Posted 6 апреля 2009,, 05:04

Published 6 апреля 2009,, 05:04

Modified 12 ноября 2022,, 16:11

Updated 12 ноября 2022,, 16:11

Артистичный политик

6 апреля 2009, 05:04
Есть такой старый советский анекдот: в Чехословакии начали строительство морского флота. Советский журналист интересуется, мол, зачем вам морской флот, у вас ведь моря нет? - Ну у вас же есть Министерство Культуры… Министерство Культуры действительно существует, однако, как не парадоксально, но среди приоритетных национальных проектов Президента культура не значится. «Я думаю, что произошла какая-то накладка, и Президенту просто не подсказали» - так оценивает нынешнюю расстановку приоритетов председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры, народный артист Александр Калягин. - «То, что в бюджете заложены большие средства для финансирования образования и медицины – это очень правильно, однако в данном случае материальная помощь работникам и учреждениям культуры не менее важна». Зал одобрительно загудел. Несмотря на то, что в воздухе чувствуется некоторое напряжение – все-таки пришли поговорить о наболевшем– к Александру Калягину публика как всегда расположена дружелюбно. Здесь, в Доме Актера, собрались только самые заядлые театралы и работники культуры, которые, несмотря на все трудности, не хотят и могут уйти из профессии. Некоторые и ходят-то с трудом – двое на костылях и многие с клюшками – однако пропустить встречу с Александром Калягиным не смогли. В зале присутствует даже представитель православной церкви. Кстати, он-то и задал Александру Александровичу самый провокационный вопрос - о его отношении к шоу-бизнесу. «Я к шоу-бизнесу не отношусь. Никак. На концерты не хожу, по телевизору смотрю только новости и программы о культуре». Вопрос оказался с двойным смыслом. Современному театру есть чему поучиться у шоу-бизнеса, например, тому, как поставить работу на прочные экономические рельсы. Александр Калягин считает, что в области культуры эти рельсы должно обеспечивать государство. Об этом работники культуры грезят уже не один год, но пока мечты так и остаются мечтами. «Самая наша большая беда сейчас в том, что бюджетный кодекс хотят принять без того, чтобы в пакете с ним был закон об автономных учреждениях. А он необходим! Он мог бы развязать руки руководителям театров, и те вплотную смогли бы заняться возрождением театрального искусства и сами руководить своей деятельностью». На деле это должно выглядеть так: государство финансирует театры, а взамен выдвигает ряд требований (например, сделать столько-то новых постановок, принять столько-то зрителей и т.д.). Эти требования театр обязан выполнить – тем самым он как бы отрабатывает те материальные вложения, что были сделаны, свой аванс. Но все, что будет заработано сверх плана (большее число проданных билетов, премьер, гастролей) – поступает в карман театра, и эти средства он может потратить по своему усмотрению. По мнению Александра Калягина эта мера заставит деятелей культуры работать лучше и больше, научит их считать и зарабатывать деньги и самим искать выход из сложившейся кризисной ситуации. Вот чему уж точно следовало бы поучиться у шоу-бизнеса, так эта поиску меценатов и спонсоров. В сфере массовой культуры умеют создавать мощные стимулы для вложения капитала, работникам же культуры это не всегда удается. Проводя исторические параллели, те вспоминают, что раньше такие меценаты считались почетными гражданами своего города, пользовались какими-то льготами и уважением, а сегодня в ответ на свою благотворительность не получают ничего. Поэтому в последнее время желающих оказать материальную помощь учреждениям культуры становится все меньше и меньше. Возможно, меценатов надо награждать какими-то званиями, регалиями, медалями – в конце концов, если они реально помогают развитию культуры, они это заслужили. Вопросы и предложения сыплются из зала один за одним.. И хотя время, выделенное для общения с работниками культуры у Александра Калягина давно истекло, и тому еще необходимо привести себя в порядок перед вечерним спектаклем, публика актера не отпускает: всем хочется поделиться своими трудностями. Говорят обо всем: и о слишком низкой (меньше, чем пенсия) зарплате педагогов музыкальных школ, и о необходимости возрождения любительских театров, и об отсутствии закона о творческих работниках… В сложившейся ситуации вопросов гораздо больше, чем ответов. Александр Калягин в очередной раз стирает пот со лба и обещает, что все эти вопросы он в свою очередь поднимет на предстоящем форуме «Театр – время перемен». «Туда мы пригласим министров и чиновников, которые при включенных телекамерах будут отчитываться перед всеми работниками культуры в том, что они сделали для ее развития и что собираются сделать. Я не хочу сказать, что мы в очередной раз ложимся на рельсы, но очень хочется, чтобы делать этого не пришлось».
Есть такой старый советский анекдот: в Чехословакии начали строительство морского флота. Советский журналист интересуется, мол, зачем вам морской флот, у вас ведь моря нет? - Ну у вас же есть Министерство Культуры…
 
Министерство Культуры действительно существует, однако, как не парадоксально, но среди приоритетных национальных проектов Президента культура не значится.
 
