Posted 1 апреля 2010,, 10:04

Published 1 апреля 2010,, 10:04

Modified 12 ноября 2022,, 16:27

Updated 12 ноября 2022,, 16:27

События Тайной вечери вспоминают православные в Великий четверг

1 апреля 2010, 10:04
По народной традиции в Чистый четверг верующие наводили порядок в домах перед праздником Пасхи.

1 апреля 2010 года православная церковь отмечает Великий или Чистый четверг Страстной седмицы.

Богослужение Великого четверга посвящено Тайной вечере и установлению таинства Евхаристии. В богослужении этого дня вспоминается также предательство Иуды.

В апостольском чтении изображены как установление таинства, так и его цель, достойный образ приготовления к нему и принятия его. Евангельское чтение этого дня – особое, составленное из описаний Тайной вечери всеми четырьмя евангелистами.

На Тайной вечери между учениками произошел спор о старшинстве, тогда Христос показал ученикам наглядный пример смирения, совершив омовение ног апостолам, тогда как по древним обычаям омовение ног совершалось слугами. Таким образом Он показал пример смирения и взаимного служения, без всякого превозношения одного перед другим.

В воспоминание этого события на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается чин умовения ног, который воскрешает в памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их длинным платком.

Как сообщает Нижегородская епархия, 1 апреля 2010 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода. Правящему архиерею сослужили клирики Нижегородской епархии.

На литургию пришло большое количество православных нижегородцев, многие из них причастились Святых Христовых Таин.

По окончании богослужения управляющий Нижегородской епархией обратился к верующим с проповедью.

«В эти дни в евангельские времена люди отвергли святость и чистоту, захотели остаться в плену греха и не приняли Спасителя», - отметил архиепископ Георгий. Затем он рассказал собравшимся о Тайной вечере, молитве в Гефсиманском саду, предательстве Христа Иудой.

Напомним, 29 марта 2010 года у православных христиан началась Страстная седмица.

Каждый день Страстной седмицы называется Великим. В течение этой недели верующие соблюдают самый строгий пост, готовясь к светлому Христову Воскресению. Строгий пост предписывается «ради Страстей Христовых», которые Он претерпел за грехи человечества - в память о последних днях земной жизни, страданиях, крестной смерти Иисуса Христа. В эту неделю следующие евангельские события: Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа.

Началом Страстной седмицы стало Вербное воскресенье. Накануне последнего прихода в Иерусалим Иисус Христос совершил последнее большое чудо – воскресил Лазаря, предвещая тем самым собственное Воскресение. По обычаям Древнего Востока, народ встречал Христа пальмовыми ветвями. На Руси в этот день освящают вербу, поэтому Воскресение и называется Вербным. Освященные вербы приносят домой, ставят перед иконами и на подоконники, оставляют веточки на могилах близких. В народе освященная верба считалась священной. Её хранили за образами целый год.

28 марта 2010 года в Вербное воскресенье архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в кафедральном соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского. Следуя традиции, владыка совершил освящение ветвей вербы, которые на Руси в этот день приносят в храм вместо пальмовых ветвей.

Через неделю после Вербного воскресенья наступает Пасха. В день Светлого Христова Воскресения в Нижнем Новгороде состоится традиционный Пасхальный крестный ход.

В православии первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров, в Великий четверг и Великую субботу — литургия Василия Великого, в Великую пятницу литургия не совершается. В первые три дня Страстной седмицы устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой субботы.

"