Posted 5 апреля 2009,, 08:04

Published 5 апреля 2009,, 08:04

Modified 12 ноября 2022,, 16:14

Updated 12 ноября 2022,, 16:14

«Отец» Шерлока Холмса представил в Нижнем свой новый фильм

5 апреля 2009, 08:04
«Русские деньги» - экранизация пьесы Александра Островского «Волки и овцы», которую российский зритель вряд ли увидит на телеэкране. Об этом и многом другом известный режиссер Игорь Масленников рассказал на творческой встрече в киноцентре «Рекорд». Перед тем, как взять микрофон, режиссер сфотографировал всех присутствующих в зале на память. О Биографии Я не знаю, с чего начать, но чтобы не перечислять свои работы и рассказывать о биографии, предлагаю Вам залезть в Интернет и найти сайт Гильдии кинорежиссеров России. Там появится длинный список режиссеров, на букву «М», вы найдете мою фамилию и недавно освеженную и довольно обстоятельную справку обо всем. Об «Общежитии холостых инженеров» и здоровье мужского сердца Я хотел бы рассказать, почему я здесь и почему это доставляет мне большую радость. Я родился в Нижнем Новгороде, я - сормович. Мой отец работал в конструкторском бюро на Сормосвком заводе, мой дедушка – Василий Павлович Ильин – работал старшим мастером в паровозостроительном цехе, бабушка - Надежда Осиповна - жила на углу ул. Коминтерна и ул. Свободы, где раньше стояла огромная пожарная каланча. В этом доме я жил во время войны. А родился я в удивительном месте - дом назывался «Общежитие холостых инженеров», хотя родители мои были женаты. В тот день папа бросил курить. Он сжег все свои сигареты «Герцеговина флор» в камине и никогда больше не курил. Отец выпивал, но не много, как и я сейчас выпиваю, по его совету, – 100-150 граммов в обед, потому что это полезно для мужского сердца. Вот это собственно и все мои предварительные данные о связи с Нижним Новгородом, кроме того, что у меня здесь живут родственники. Теперь можно про кино поговорить Несколько лет назад Ирина Петровна Мирошниченко завела меня на интересный проект по Островскому. Она очень хотела сняться в фильме «Без вины виноватый» - известный, знаменитый фильм Петрова, который в 1946 году в Венеции получил «Золотого льва». У нас была идея сделать новую картину, где Мирошниченко могла бы сыграть Кручинину. Но на Ленфильме запустили другую картину - «Анна», где главную роль Кручининой должна была играть Любовь Казарновская. Работать над фильмом предложили мне, но я отказался, потому что собирался работать над Островским, а не над римейком с картинами современной жизни. Но после этого Госкино не дало денег на настоящего Островского, так что от замысла пришлось отказаться. А я просто заболел Островским – я считаю, что он – гениальный драматург. Он много писал о капитализации, банкротстве, акциях. Сейчас эти темы постоянно на слуху. «Русские деньги» это какое-то особое отношение к деньгам? Нет, конечно. Это не потому, что русские как-то по-особенному относятся к деньгам. Я открою Вам секрет: хочу сделать еще несколько фильмов по Островскому на тему, связанную с русскими деньгами, правда сбудется это, или нет, не знаю. Я искал некий брэнд, некое общее название, «шапку» для фильмов на общую тему, поэтому и переназвал «Волки и овцы». Сюда войдут пьесы «Доходное место», «Банкрот» и т.д. Пока мы остановились на пьесе «Волки и овцы». Там играют очень хорошие актеры: Демидова, Гуськов и замечательные артисты в современного жанра, но трепачи на экране - Юрий Гальцев и Оскар Кучера. В «Русских деньгах» вы их не узнаете… Гальцев – потрясающе замечательный драматический актер, и Оскар Кучера тоже справился. Идиотизм Аполлона Мурзавецкого оказался ему по плечу. С ролями сразу определились? Главный период режиссерской работы над фильмом – это работа над ансамблем. Пока такого ансамбля нет, зрители не поверят, что все на экране – правда. Здесь каждый друг от друга зависит. И я беспощаден к самому себе, потому что не снимаю порой кого-то, кого хочу. В свое время я начал снимать «Зимнюю вишню», там предполагались совсем другие актеры. Главную роль должна была играть Наталья Андрейченко, и ей в пару был Сергей Шакуров, но там все развалилось. Лена Самойлова задала совсем другую историю, и состав поменялся. Я всегда знал, что роль Мурзавецкой в «Русских деньгах» должна сыграть Алла Демидова. Я ее очень хорошо и долго знаю, она жена моего друга. Демидова - непростой человек и очень серьезный актер. Никогда не берется за роль, если не понимает, как ее играть. Я снимал ее во многих картинах: «Пиковая дама», «Собака Баскервилей»… Поначалу она отказалась от роли Мурзавецкой, не пожелав в очередной раз изображать Салтычиху. Пришлось объяснять ей, кто такая главная героиня, и она согласилась. Игорь Федорович, а вы готовы работать с талантливым, гениальным актером, у которого скверный характер? Никогда в жизни. Терпеть не могу все эти звездные команды, под которые надо лебезить и