Posted 25 марта 2009,, 09:03

Published 25 марта 2009,, 09:03

Modified 12 ноября 2022,, 16:23

Updated 12 ноября 2022,, 16:23

Антикризисная программа Правительства: плюсы и минусы

25 марта 2009, 09:03
Председатель Правительства РФ Владимир Путин представил депутатам Государственной Думы «Программу антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год», принятую на заседании Правительства России 19 марта. Включившись в процесс широкого общественного обсуждения антикризисных мер, предложенных Правительством РФ, Центр социально-консервативной политики в Приволжском федеральном округе организовал работу заочного экспертного семинара, целью которого является мониторинг и аккумуляция оценок и мнений о данной программе различных представителей российского общества.

В ходе семинара приглашенные эксперты высказали свои суждения, замечания и вопросы, касающиеся этой программы, а также смогли внести предложения по ее совершенствованию. Информационное агентство «Ньюс-НН», являясь информационным партнером ЦСКП в ПФО, публикует комментарии и мнения ряда экспертов, приглашенных принять участие в семинаре. Опубликованные точки зрения не всегда совпадают с позицией редакции, но мы надеемся, что широкий спектр экспертных оценок послужит задачам поиска эффективных путей выхода из кризиса.

Андрей Макарычев, начальник научного отдела ВВАГС

Контуры новой управленческой модели в Программе прописаны очень непоследовательно

Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год составлена в достаточно жёстких тонах. При желании в ней можно увидеть закамуфлированную критику той модели развития, которой Россия следовала на протяжении последних лет. Здесь есть прямые указания и на недостаточную конкурентоспособность российской промышленности, и на слабую развитость банковского сектора, и на чрезмерный административный контроль за бизнесом – на всё то, о чём экономисты говорили долгие годы.

Однако всё же есть ощущение, что заезженная «модернизация» – это не самое лучшее слово для того, чтобы характеризовать основное направление работы Правительства на ближайшее время. Нужна принципиально новая управленческая модель, и её контуры, казалось бы, прописаны в «Программе». Однако сделано это очень непоследовательно. Вот несколько примеров.

Во-первых, Правительство наконец-то заявило, что не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в неэффективные производства. Это – шаг в правильном направлении, но несколько смущает, что в то же время Правительство обязалось в первую очередь помогать градообразующим предприятиям. Интересно, а как быть в том случае, если неэффективное производство и есть градообразующее (например, ГАЗ)?

Во-вторых, радует признание важности инвестиций в человеческий капитал, включая образование и науку. Программа Правительства делает сильный акцент на обучение, подготовку и переподготовку кадров, повышение их квалификации и пр. Однако, если это делать в рамках старой образовательной системы, то ничего не выйдет. Все страны Запада успешно (хотя и не без проблем) переходят на более гибкие, в том числе дистанционные формы образования, но многие ли российские учебные заведения готовы к этому и вообще осознают значимость новых образовательных технологий? И уж совсем нелогично смотрится фраза о том, что Правительство намерено увеличивать число бюджетных мест в вузах по техническим специальностям и одновременно снижать – по специальностям в области экономики, управления и гуманитарных наук. То есть именно сейчас, когда наиболее ярко выявился кризис старого управленческого аппарата, Правительство вычёркивает управление из числа приоритетных специальностей?

В-третьих, в отношении субъектов федерации ключевая идея Программы состоит в необходимости формирования основ стратегического планирования на региональном уровне. Всё верно, но эта задача так и останется благим пожеланием, если в корне не изменить профессиональный уровень нашей управленческой элиты. Проблема здесь состоит в том, что по существующей номенклатурной традиции для занятия высокой должности вовсе не обязательно быть специалистом в государственном или муниципальном управлении. Специальность, в целом, особого значения не имеет. Эту традицию надо, безусловно, менять, в противном случае никакого стратегического планирования не получится.

