Posted 16 декабря 2009,, 11:12

Published 16 декабря 2009,, 11:12

Modified 12 ноября 2022,, 15:39

Updated 12 ноября 2022,, 15:39

БРЕНДовая проблема

16 декабря 2009, 11:12
Бренд Нижнего Новгорода построят без власти С высоких трибун много говорят о стратегическом развитии региона. Мол, надо, чтобы стал он и инвестиционно привлекательный, и промышленный, и туристический, и культурный центр. А лучше столица. А лучше третья. Но не Приволжья, а России. Но уж центром в любом случае. Казалось бы, такому проекту как "Бренд города. Новый Нижний", уготована безоблачная будущность, а авторам - признание и бурные и продолжительные апплодисменты зала. Ан нет. Инициативные нижегородцы до сих пор думают над проблемой брендинга региона в одном месте, а власти - в другом. Как такое оказалось возможным, рассказывает организатор проекта "Бренд города. Новый Нижний" Роман Амбарцумян.

Провинциальная столичность

- Кому, по вашему мнению, нужен проект "Бренд города. Новый Нижний"?

- Проект нужен тем, кто думает о будущем города, кто следит, как стремительно Нижний Новгород теряет позиции. По результатам опросов, есть чудовищное расхождение между внутренним ощущением нижегородца и реальностью. Мы же ощущаем себя столичными жителями. А другие территории нас уже перегнали - по количеству жителей, вузов, проектов, по упоминаниям в центральных СМИ.

- Кто наши соперники из числа территорий??

- Соперников у нас нет. Это мы догоняем. Остальные ушли далеко вперед, и в этом трагедия.

Нас некорректно сравнивать ни с одним так называемым условным соперником. С Казанью? О чем говорить, если нижегородцы в массовом порядке ездят в выходные в казанский аквапарк? Помимо прочего, Казань - спортивная столица. А мы открываем ФОК, у которого падает козырек. С Москвой и Питером? Конечно, нет. Для начала нам нужно догнать Новосибирск, Екатеринбург, Сочи-2014.

О каком соперничестве с другими территориями можно говорить, если противостояние региональных властей привело к тому, что Нижний Новгород упоминается в федеральных СМИ исключительно в негативном контексте. В отличие от многих других территорий.

Простой показатель - прогнозы погоды на федеральных каналах. О том, какая будет погода в Нижнем Новгороде, говорят где-то в середине прогноза.

- Как вы видите решение этой проблемы?

- Нужно постоянно заниматься брендингом города. На практике это означат, что у органов исполнительной власти должна быть специальная программа, которую они должны реализовывать.

Если сейчас у региональных властей нет времени этим заниматься, должна быть пятая власть (после четвертой власти - СМИ), которой небезразлично настоящее и будущее города. Этой властью должно стать гражданское общество.

Проект "Новый Нижний" - попытка проверить, есть ли в Нижнем Новгороде здоровые ростки гражданского общества. И будет ли услышан властью его голос.

У Нижнего Новгороде есть все возможности. Не все потенциалы еще упущены. Нужно только, чтобы брендом города власть занялась всерьез. Потому что власть - продавец территории.

Зачем Парижу бренд?

- Что вы предлагаете власти?

- Проект "Бренд города. Нижний Новгород" - готовый инструмент, который дает общество власти. Чтобы она продавала территорию и внешним, и внутренним потребителям - то есть нам.

Не надо тратить бюджетные деньги на создание проектов. Возьмите то, что прошло обсуждение среди всех слоев общества. Все организации, СМИ так или иначе высказались на эту тему. Мы собрали и аккумулировали все мнения. Причем даже негативные. Было высказано мнение: "Зачем Парижу бренд? Париж и так все знают!" Это тоже мнение, хотя оно в корне не верно. Париж ведь кто-то сделал Парижем?

Только власти сейчас не до развития потенциальных точек роста. Люди занимаются конкретными вещами, связанными с удержанием власти, с усилением власти, с влиянием на процессы, которые приносят деньги. Все остальное не приносит деньги сейчас. Это приносет деньги только в будущем.

- Считается, что жители Нижнего Новгорода не активные. На какой отклик вы рассчитываете от нижегородцев?

- Думаю, что здесь обоюдная проблема - имею в виду пассивность нижегородцев. В этом виновата власть и сами жители. 400 лет назад в Смутное время Нижний Новгород стал центром гражданской инициативы. Сейчас вернуться к этому тяжело. К сожалению, мы по-бузмаковски "гиперпровинциальны". И при этом пытаемся транслировать гиперпровинциальному болоту о своей столичности.

Но если не мы будем любить историю нашего города, то кто? Если не мы определим ключевые точки роста, кто их определит?

В Европе есть микроскопические города, которые делают масштабные спецпроекты. Этих городов на карте-то не видно. Но там организуют события, которые вызывают пристальное внимание международных СМИ.

Нижний Новгород - город с богатейшей историей. Не выдуманной, как на Кипре, где туристам показывают пену моря, из которой вышла богиня Афродита.

Если мы не планируем жить в Нижнем Новгороде, то в будущее нас привезет скоростной поезд. Если не заниматься брендом города, через пару лет, как только будет быстрое сообщение с Москвой, все головы от нас перетекут туда. А здесь останется тихий провинциальный город.

Молодые люди уже сейчас не найходят себе реализацию в Нижнем Новгороде. А через год-два ни один нормальный человек не останется здесь, если максимум, что ему светит - зарплата в 20-25 тысяч рублей.

- Что конкретно планируется сделать в рамках проекта "Новый Нижний"?