танцевать. Это отвратительно. Я знаю таких актеров, и никогда с ними не связываюсь. Однажды я пересекся с одним жутким человеком и мучился 8 лет. Моя седая голова это он - Василий Борисович Леванов. Этого урока мне хватило на всю жизнь. Он – редчайший в полном смысле этого слова тяжелый человек. Я терпел его 8 лет, снял 5 фильмов, потому что понял, что попал в десятку с этим актером. В последнее время много экранизаций классического кино. Хотели бы Вы поучаствовать в таком проекте? Нет, не хочу. Я Лауреат Государственной премии, которую мне вручал сам Путин, за выдающийся вклад в развитие телевизионного кино. После того, как я получил медаль, работать для телевидения я не хочу. Объясняю почему. Вы знаете, что по основным метровым каналам сегодня идет 70 сериалов, не считая кабельного ТВ. Каждый день. Я не понимаю, зачем этим надо заниматься. Что нужно вложить в свою работу, чтобы победить эти 70 фильмов. Это уже не кризис телевидения, а кризис зрителя. Он сегодня ничего не досматривает до конца. Мне не интересно делать кино, которое не хотят смотреть. Мне нужно все-таки, чтобы люди сели, поплакали, посмеялись, попереживали, втянулись в какой-то мир. А в какой мир можно втянуть сегодняшнего телезрителя, который сидит и щелкает пультом, перескакивая с одного канала на другой? Есть один рецепт, чтобы создавать популярное телевизионное кино, которое досмотрят Надо делать маски, как в телесериале «Менты». Этих героев знает сегодня каждый. Никакого длительного сюжета нет, но есть 4 главных актера, которые угробили свою актерскую карьеру на этом деле, но стали узнаваемыми масками. Зритель, на какой канал не попал бы, начинает смотреть на знакомое лицо, а сюжет не так уж и важен. Есть удачные многосерийные экранизации классики, но я не берусь судить о ее художественных достоинствах. Но участвовать в этом соревновании сериалов у меня уже просто нет сил. А снять фильм по произведению кого-нибудь из современных авторов не думали? Меня, человека с филологического, попросили поработать над произведениями странного писателя по фамилии Акунин. Я впервые прочитал его. Там нет характеров – одни фамилии. Есть сюжетные функции, а сюжета нет. Не понятно, какой нужен актер: или тонкий, или толстый, или белый или рыжий, смешной или грустный – какой угодно. Я отказался. Под фамилию Фандорин можно поставить кого угодно. Это ведь не драматургия, это – черт знает что. Игорь Федорович, а что радует в современном российском кино? В современном российском кино меня радует молодежь. Единственное, что говорю – убью, если увижу в сериалах. На показе дипломных проектов своих студентов вижу, что в зале сидят какие-то загадочные люди. Спрашиваю - мне говорят – вербовщики с каналов. По дешевке, так сказать, сманивают ребят. Моих никого не сманили. Думаю, из них получится что-то серьезное с нормальным отношением к режиссерскому делу. Но сегодня все дело в деньгах. Надо участвовать в конкурсах. Если сценарий молодого режиссера выигрывает, то имеет финансовую поддержку, в том числе и в Госкино. Но здесь надо очень сильно выкладываться. На телевидении сегодня очень много случайных, но денежных людей. И это какая-то политика. Сегодня все засвистит от рекламодателей, а у них не всегда хорошо со вкусом. Я замечательно знаю Константина Львовича Эрнста – интеллигентный, культурный человек. Нельзя даже представить себе, что он делает такое идиотское кино, просто не понимая. Значит, почему-то такое кино делает. Ну ведь существует сегодня хоть какая-то поддержка отечественной киноиндустрии? Приведу пример. Американцы обнаружили, что у нас очень плохо с производственной стороной дела, и строят киностудии в России. Петербург, Комендантский аэродром – там стояло огромное заброшенное здание нового телецентра, которое начали возводить еще в советские времена. И вот буквально в этом году они открывают эту киностудию с гигантскими павильонами, с огромным количеством народа. И все специалисты с Ленфильма, Научфильма начинают туда тянуться, потому что платят, там шикарное оборудование и т.д. Они будут делать кино, деньги от которого уйдут в Голливуд. Я общался на эту тему с министром культуры РФ. Неужели мы не можем вытащить Лефильм, который попросту загибается. Смотрите, как успешно работает Мосфильм. Но сегодня оказывается проще продавать акции Ленфильма. А у них уже почти готовая мощная современная студия в центре Санкт-Петербурга. Вторую студию американцы строят сегодня на юге, в районе Геленджика. Там будут работать русские и снимать русские фильмы, на наши темы. Кроме одного – деньги будут уходить в Америку. Вот такая поддержка.
«Русские деньги» - экранизация пьесы Александра Островского «Волки и овцы», которую российский зритель вряд ли увидит на телеэкране. Об этом и многом другом известный режиссер Игорь Масленников рассказал на творческой встрече в киноцентре «Рекорд».
 