Ольга Носкова, депутат Госдумы РФ

Только сами себя вытягивая за шиворот, работая, а не надрывая горло на митингах, мы выйдем из кризиса

Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации - честный и добросовестный документ, дающий основание надеяться, что анализ ошибок и просчетов станет основой правильно избранной стратегии и тактики. Для «Единой России» важно не ошибиться в прогнозах и оценках политических рисков в реализации этого плана.

Наступившая весна будет для нашей страны и для правящей партии серьезным испытанием. Оставшись без работы или на неполной рабочей неделе, ощутив на себе рост цен на потребительские товары, на услуги ЖКХ и так далее, наш избиратель с высокой степенью вероятности захочет выйти на улицу, демонстрируя свое недовольство активными митингами протеста.

Для «Единой России» идея возвращения к земле могла бы стать, начиная с приближающейся весны, общенациональной программой решения целого комплекса проблем, о которых болит голова практически у всех, кто способен думать. Лучший способ отвлечь массы от желания выйти на митинги протеста с криками «долой!» - это дать людям возможность вернуться к земле. К своему саду-огороду, который так успешно взращивали еще лет 10 – 15 назад. Тогда не о том, как бы власть поменять, а о том, как бороться с колорадским жуком и где разжиться навозом, будет думать значительная часть электората.

Практическая выгода очевидна - те, кто временно остался без работы, те, у кого сокращенная рабочая неделя, кому теперь и Турции с Болгарией не по средствам - не только запасутся своим « стабилизационным фондом» - картошкой на зиму. Но и прочувствуют, осознают, что только сами себя вытягивая за шиворот, работая, а не надрывая горло на митингах, мы выйдем из кризиса. Это важная тема- каждый сам должен пытаться что-то для себя и своей семьи делать. В меру сил. А задача партии – создать условия. Их не очень много, хотя некоторые - трудно реализовать. Но не трудней, чем научиться выращивать картошку.

1. Транспорт. К местам традиционного садоводства с огородничеством должен быть обеспечен транспорт. Цены на него должны быть минимальными. Чтобы и пенсионеры, и молодожены - студенты могли себе позволить. С железной дорогой необходимы специальные соглашения о скидках на летний период.

2.Организованная охрана того, что посажено. Ибо в наше время важно не только вырастить, но и сберечь от бомжей и пр. Кстати, это можно сделать одной из разновидностей общественных работ – для тех, кто пополнил армию безработных - они и сами себе что-то вырастят, и за небольшие деньги охранять будут народный урожай .Снабдить такую «службу безопасности» мобильной связью с милицией, В садоводческих товариществах, пришедших в запустение, освещение восстановить, дороги подлатать.

3.Выделение земельных участков в аренду « на время ликвидации последствий кризиса» лет на пять, думаю. За годы, пока сады и огороды не были в моде, оформилась обширная когорта пенсионеров, отвыкших от земли. Получив возможность её приобрести, как показывает опыт моих родителей, они обретают второе дыхание, а некоторые и новый смысл в жизни, реже ходят по аптекам, а умеренная физическая активность, как утверждают врачи, продлевает жизнь.

4.Наведение порядка на «колхозных» рынках, чтобы старушек с редиской и цветами не шугали, а радовались им, как родным. Нет, например, на рынке двадцати старушек из ста продавцов - плати хозяин рынка штраф.

5.Продажа семян и качественного посадочного материала широко и по доступным ценам.

Возможно, что я что–то и упустила, но в целом мне самой эта идея нравится прежде всего своей реалистичностью, понятностью для всех, и возможными позитивными последствиями нематериального - гуманитарного плана, Люди вспомнят, что сами, своим трудом могут помочь своей семье, снизится напряженность на рынке труда на летнее время. Детей, кстати, есть шансы к труду приобщить, пусть знают, что такое работать на себя. Глядишь, кто-то в сельское хозяйство потянется.

Конечно, не всех нас можно представить с лопатой в борозде заботящимися о благосостоянии семьи. На огородный набор продуктов у кого-то пока зарплаты хватает. Для этой части единороссов есть замечательная возможность помочь такой огород возделать в подшефном детском доме, в сельской школе на приусадебном участке в избирательном округе, в монастыре, где сейчас практически повсеместно приюты для сирых и убогих. И рабочие руки всегда нужны, а там, глядишь, и бог простит.