- Первое - создать "Белую книгу бренда города". Разработать пакет документов, объединенных в единую брошюру для представителей органов власти и заинтересованных сообществ. Второе. Все, что мы собираем, мы сдаем в государственный архив. Третье. Будут выработаны программы для департаментов администраций. Четвертое. Будут разработаны "пиар-фишки" города, которые помогут продвигать его в федеральном информационном пространстве в масштабе всей страны.

Вся документация по проекту "Новый Нижний" находится в открытом доступе. Проект лежит на столе губернатора и на столе мэра. Власть получает бесплатно то, что в любом городе нашей страны стоит больших денег. В нашем случае все делается бесплатно заинтересованными и компетентными людьми. Это колоссальная экономия бюджетных средств.

От тайги до клиники

- Я правильно понимаю, что вы готовы принять помощь любых центров региональной власти, которые разделят с вами основные идеи проекта?
- Совершенно верно. Причем денег у них мы не просим. Максимум, на что могли бы претендовать, - это получение небольших грантов на текущую деятельность.

Я уверен, что в 2011 году большая часть городов России начнет активно заниматься своими брендами. Тут не надо быть футурологом. Это вопрос самого ближайшего будущего.

Очень многие территории делают это уже сейчас. Один из городов нанял галериста Марата Гельмана. Вместе с губернатором Пермского края Чиркуновым они строят в Перми современную культурную столицу.

- Есть ли у вас опасения, что власть не заинтересуется проектом?

- Значит после этого я вместе со всем коллективом проекта уйду в тайгу. Значит, это полная клиника, окончательный диагноз.

Вы представьте. Ты людям начал раздавать бесплатный хлеб. А тебя заблокировали и говорят: "не надо!" Лучше-ка давайте мы на этом заработаем.

- Как вы оцениваете сроки начала реализации проекта?

- Изначально мы планировали октябрь 2010 года - время выборов. Потому что политическая напряженность тогда достигнет своего апофеоза, и проигнорировать проект "Новый Нижний" будет невозможно. Если одна из групп, которая стремится к власти, игнорирует проект, значит его автоматически подхватывает другая группа. Она же будет этот проект реализовывать, если придет к власти.

С этой позиции мы вне политики и вне конкуренции. Нам нужны люди во власти, которые реализуют проект, а на какую букву будут начинаться их фамилии, не имеет ни какого значения.

- То есть вы считаете, что идеи, заложенные в проекте, кто-то подхватит и будет реализовывать?

- Самое удивительное, что никто не против. Но все опасаются.

Город ноу-хау

- Кто сейчас финансирует проект?

- Тот же вопрос задают и в сером и в белом доме. Причем и те, и те думают на оппонентов.

На самом деле никто проект сейчас не финансирует. В городе встречаются удивительные люди, которые за свои деньги сажают лес в двенадцать тысяч деревьев. И они об этом не говорят. А сделать общественный проект и вкладывать какие-то относительно небольшие деньги может себе позволить вполне обычный человек.

Просто если правильно действовать, можно выстроить все параметры системы таким образом, что тебе дадут все бесплатно. Люди, которые в этом проекте работают, могут работать от души. И сделать свою работу за зарплату, без дополнительных денег. Потому что им они живут в этом городе, и будут в нем жить завтра.

- О каком годовом бюджете идет речь?

- В этом году было фактически затрачено 250 тысяч рублей. Я могу оценить дополнительные ресурсы, которые были получены благодаря связям и бескорыстной помощи других людей, в 2,5-3 млн. рублей. Это услуги и работа, которые по сути сделаны бесплатно.

В первом квартале 2010 года, думаю, будет потрачено порядка столько же. Повторюсь, что речь идет не о живых деньгах. Деньги - эквивалент проделанной работы.

В следующем году будет проведена грандиозная рекламная кампания проекта среди рядовых жителей. Все, что нужно было от экспертов, мы получили. Вся власть уведомлена. Но это очень узкая площадка для обсуждения. Нам важно, чтобы население города активно участвовало в проекте.

Мы делаем интернет-портал "Новый Нижний". На нем будет порядка 50 разных опросов на тему города. Очень хочется сделать телевизионное ток-шоу - проект, аналогичный "Имени России". Но пока с телевидением у нас проблемы. Они тоже связаны с политической конфронтацией в регионе.

- Что вы видите итогом реализации проекта "Новый Нижний"? Может ли закончится реализация подобного проекта?

- Реализация проекта не должна заканчиваться по определению. Это постоянная работа. Итог - отдельные куски проекта - на реализации в департаментах какой-то из администраций. Любой из двух. Задача в том, чтобы власть взяла и реализовала проект.

- У вас есть личное понимание, в чем идентичность Нижнего Новгорода и его жителей?

- На территории Нижнего Новгорода нет полезных ископаемых и природных ресурсов. Мы не можем конкурировать с другими территория за счет производственных кластеров, потому что они еще не достроены. Думаю, что наш город - это цех уникальных людей с инновационными знаниями.

Обратите внимание, сколько нижегородев в Москве, за границей. Нижний Новгород - интеллектуальный город. Это может быть позиционированием. У нас есть умелые руки и умные головы.

Причем это не мешает Нижнему Новгороду быть центром гражданских свобод и инициатив. Заметьте, сколько у нас было и есть полигонных политических площадок. Политически мы на уровне Владивостока, где однажды выборная кампания была 18 раз. В плане политики мы генетически неспокойны. Почему? На мой взгляд, в нижегородцах скрыт внутренний гражданский потенциал.

И этому потенциалу необходимо дать выход. Но не на уровне политических склок и баталий, как сейчас. Нужно направить его в мирное созидательное русло. В работу на будущее Нижнего Новгорода. Как и предполагает наш проект.

"