Перед тем, как взять микрофон, режиссер сфотографировал всех присутствующих в зале на память.
 
О Биографии
 
Я не знаю, с чего начать, но чтобы не перечислять свои работы и рассказывать о биографии, предлагаю Вам залезть в Интернет и найти сайт Гильдии кинорежиссеров России. Там появится длинный список режиссеров, на букву «М», вы найдете мою фамилию и недавно освеженную и довольно обстоятельную справку обо всем.
 
Об «Общежитии холостых инженеров» и здоровье мужского сердца
 
Я хотел бы рассказать, почему я здесь и почему это доставляет мне большую радость. Я родился в Нижнем Новгороде, я - сормович. Мой отец работал в конструкторском бюро на Сормосвком заводе, мой дедушка – Василий Павлович Ильин – работал старшим мастером в паровозостроительном цехе, бабушка - Надежда Осиповна - жила на углу ул. Коминтерна и ул. Свободы, где раньше стояла огромная пожарная каланча. В этом доме я жил во время войны. А родился я в удивительном месте - дом назывался «Общежитие холостых инженеров», хотя родители мои были женаты. В тот день папа бросил курить. Он сжег все свои сигареты «Герцеговина флор» в камине и никогда больше не курил. Отец выпивал, но не много, как и я сейчас выпиваю, по его совету, – 100-150 граммов в обед, потому что это полезно для мужского сердца. Вот это собственно и все мои предварительные данные о связи с Нижним Новгородом, кроме того, что у меня здесь живут родственники.
 
