Posted 6 апреля 2009,, 05:04

Published 6 апреля 2009,, 05:04

Modified 12 ноября 2022,, 16:10

Updated 12 ноября 2022,, 16:10

Медалей не хватило

6 апреля 2009, 05:04
Российскому подводному флоту исполнилось сто лет. Подводников поздравил президент, в Кремлевском концертном зале для них же прошел праздничный концерт, а ветеранам подводного флота вручали памятные медали. Вручали медали и в Нижнем Новгороде. В городе, казалось бы, от моря далеком, вот уже 60 лет располагается соединение подводников. Сначала – бригада, сейчас - дивизион. Полное название – дивизион строящихся и ремонтирующихся подводных лодок. В простонародье этих «сухопутных моряков» называют «приемщики». Задача дивизиона- подготовить экипаж для строящейся на «Красном Сормове» субмарины. Для обучения будущих подводников в одном из зданий на территории части выделили два этажа. В каждой комнате – модель отсека настоящей лодки. А, кроме того, моряки ходли на завод, где принимали участие в испытаниях. Когда заводские испытания заканчивались, этот же экипаж сопровождал ее на флотские. А потом на этой лодке уходил в поход. Так было 228 раз – именно столько экипажей подготовили в Горьком – Нижнем Новгороде. Сегодня в бригаде учат 6 человек – техников и связистов. Командир части Сергей Тюпин каждый день проверяет успехи своих подопечных. «Условия, конечно, уже не те», но Тюпин уверен – дело важное, бросать нельзя. Проведший под водой в общей сложности несколько лет, капитан первого ранга верит в возрождение подводного флота России, а значит в новую жизнь своего подразделения. Проблемы у нижегородских подводников начались с середины 90-х. Как раз тогда «Красное Сормово» прекратило выпуск подводных лодок. Последняя ушла с завода в 1994 году. А почти готовую атомную подводную лодку проекта «Барракуда» в 1995 на том же заводе распилили. Дальше были только модернизации старых лодок. Причем, не всегда для российского ВМФ. Нет новых лодок – нет нужды и в экипажах. Ситуация была совсем другой в 80-х годах. Тогда командиром части был контр-адмирал Аркадий Ганрио. «Почти каждый год мы отправляли новую лодку»- вспоминает он – «Связь с морем почти не прерывалась». Лодки с «нашими» экипажами отправлялись на все флота бывшего Советского Союза. Да и само соединение подводников появилось в Горьком благодаря его расположению – Волга «гарантировала» транспортировку готовой лодки до места назначения. С нею же связана была и другая обязанность моряков. Командир части – он же Старший Морской Начальник г. Горького должен был обеспечить безопасную транспортировку военных грузов по Волге. В период навигации тогда проходило до 300 конвоев. В каждом из них почти десяток судов, - контр-адмирал говорит, что сопроводить конвой было ничуть не легче, чем командовать дивизией подводных лодок на Камчатке. За все время командования – предмет особой гордости Аркадия Ганрио – не погибло ни одно судно. Кроме него в городе живут еще три бывших командира «подводной» части. Встречаются редко, но 19 марта все они и еще много других нижегородцев – подводников стояли на плацу дивизиона родной части. После официального поздравления им были вручены памятные медали «Столетие российского подводного флота». Из-за этих медалей и случилась неприятная история. Всего в области проживает 1700 бывших подводников. В часть приехало почти 400. Но медали вручили только 70. На медали остальным просто не хватило денег. Стоимость каждой – 250 рублей, но правительство области денег на подарки не выделило вовсе. Подарки ветеранам «выбивались» через адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Нынешнему командиру части медали не хватило. Но – «моряк не плачет, и не теряет бодрость духа» - юбилейную медаль на память он купит себе сам. Потом.
Российскому подводному флоту исполнилось сто лет. Подводников поздравил президент, в Кремлевском концертном зале для них же прошел праздничный концерт, а ветеранам подводного флота вручали памятные медали.
Вручали медали и в Нижнем Новгороде. 
 
В городе, казалось бы, от моря далеком, вот уже 60 лет располагается соединение подводников. Сначала – бригада, сейчас - дивизион. Полное название – дивизион строящихся и ремонтирующихся подводных лодок.
В простонародье этих «сухопутных моряков» называют «приемщики». Задача дивизиона- подготовить экипаж для строящейся на «Красном Сормове» субмарины. Для обучения будущих подводников в одном из зданий на территории части выделили два этажа. В каждой комнате – модель отсека настоящей лодки. А, кроме того, моряки ходли на завод, где принимали участие в испытаниях.
Когда заводские испытания заканчивались, этот же экипаж сопровождал ее на флотские.
А потом на этой лодке уходил в поход. Так было 228 раз – именно столько экипажей подготовили в Горьком – Нижнем Новгороде.
Сегодня в бригаде учат 6 человек – техников и связистов. Командир части Сергей Тюпин каждый день проверяет успехи своих подопечных. «Условия, конечно, уже не те», но Тюпин уверен – дело важное, бросать нельзя. Проведший под водой в общей сложности несколько лет, капитан первого ранга верит в возрождение подводного флота России, а значит в новую жизнь своего подразделения.
Проблемы у нижегородских подводников начались с середины 90-х. Как раз тогда «Красное Сормово» прекратило выпуск подводных лодок. Последняя ушла с завода в 1994 году. А почти готовую атомную подводную лодку проекта «Барракуда» в 1995 на том же заводе распилили. Дальше были только модернизации старых лодок. Причем, не всегда для российского ВМФ.    Нет новых лодок – нет нужды и в экипажах. 
Ситуация была совсем другой в 80-х годах. Тогда командиром части был контр-адмирал Аркадий Ганрио. «Почти каждый год мы отправляли новую лодку»- вспоминает он – «Связь с морем почти не прерывалась». Лодки с «нашими» экипажами отправлялись на все флота бывшего Советского Союза. Да и само соединение подводников появилось в Горьком благодаря его расположению – Волга «гарантировала» транспортировку готовой лодки до места назначения. С нею же связана была и другая обязанность моряков. Командир части – он же Старший Морской Начальник г. Горького должен был обеспечить безопасную транспортировку военных грузов по Волге. В период навигации тогда проходило до 300 конвоев.
В каждом из них почти десяток судов, - контр-адмирал говорит, что сопроводить конвой было ничуть не легче, чем командовать дивизией подводных лодок на Камчатке. За все время командования – предмет особой гордости Аркадия Ганрио – не погибло ни одно судно.
Кроме него в городе живут еще три бывших командира «подводной» части. Встречаются редко, но 19 марта все они и еще много других нижегородцев – подводников стояли на плацу дивизиона родной части. После официального поздравления им были вручены памятные медали «Столетие российского подводного флота». Из-за этих медалей и случилась неприятная история. Всего в области проживает 1700 бывших подводников. В часть приехало почти 400. Но медали вручили только 70. На медали остальным просто не хватило денег. Стоимость каждой – 250 рублей, но правительство области денег на подарки не выделило вовсе. Подарки ветеранам «выбивались» через адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Нынешнему командиру части медали не хватило.
Но – «моряк не плачет, и не теряет бодрость духа» - юбилейную медаль на память он купит себе сам. Потом.
"