Posted 27 марта 2009,, 10:03

Published 27 марта 2009,, 10:03

Modified 12 ноября 2022,, 16:22

Updated 12 ноября 2022,, 16:22

Комиссия по развитию конкуренции на товарных рынках может быть создана в Нижегородской области

27 марта 2009, 10:03
Проблемы конкурентоспособности нижегородских товаропроизводителей обсудили в Нижнем Новгороде.

Круглый стол по проблемам конкурентоспособности нижегородских товаропроизводителей состоялся в Нижнем Новгороде. В обсуждении данной проблемы приняли участие советник ФАС РФ председатель комитета по исследованию проблем защиты конкуренции при ТПП НО Геннадий Гудков, руководитель УФАС РФ по Нижегородской области Михаил Теодорович, руководитель Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в ПФО Олег Чупалов, заместитель генерального директора НАПП Геннадий Хомутов, Председатель Правления «Борский коммерческий банк» Николай Хватков, директор НЦСМ Александр Свешников, начальник группы отдела инноваций и промышленной политики ТПП НО Валерий Анкудинов, генеральный директор ОАО «Облбытсервис» Лев Бельдер и другие.

По мнению участников встречи, состояние конкурентной среды в данный момент характеризуется высоким уровнем административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям.

Возможности органов власти широко используются в конкурентной борьбе и стали неотъемлемой ее частью. Это существенным образом ограничивает позитивную роль справедливой конкуренции и завышает издержки общества и экономики. За последние 2,5 года доля нарушений антимонопольного законодательства органами власти сохраняется на устойчиво высоком уровне, отметил советник ФАС РФ Геннадий Гудков.

Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, в том числе, дефицит мощностей естественных монополий. Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Потенциальной угрозой для конкуренции является формирование и деятельность государственных корпораций в сферах, где есть условия конкуренции с другими хозяйствующими субъектами. Деятельность таких субъектов в силу их особого статуса и возможностей использования административного и политического ресурса должна быть максимально прозрачна.

Необоснованные административные барьеры снижают стимулы входа на рынки новых участников, повышают непроизводственные издержки и создают условия для коррупции и возникновения так называемого «административного ресурса», отметили участники встречи.

Угрозами для конкуренции на российских рынках являются барьеры со стороны естественных монополий. Нарушения с их стороны, как правило, связаны с несоблюдением установленных сроков и порядка заключения договоров. Их пресечение посредством мер, предусмотренных действующим антимонопольным законодательством, является не вполне эффективным, поскольку расходы на уплату оборотного штрафа в конечном итоге компенсируются потребителями услуг естественной монополии за счет тарифа (в виде сокращения инвестиций, финансируемых из прибыли, либо искусственного завышения операционных расходов).

По итогам дискуссии участники разработали предложения, которые будут направлены губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву. В документе, в частности, будет предложено создать при правительстве Нижегородской области Комиссию по развитию конкуренции на товарных рынках и обеспечению конкурентоспособности нижегородских товаропроизводителей для выработки системного подхода к решению проблем развития конкуренции.

Участники совещания также предлагают включить в документ следующие предложения: предусмотреть сокращение необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров и создание механизмов предотвращения избыточного регулирования; повысить эффективность защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования; предусмотреть специальные меры развития конкуренции в базовых отраслях путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки; разработать и реализовать меры совершенствования налоговой политики в части поощрения роста производства и самоконтроля хозсубъектов, в части ценообразования относительно собственной продукции; ускорить принятие мер, направленных на совершенствование процедуры разработки технических регламентов; продолжить сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, в том числе путем замены на альтернативный вид регулирования, осуществляемый экономическими субъектами, – обязательное страхование ответственности; ускорить работу по замене обязательной сертификации ряда услуг декларированием соответствия; государственный контроль качества последовательно замещать соответствующей деятельностью субъектов рынка и др.

"