Теперь можно про кино поговорить
 
Несколько лет назад Ирина Петровна Мирошниченко завела меня на интересный проект по Островскому. Она очень хотела сняться в фильме «Без вины виноватый» - известный, знаменитый фильм Петрова, который в 1946 году в Венеции получил «Золотого льва». У нас была идея сделать новую картину, где Мирошниченко могла бы сыграть Кручинину. Но на Ленфильме запустили другую картину - «Анна», где главную роль Кручининой должна была играть Любовь Казарновская. Работать над фильмом предложили мне, но я отказался, потому что собирался работать над Островским, а не над римейком с картинами современной жизни. Но после этого Госкино не дало денег на настоящего Островского, так что от замысла пришлось отказаться. А я просто заболел Островским – я считаю, что он – гениальный драматург. Он много писал о капитализации, банкротстве, акциях. Сейчас эти темы постоянно на слуху. 
 
«Русские деньги» это какое-то особое отношение к деньгам?
 
Нет, конечно. Это не потому, что русские как-то по-особенному относятся к деньгам. Я открою Вам секрет: хочу сделать еще несколько фильмов по Островскому на тему, связанную с русскими деньгами, правда сбудется это, или нет, не знаю. Я искал некий брэнд, некое общее название, «шапку» для фильмов на общую тему, поэтому и переназвал «Волки и овцы». Сюда войдут пьесы «Доходное место», «Банкрот» и т.д. Пока мы остановились на пьесе «Волки и овцы». Там играют очень хорошие актеры: Демидова, Гуськов и замечательные артисты в современного жанра, но трепачи на экране - Юрий Гальцев и Оскар Кучера. В «Русских деньгах» вы их не узнаете… Гальцев – потрясающе замечательный драматический актер, и Оскар Кучера тоже справился. Идиотизм Аполлона Мурзавецкого оказался ему по плечу.
 
С ролями сразу определились?
 
Главный период режиссерской работы над фильмом – это работа над ансамблем. Пока такого ансамбля нет, зрители не поверят, что все на экране – правда. Здесь каждый друг от друга зависит. И я беспощаден к самому себе, потому что не снимаю порой кого-то, кого хочу. В свое время я начал снимать «Зимнюю вишню», там предполагались совсем другие актеры. Главную роль должна была играть Наталья Андрейченко, и ей в пару был Сергей Шакуров, но там все развалилось. Лена Самойлова задала совсем другую историю, и состав поменялся.
 
Я всегда знал, что роль Мурзавецкой в «Русских деньгах» должна сыграть Алла Демидова. Я ее очень хорошо и долго знаю, она жена моего друга. Демидова - непростой человек и очень серьезный актер. Никогда не берется за роль, если не понимает, как ее играть. Я снимал ее во многих картинах: «Пиковая дама», «Собака Баскервилей»… Поначалу она отказалась от роли Мурзавецкой, не пожелав в очередной раз изображать Салтычиху. Пришлось объяснять ей, кто такая главная героиня, и она согласилась.
 
Игорь Федорович, а вы готовы работать с талантливым, гениальным актером, у которого скверный характер?
 
Никогда в жизни. Терпеть не могу все эти звездные команды, под которые надо лебезить и танцевать. Это отвратительно. Я знаю таких актеров, и никогда с ними не связываюсь. Однажды я пересекся с одним жутким человеком и мучился 8 лет. Моя седая голова это он - Василий Борисович Леванов. Этого урока мне хватило на всю жизнь. Он – редчайший в полном смысле этого слова тяжелый человек. Я терпел его 8 лет, снял 5 фильмов, потому что понял, что попал в десятку с этим актером.
 
В последнее время много экранизаций классического кино. Хотели бы Вы поучаствовать в таком проекте?
 
