к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 41 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
09:03 Вторник, 23 Марта 2010

Этика информационно-политической войны

{intro}В Нижегородской области завершен первый этап избирательной кампании по формированию представительных органов власти. На политическом поле региона обостряется как межпартийная, так и внутрипартийная конкуренция за голоса избирателей и поддержку сторонников. Политические противники сформировали команды политтехнологов, которые нередко используют тактики ведения информационно-психологической войны. Мы спросили ведущих экспертов, к чему, на их взгляд, может привести подобная тактика и можно ли сегодня обойтись без применения в предвыборной гонке манипулятивных технологий. Как тот и другой вариант ведения борьбы отразится на результатах выборов?{/intro}

Sample ImageДмитрий Стрелков, социолог, директор научно-исследовательского центра «ЭОН»

«Манипулятивные технологии иногда дают тактический успех, но стратегически это все равно будет проигрыш».

Метод информационно психологической войны — достаточно условный. Диапазон средств информационно-психологической войны начинается от вполне корректных форм политической предвыборной конкуренции, а надо сказать, что политическая предвыборная конкуренция — вещь неизбежная, до крайне жестких, находящихся на уровне диффамации и клеветы. Естественно, если будут использоваться корректные методы (то есть не будут использоваться средства так называемого черного PR), то это совершенно нормальная ситуация. Если же начнутся действия, которые можно буквально, а не метафорически называть войной (клевета, массовое использование черного PR), то в целом, ничего хорошего это не даст. Потому что любой регион нуждается в целостной, уравновешенной, сбалансированной схеме политического соучастия в системе управления. Взаимная дискредитация элит — это неправильный и неполезный путь, с точки зрения управленческих потребностей региона.

С моей точки зрения, внутрипартийная конкуренция — это совершенно нормальный и естественный процесс. В любой партии должны существовать механизмы внутрипартийной конкуренции. Другое дело, что они должны быть институционализированы, обговорены, должны быть выработаны правила игры. Если они спонтанны и плохо управляемы — партии это пользы не приносит. Игра по правилам за те или иные плацдармы внутрипартийного политического лидерства — это совершенно нормальный, естественный и необходимый процесс. Жесткие формы, базирующиеся не на институтах конкурентной игры, а на различных формах кооптации или жесткой партийной дисциплины, которая пересекает всё пространство внутрипартийных отношений, - такой механизм может привести к стагнации в партии.

Манипулятивные технологии — это широкое понятие. Мы живем в мире PR и рекламы в настоящий момент, мы пытаемся произвести впечатление и на избирателей, и на возможных сторонников, мы пытаемся привлечь их. Я бы не назвал это обманом. Такие процессы происходят и они естественны, но есть граница, за которой обещания политиков превращаются в откровенную ложь.

С другой стороны, существуют самые грязные технологии, связанные с откровенной клеветой. Это критика оппонентов, доходящая до предельно жесткой критики. С моей точки зрения, такое подход должен быть ограничен и, может быть, ограничен в той части своих действий, где это превращается в клевету.

Эффект использования манипулятивных технологий, на результат выборов всё равно будет не линейным, а сложным. Манипулятивные технологии иногда дают тактический успех на выборах. Они помогают людям получить дополнительные голоса избирателей, а иногда не помогают, иногда проваливаются. Но стратегически, это будет все равно проигрыш, потому что скрытые манипулятивные технологии вскрываются, они становятся видны. Шлейф их потянется за политиком дальше на его карьерном пути, все будут знать, что он склонен к применению этих технологий. Стабильность его позиций в данном случае будет подорвана. И чем грязнее и жестче средства, к которым он будет прибегать, тем более ненадежна в этом аспекте его позиция. Хотя, конечно, нужно отдавать себе отчет, что порой политик — это некий объем ресурсов и личностных, и социальных, и персональных. Есть политики, которые обладают таким объемом этих ресурсов, что даже факт использования группой политтехнологов, которые работают на них, манипулятивных технологий, серьезного вреда им принести не может.