Сергей Бочаров, начальник НРО ВОО «Молодая Гвардия»

Считаю, что настало время возрождения коопераций в форме МЖК

Предложенная программа Правительства РФ, безусловно, характеризуется широким спектром предполагаемых действий по преодолению последствий кризиса. Однако, хотелось бы отдельно остановиться на некоторых моментах данного документа. Безусловно, необходимо в соответствии с предложенной Программой, опираться в развитии экономики на частную инициативу.

По вопросу стимулированию внутреннего спроса на жилье: очевидно, что должна произойти замена устаревших и доказавших свою несостоятельность ипотечных механизмов на новые формы приобретения жилья молодыми семьями и специалистами. Стоимость жилья на внутренних региональных рынках многократно завышена, что отмечают отраслевые эксперты, а ставки по кредитам недоступны, особенно для молодежи. Считаю, что настало время возрождения коопераций в форме МЖК (молодежных жилищных кооперативов) нового типа, с разработкой соответствующей законодательной базы и принятием целевых программ, как на федеральном, так и на региональном уровне. Организация данных сообществ позволит, во-первых, путем публичного обсуждения с привлечением экспертного сообщества оптимизировать себестоимость жилья и заключить договор со строительной организацией на необходимых застройщику условиях, и, во-вторых, законодательно закрепить механизмы партнерства граждан с региональными правительствами и стимулировать руководителей предприятий к решению жилищного вопроса для собственных специалистов.

Что касается усиления социальной защиты населения, обеспечения гарантий социальной и медицинской помощи, то здесь необходимо говорить о роли НКО в реализации этого базового принципа. Давно замечено, что ряд функций по работе с населением более эффективно выполняют представители «третьего сектора». Европейская модель государственного управления уже на протяжении длительного периода предусматривает передачу ряда собственных функций на аутсорсинг некоммерческим организациям, что позволяет улучшить качество и снизить стоимость предоставляемых услуг. В рамках антикризисной программы необходимо апеллировать к этим процессам и провести серьезную работу по превращению законодательства о взаимодействии с НКО (например, проект закона «О государственной поддержке некоммерческих организаций в Нижегородской области», рассматриваемый сейчас в Законодательном Собрании Нижегородской области и ряд других законов) в базовый элемент подобного сотрудничества, не «декоративного» и «по остаточному принципу», а полноценного и в необходимом объеме.

Говоря о накопленных деформациях структуры экономики, на мой взгляд, необходимо от дискуссии об инновационной экономике перейти к решительным действиям. Сейчас только «ленивый» не говорит о создании национальной инновационной системы. Однако, в рамках реализации антикризисной программы могут быть рассмотрены следующие конкретные предложения:

- основой для развития инноваций в развитых странах, как известно, являются наукоемкие предприятия, созданные на базе ВУЗов. Между тем, практика хозяйствования в России не позволяет в полной мере использовать этот инструмент для развития национальной экономики. И, хотя, отдельные положительные примеры сотрудничества коммерческих предприятий и Вузов в России, вне сомнения, существуют, однако, на сегодняшний момент системного характера это сотрудничество не приобрело. Сложность здесь в пассивности профильного законодательства, прежде всего, федерального. Необходимо дать учебным заведениям свободу распоряжаться своими площадями, учреждать юридические лица и разрешить создание технопарков в образовательных учреждениях. Именно это и может стать базой для развития инновационной инфраструктуры.

- кроме того, одной из основных проблем внедрения инноваций, по результатам проводимых в среде инноваторов социологических исследований, является сложность «продажи» инновационных разработок. Необходимо внести изменения в существующие образовательные программы высших учебных заведений, прежде всего, со смещением акцента на практическую разработку эффективного инновационного проекта внутри ВУЗа. А также разработать программы повышения квалификации преподавателей для коммерциализации инновационных проектов. Такая деятельность на сегодняшний момент проводится в виде семинаров и бизнес-тренингов, однако она чаще всего точечная и носит несистемный характер. Подобные практики, в условиях кризиса, должны быть выведены на государственный уровень.

