руке, скорее всего. Он будет во фраке, с бабочкой. Он станет раскланиваться, здороваться с концертмейстером, потом поднимать оркестр… – это концертный ритуал, это симфонический «театр». И элементы «театра», визуализации видимо будут усиливаться, потому что наше восприятие, наше сознание уже невозможно представить без зрительного ряда: это - так называемое клиповое сознание. Даже у самых больших интеллектуалов оно все равно становится таковым. Я не знаю, плохо это или хорошо. Воспринимайте это как данность.

- Как вы думаете, Лев Константинович был бы доволен сегодняшним фестивалем?

- Я думаю, что нет (смеется). Он всегда был всем не доволен и, в первую очередь, собой. Но в глубине души он был бы счастлив. Что говорить, фестиваль – это праздник!