Лучше, если есть возможность, избегать манипулятивных технологий. Это в целом оздоравливает качество политических взаимодействий.

 Игорь Донато, президент ЦСКП в ПФО

«Руководствуясь принципом «цель оправдывает средства», можно заиграться и поставить под удар авторитет партии».

Избирательную компанию XXI века сложно представить без соответствующих информационных технологий. Для того чтобы донести программные положения партии и конкретные результаты работы до избирателей недостаточно только личных встреч. Без активного использования в своей деятельности современных коммуникативных технологий партия рискует потерять поддержку граждан.

Однако в некоторых случаях политтехнологи увлекаются так называемым «черным пиаром», стремясь любыми способами скомпрометировать конкурента, не гнушаясь ничем. На мой взгляд, это недопустимо. Безусловно, политическая борьба особенно в период предвыборных кампаний приобретает дополнительную остроту и ожесточенность. Но это не означает, что она должна вестись без правил. Нормы этики для политических оппонентов должны быть границами, которые переступать не следует. Стремление очернить кандидатов от другой партии, попытки манипулировать сознанием людей могут привести к совершенно противоположному эффекту.

Не исключено, что, руководствуясь принципом «цель оправдывает средства», можно заиграться и поставить под удар авторитет партии. А, следовательно, проиграть не только текущие выборы, но и утратить доверие граждан на продолжительный период времени.

 Андрей Дахин, профессор, проректор по науке ВВАГС

«Даже внутрипартийная конкуренция требует сегодня поиска платформ консенсуса, нежели эскалации конфликта».

В широком плане эскалация конфликтов на избирательной площадке – это вещь неблагодарная в том смысле, что там возникает опасность нарушения этических и даже юридических правил поведения. Если говорить конкретно о Нижегородской области, то, на мой взгляд, здесь даже внутрипартийная конкуренция требует сегодня скорее поиска точек соприкосновения, платформ консенсуса, нежели эскалации конфликта. В нашей региональной ситуации в интересах губернатора, прежде всего, наличие внутри партии хотя и различных точек зрения, но все-таки таких, которые не выходят в режим конфликтной эскалации. На мой взгляд, сейчас, с точки зрения политтехнологий, может быть наиболее востребованы те, которые позволяют фиксировать и формировать пространство внутрипартийного консенсуса.

Я думаю, что на этапе, когда мы не вступили в официальный период выборов, вполне можно обойтись без таких политтехнологических методов, которые ведут к возгонке конфликтных ситуаций. И если мы воздержимся от применения таких политтехнологических способов, то регион от этого выиграет.

Если представить себе, что эскалация внутрипартийного конфликта получит свое развитие, то, на мой взгляд, партия, у которой это случится, будет терять голоса, авторитет, имидж, потому что у избирателя будет складываться полное впечатление того, что партия рассыпается на глазах. И напротив: если представить, что будут использоваться политтехнологические приемы, обеспечивающие консенсусные форматы внутрипартийной активности, тогда это будет прибавлять очков такой партии, ибо партия будет восприниматься как способная к цельному движению, к поиску сбалансированных решений, к поиску консенсуса в конечном счете.

 Сергей Кочеров, доцент НГПУ

«Манипулятивные технологии наносят вред, и в результате это сказывается на тех, кто эти технологии использует».

Использование в тактике информационно-психологической войны может привести либо к победе одной из сторон, либо к достижению некого компромисса между ними, если силы примерно равны. Или, если речь идет о выборах местного или регионального уровня, это может привести к тому, что федеральный центр просто вмешается в эту борьбу и поставит своего человека. Как это, например, произошло в 2005 году, года нижегородская элита увязла во внутренней борьбе, вследствие чего не один из ставленников местной элиты в губернаторы не прошел, а власти московские назначили на эту должность Валерия Шанцева.