Нет, не хочу. Я Лауреат Государственной премии, которую мне вручал сам Путин, за выдающийся вклад в развитие телевизионного кино. После того, как я получил медаль, работать для телевидения я не хочу. Объясняю почему. Вы знаете, что по основным метровым каналам сегодня идет 70 сериалов, не считая кабельного ТВ. Каждый день. Я не понимаю, зачем этим надо заниматься. Что нужно вложить в свою работу, чтобы победить эти 70 фильмов. Это уже не кризис телевидения, а кризис зрителя. Он сегодня ничего не досматривает до конца. Мне не интересно делать кино, которое не хотят смотреть. Мне нужно все-таки, чтобы люди сели, поплакали, посмеялись, попереживали, втянулись в какой-то мир. А в какой мир можно втянуть сегодняшнего телезрителя, который сидит и щелкает пультом, перескакивая с одного канала на другой?
 
Есть один рецепт, чтобы создавать популярное телевизионное кино, которое досмотрят
 
Надо делать маски, как в телесериале «Менты». Этих героев знает сегодня каждый. Никакого длительного сюжета нет, но есть 4 главных актера, которые угробили свою актерскую карьеру на этом деле, но стали узнаваемыми масками. Зритель, на какой канал не попал бы, начинает смотреть на знакомое лицо, а сюжет не так уж и важен. Есть удачные многосерийные экранизации классики, но я не берусь судить о ее художественных достоинствах. Но участвовать в этом соревновании сериалов у меня уже просто нет сил.
 
А снять фильм по произведению кого-нибудь из современных авторов не думали?
 
Меня, человека с филологического, попросили поработать над произведениями странного писателя по фамилии Акунин. Я впервые прочитал его. Там нет характеров – одни фамилии. Есть сюжетные функции, а сюжета нет. Не понятно, какой нужен актер: или тонкий, или толстый, или белый или рыжий, смешной или грустный – какой угодно. Я отказался. Под фамилию Фандорин можно поставить кого угодно. Это ведь не драматургия, это – черт знает что.
 
Игорь Федорович, а что радует в современном российском кино?
 
В современном российском кино меня радует молодежь. Единственное, что говорю – убью, если увижу в сериалах. На показе дипломных проектов своих студентов вижу, что в зале сидят какие-то загадочные люди. Спрашиваю - мне говорят – вербовщики с каналов. По дешевке, так сказать, сманивают ребят. Моих никого не сманили. Думаю, из них получится что-то серьезное с нормальным отношением к режиссерскому делу. Но сегодня все дело в деньгах. Надо участвовать в конкурсах. Если сценарий молодого режиссера выигрывает, то имеет финансовую поддержку, в том числе и в Госкино. Но здесь надо очень сильно выкладываться.
 
На телевидении сегодня очень много случайных, но денежных людей. И это какая-то политика. Сегодня все засвистит от рекламодателей, а у них не всегда хорошо со вкусом. Я замечательно знаю Константина Львовича Эрнста – интеллигентный, культурный человек. Нельзя даже представить себе, что он делает такое идиотское кино, просто не понимая. Значит, почему-то такое кино делает.
 
Ну ведь существует сегодня хоть какая-то поддержка отечественной киноиндустрии?
 
Приведу пример. Американцы обнаружили, что у нас очень плохо с производственной стороной дела, и строят киностудии в России. Петербург, Комендантский аэродром – там стояло огромное заброшенное здание нового телецентра, которое начали возводить еще в советские времена. И вот буквально в этом году они открывают эту киностудию с гигантскими павильонами, с огромным количеством народа. И все специалисты с Ленфильма, Научфильма начинают туда тянуться, потому что платят, там шикарное оборудование и т.д. Они будут делать кино, деньги от которого уйдут в Голливуд. Я общался на эту тему с министром культуры РФ. Неужели мы не можем вытащить Лефильм, который попросту загибается. Смотрите, как успешно работает Мосфильм. Но сегодня оказывается проще продавать акции Ленфильма. А у них уже почти готовая мощная современная студия в центре Санкт-Петербурга. Вторую студию американцы строят сегодня на юге, в районе Геленджика. Там будут работать русские и снимать русские фильмы, на наши темы. Кроме одного – деньги будут уходить в Америку. Вот такая поддержка.
"