Уверен, что внутри предлагаемой Правительством антикризисной программы, заложен огромный потенциал. Дальнейшая детализация и обсуждение данного документа во всех слоях общества позволит «соборно» выбрать правильные пути для преодоления кризисных явлений.

Анна Гор, директор Нижегородского филиала ГЦСИ

Настораживает, что в антикризисной Программе нигде не упомянута сфера культуры

Ознакомившись с материалами «Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год», могу высказать следующее мнение. В представленном для обсуждения тексте с достаточной полнотой охарактеризованы те меры, которые Правительство РФ предпринимает для оптимизации последствий мирового (а, следовательно, и российского) финансово-экономического кризиса, а также определены основные приоритеты этой деятельности. Нет сомнений в целесообразности того, что главный фронт работы по преодолению кризиса развернут, с одной стороны, в области промышленности и предпринимательства, с другой – в сфере социальной политики, для смягчения его последствий в жизни людей: занятость, медицина, жилищная проблема и т.п.

Однако настораживает, что в пространном документе нигде не упомянута сфера культуры, как основная при формировании человеческого капитала. Обусловленное реальностью сокращение бюджетных расходов в этой сфере может крайне негативно сказаться на развитии культуры, а, следовательно, населения страны в целом, причем эти негативные последствия будут иметь отсроченный характер. Может оказаться, что, преодолев кризис в финансах и экономике, мы окажемся перед лицом системного кризиса в гуманитарной сфере. Уже сейчас понятно, что вступающее в активный трудоспособный возраст поколение по своему культурному и интеллектуальному развитию в целом ниже, чем уходящее. Это – прямое следствие системного кризиса культуры, если понимать ее не узко, как набор определенных институций, но широко – как вектор гуманитарного развития, формирования ценностей общества, общественного договора по ключевым моментам развития. Если не обратить на это особое внимание, кризис значительно усугубит эти явления. Между тем, относительно небольшие вложения в культуру в перспективе оказывают весьма значительный социальный эффект.

Предложения:

1. Сформировать федеральный антикризисный фонд поддержки инновационных проектов в области культуры (возможно – аналогичные региональные), средства распределять в виде грантов на конкурсной основе;

2. В системе образования определить ВУЗы, готовящие работников культуры и искусства разного профиля, как особо приоритетные, предусмотрев соответствующую поддержку;

3. На общегосударственном уровне (в первую очередь на государственных телевизионных каналах и в области кинопроизводства) предусмотреть приоритеты пропаганды культурных ценностей и гуманитарной ориентированности.

Игорь Назаров, начальник отдела ООО “РГС-Поволжье”

В целом считаю, что антикризисная Программа Правительства РФ обоснована.

Эффективная реализация предложенных мер и по необходимости оперативное регулирование даст положительную динамику для выхода государства и экономики Российской Федерации из кризисного положения. В частности, предлагаю следующие антикризисные мероприятия и на то, на что нужно обратить особое внимание:

1. усилить прямое финансирование эффективных предприятий реального сектора экономики;

2. повысить контроль за целевым использованием государственных средств, направленных в банковский сектор, повысить уровень ответственности за различные нарушения, за нецелевое использование, вплоть до уголовной ответственности; оказать банкам помощь при структуризации и рефинансировании просроченной задолженности;

3. сохранить кадровый потенциал финансового сектора, предупредив утечку профильных квалифицированных кадров в непрофильные сектора экономики. Возможно, создать базу данных финансовых специалистов при Ассоциации российских банков, либо базу данных при других некоммерческих профильных ассоциациях и организациях. Повысить персонифицированную поддержку сокращенным и уволенным сотрудникам финансового сектора;

4. разработать и реализовать систему отчетности по реализации программы антикризисных мер, систему жесткого контроля и оперативного регулирования мер результатов реализации программы.