В разных партиях внутрипартийная конкуренция имеет разную степень остроты. Все зависит от того, что представляет собой партия, как она организована, и, конечно же, во многом от реального влияния этой партии, от ее места во власти. Наиболее острой, безусловно, является конкуренция в «Единой России». Это мы видим на примере Нижегородского регионального отделения, где борются две, а может даже и три группировки. Понятно, что партия власти, которой является «Единая Россия», особенно увязает во внутрипартийной борьбе в период выборов. Как это было в марте, где в ряде районов Нижегородской области, минуя проведение праймериз в состав «Единой России», многие члены партии просто пошли на выборы как самовыдвиженцы, отбирая голоса у официальных кандидатов. Еще со школы мы знаем, что самая острая борьба — это не межвидовая, а внутривидовая.

Если исходить из того, что неважно средство, важен результат, то манипулятивные технологии могут в определенной ситуации принести желанный успех. И в России мы это видим сплошь и рядом. Но если говорить о более далекой перспективе, то понятно, что манипуляция, которая зачастую использует откровенный обман, а то и более зловредные средства, вплоть до клеветы на конкурента, они, конечно же, девальвируют данную политику, они обесценивают ее моральное и общественное содержание и значение. Они приучают людей к тому, что политика — дело грязное. То есть в этом смысле манипулятивные технологии наносят вред, и в результате это сказывается на тех, кто эти технологии использует. Но это в достаточно далекой перспективе, о которой современные российские политики просто не думают. Да надо сказать, что и общество не предъявляет к ним таких уж высоких моральных требований. Мы еще не забыли, как самого успешного за последнее время президента США Билла Клинтона, при котором Америка просто процветала в экономическом и военно-политическом отношении, чуть не отправили в отставку за его интимную связь с Моникой Левински, за отрицание, точнее говоря, этой связи. Представить себе, что в российском обществе политикам, что федерального, что регионального уровня предъявляется подобная нравственная планка, я никак не могу. Это, кстати, говорит хорошо об американском обществе и недостаточно хорошо о российском обществе. В основном успех и неуспех манипулятивных технологий зависит от политической культуры в обществе. В России она пока еще достаточно низкая, потому что мы не имеем школы воспитания гражданского общества и демократии.

 Андрей Макарычев, профессор ВВАГС

«Мастерство политтехнологов должно проявляться там, где требуется умелая расстановка акцентов, а не информационная война».

С моей точки зрения, как межпартийная, так и внутрипартийная конкуренция в период выборов носит объективный характер и является результатом действий политтехнологов. Их функции состоят скорее в том, чтобы дать регулярно возникающим конфликтам интересов ту или иную интерпретацию, предложить общественному мнению одну из нескольких возможных версий происходящего. Допустим, острая полемика между губернатором Нижегородской области и региональным руководством «Единой России» может быть представлена в СМИ очень по-разному: либо как свидетельство раскола внутри региональной «партии власти» и несогласия по кадровым вопросам, либо как содержательная дискуссия между двумя разными точками зрения на роль партийных структур в предвыборном процессе. Мастерство политтехнологов должно проявляться именно в таких ситуациях, где требуется умелая расстановка акцентов, а не информационная война. Попытка движения в этом направлении предпринята в рамках нового телевизионного проекта Г.Молокина на ННТВ («В городе N.»), хотя, наверняка, многие в городской администрации расценят этот цикл ток-шоу как «информационную войну» (что было бы, с моей точки зрения, большим преувеличением).

В то же время существуют и «технологии замалчивания» определённых сюжетов, которые являются некомфортными для тех или иных первых лиц. Допустим, в нижегородском информационном пространстве практически не получил развития сюжет, связанный с достаточно резким замечанием президента Дмитрия Медведева в адрес губернатора Валерия Шанцева во время видеоконференции, связанной с использованием новых информационных технологий. Между тем в комментариях на эту тему НТВ Валерий Шанцев был помещён в группу губернаторов так называемого «старого поколения», что создаёт вполне определённый контекст во взаимоотношениях нашего региона с Москвой и наталкивает на некоторые выводы. Но, повторюсь, этот контекст практически не обсуждается в региональном информационном пространстве, что свидетельствует о влиянии на него соответствующих политтехнологий.