 «Я думаю, что произошла какая-то накладка, и Президенту просто не подсказали» - так оценивает нынешнюю расстановку приоритетов председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры, народный артист Александр Калягин. - «То, что в бюджете заложены большие средства для финансирования образования и медицины – это очень правильно, однако в данном случае материальная помощь работникам и учреждениям культуры не менее важна».
 
Зал одобрительно загудел. Несмотря на то, что в воздухе чувствуется некоторое напряжение – все-таки пришли поговорить о наболевшем– к Александру Калягину публика как всегда расположена дружелюбно. Здесь, в Доме Актера, собрались только самые заядлые театралы и работники культуры, которые, несмотря на все трудности, не хотят и могут уйти из профессии.
 
Некоторые и ходят-то с трудом – двое на костылях и многие с клюшками – однако пропустить встречу с Александром Калягиным не смогли. В зале присутствует даже представитель православной церкви. Кстати, он-то и задал Александру Александровичу самый провокационный вопрос - о его отношении к шоу-бизнесу.
 
«Я к шоу-бизнесу не отношусь. Никак. На концерты не хожу, по телевизору смотрю только новости и программы о культуре».
Вопрос оказался с двойным смыслом.  Современному театру есть чему поучиться у шоу-бизнеса, например, тому, как поставить работу на прочные экономические рельсы.
 
Александр Калягин считает, что в области культуры эти рельсы должно обеспечивать государство. Об этом работники культуры грезят уже не один год, но пока мечты так и остаются мечтами.
 
«Самая наша большая беда сейчас в том, что бюджетный кодекс хотят принять без того, чтобы в пакете с ним был закон об автономных учреждениях. А он необходим! Он мог бы развязать руки руководителям театров, и те вплотную смогли бы заняться возрождением театрального искусства и сами руководить своей деятельностью».
 
На деле это должно выглядеть так: государство финансирует театры, а взамен выдвигает ряд требований (например, сделать столько-то новых постановок, принять столько-то зрителей и т.д.). Эти требования театр обязан выполнить – тем самым он как бы отрабатывает те материальные вложения, что были сделаны, свой аванс. Но все, что будет заработано сверх плана (большее число проданных билетов, премьер, гастролей) – поступает в карман театра, и эти средства он может потратить по своему усмотрению.
 
По мнению Александра Калягина эта мера заставит деятелей культуры работать лучше и больше, научит их считать и зарабатывать деньги и самим искать выход из сложившейся кризисной ситуации.
Вот чему уж точно следовало бы поучиться у шоу-бизнеса, так эта поиску меценатов и спонсоров. В сфере массовой культуры умеют создавать мощные стимулы для вложения капитала, работникам же культуры это не всегда удается. Проводя исторические параллели, те вспоминают, что раньше такие меценаты считались почетными гражданами своего города, пользовались какими-то льготами и уважением, а сегодня в ответ на свою благотворительность не получают ничего. Поэтому в последнее время желающих оказать материальную помощь учреждениям культуры становится все меньше и меньше. Возможно, меценатов надо награждать какими-то званиями, регалиями, медалями – в конце концов, если они реально помогают развитию культуры, они это заслужили.
 
Вопросы и предложения сыплются из зала один за одним.. И хотя время, выделенное для общения с работниками культуры у Александра Калягина давно истекло, и тому еще необходимо привести себя в порядок перед вечерним спектаклем, публика актера не отпускает: всем хочется поделиться своими трудностями.
 
Говорят обо всем: и о слишком низкой (меньше, чем пенсия) зарплате педагогов музыкальных школ, и о необходимости возрождения любительских театров, и об отсутствии закона о творческих работниках… В сложившейся ситуации вопросов гораздо больше, чем ответов.
 
Александр Калягин в очередной раз стирает пот со лба и обещает, что все эти вопросы он в свою очередь поднимет на предстоящем форуме «Театр – время перемен».
 «Туда мы пригласим министров и чиновников, которые при включенных телекамерах будут отчитываться перед всеми работниками культуры в том, что они сделали для ее развития и что собираются сделать. Я не хочу сказать, что мы в очередной раз ложимся на рельсы, но очень хочется, чтобы делать этого не пришлось».
"