Александр Шаронов, председатель комитета по бюджету и налогам ЗС НО

Нужно расширять рефинансирование, но не боясь инфляции. На кладбище инфляция нулевая

Во всем мире в условиях кризиса понижают ставки по кредитам для того, чтобы стимулировать внутренний спрос и тем самым компенсировать падение спроса внешнего. Все ведущие экономики идут этим путем. Например, Китай в январе на 19% процентов расширил денежную базу, у них объемы кредитования в месяц год назад были примерно 45-60 млрд. долларов, в ноябре это было уже 75 млрд., в декабре - 113 млрд., в январе - 250 млрд. долларов. Примерно таким же путем идут Америка и Европа — активное расширение финансового предложения и сокращение процентных ставок по кредитам.

У нас идут противоположным путем: в январе-феврале в нашей стране денежная база сократилась на 23%. Складывается такое впечатления, что пока не утверждена единая программа мер, каждый идет своим курсом. Минфин и ЦБ делают, как сами понимают: они следят за курсом рубля и инфляцией, и им без разницы, как это отразится на экономике, на производстве, на реальном секторе. Я считаю, что текущая ситуация, которая приводит к существенному ограничению денежного предложения, его удорожанию, работает против национальной экономики.

Механизм исправления ситуации известен, он очевиден — это рефинансирование с равным доступом к его инструментам. Центральный банк любой суверенной страны является кредитором конечной инстанции и рефинансирующей организацией. Если он будет расширять предложение по низкой процентной ставке, то мы будем иметь ту же самую ситуацию в стране, которая была 1,5-5 лет назад, когда банки работали в весьма конкурентном поле, боролись за заемщика и предлагали, у кого ставки по кредитам меньше. Сейчас тоже самое делается в остальных мировых экономках. Последние семь лет на всех съездах Российской Ассоциации банков отмечалось, что неправильно, когда весь процесс развития национальной экономики зависит только от кредитования «из-за бугра». Раньше или позже такая ситуация приведет к плохим последствиям: не надо наступать на одни и те же грабли. Давайте расширять рефинансирование за счет внутренних ресурсов, но не боясь инфляционных процессов. На кладбище инфляция нулевая.

Андрей Дахин, директор Нижегородского центра социально-экономической экспертизы

Региональная антикризисная миссия состоит в том, чтобы найти грамотное решение задачи на своём уровне

Пакет антикризисных мер федеральной власти в России включает несколько блоков, среди которых есть меры, реализуемые федеральными регуляторами и институтами федеральной власти напрямую (это валютно-финансовые меры, меры по управлению государственным бюджетом), а также есть меры, решение по которым принимается на федеральном уровне, а основная миссия по реализации ложится на региональный институты государственной власти и местного самоуправления. К последним относятся, в частности, задачи, направленные на поддержку градообразующих предприятий, на поддержку ВУЗов, на поддержку платёжеспособного спроса, в том числе за счёт использования государственных/муниципальных закупок.

Особенность этих задач состоит в том, что участие региональных властей должно обеспечивать конечную эффективность антикризисным мер, конечное попадание в цель. Без этого федеральные антикризисные меры полноценного эффекта не дадут.

Так программа расширения государственных закупок товаров и приобретения услуг – это мера, призванная компенсировать снижение платёжеспособного спроса в российских регионах. Частью её следует рассматривать и решение создавать при ВУЗах коммерческие предприятия. Для получения антикризисного эффекта в этой сфере потребуется грамотное участие региональной власти. Основная проблема – сформировать на местном уровне инфраструктуру продаж экспертно-аналитических и консультационных услуг, на которых могут специализироваться ВУЗы. Если речь вести о расширении объёма приобретения такого рода услуг ВУЗов со стороны региональных и муниципальных властей, то здесь сложностей не меньше, но региональная антикризисная миссия состоит в том, чтобы найти грамотное организационно-техническое решение задачи на своём уровне.

Александр Цапин, зам. председателя Общественной палаты Нижегородской области

Программа не дает ответа на вопрос: как будут жить люди - лучше или хуже

«Программа» вызывает лично у меня двойственное восприятие. С одной стороны, все предложенные меры представляются обоснованными, с другой стороны — Программа не убеждает в достаточности. Главное, Программа не дает ответа на вопрос: как будут жить люди - лучше или хуже. Если лучше, то насколько, если хуже, то насколько и как долго. Необходимы планируемые основные социальные индикаторы, хотя бы динамика реально располагаемых доходов; прожиточного минимума; покупательской способности различных групп населения.

Программа воспринимается не как конкретная программа с прогнозируемыми результатами, а, скорее, как декларация. Например: «Будет продолжен комплекс мероприятий по совершенствованию медицинской помощи матерям и детям». Ряд мер - из разряда необоснованного перекладывания ответствен поста из центра на места. Например, стр.7 - «обязать органы управления субъектов Российской Федерации минимизировать уровни предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства». Кроме того, эта формулировка явно с неантикризисной скоростью и управлением. Явная декларативность и в вопросах подготовки специалистов. Например, стр.8 по изменению структуры подготовки в ССУЗах и ВУЗах. Для изменения структуры подготовки, особенно в ССУЗах, нужны опережающие меры по материально-технической базе и кадрам.

По поддержке отдельных отраслей экономики (стр. 1). Пора от поддержки переходить к развитию. На примере автомобилестроения - предлагаемые меры - запоздалые и ограниченные во времени и эффективности. Китай закупал 25000 автомобилей «Волга» из 75000 выпускаемых Горьковским автозаводом. Сейчас Китай производит автомобилей в несколько раз больше, чем Россия. Нужны действительно антикризисные меры. Предложение - с учетом большого числа работающих разработать пилотную Программу по развитию автомобилестроения в Российской Федерации с энергичной локализацией и последующим распространением опыта на другие отрасли.

Нет, на мой взгляд, адекватной реакции в Программе на резкий рост цен на услуги ЖКХ, продукты питания, лекарства, что вызывает нарастающее недовольство населения. Считаю важным вопросом и реальную угрозу нарастающей преступности. Меры по ее сдерживанию не отражены в Программе.

Конечно, подрывает доверие к Программе и многократно неисполненные Правительством контрольные цифры по инфляции; и долгие поиски причин, почему деньги не дошли до реального сектора; и до сих пор не размещенные оборонные заказы; и несвоевременные непродуманные действия по отпуску лекарств в аптеках и т.п. В целом, на мой взгляд, Программа фактически - сборник ранее принятых решений и деклараций, а не план действий с заявленными результатами на 2009 год. На мой взгляд - представленный материал - хорошая исходная база для разработки антикризисной Программы.

Роман Кошелев, глава администрации г.Шахунья

Антикризисную программу, разработанную Правительством РФ, можно оценить как неплохую

Антикризисную программу, разработанную Правительством РФ, можно оценить как неплохую. Я бы хотел отдельно остановиться на вопросе снижения напряженности на рынке труда и организации повсеместных оплачиваемых общественных работ. На данный момент эта одна из тех мер, которые в городах, особенно в малых, помогут действенно решать проблему безработицы. Если те безработные, которые раньше стояли в центрах занятости, не хотели участвовать в таких работах, то теперь, когда за этот труд будут платить, это поможет решить и проблемы людей, оставшихся без работы, и проблемы муниципалитетов, и проблемы тех организаций, которые будут заказывать выполнение данных работ. Это очень большой плюс данной программы.

После прочтения Антикризисной программы у меня появилось предложение по сфере ЖКХ. Я считаю, что в условиях кризиса и роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства необходимо решать проблемы данной сферы, ведь у теплотрасс, трубопроводов, котельных в нашей стране сейчас очень высокий процент изношенности. Поэтому было бы неплохо разработать программу модернизации основных фондов ЖКХ, где было бы предусмотрено правительственное субсидирование процентной ставки по кредитам на ремонт в сфере ЖКХ. Это давало бы двойной эффект: помогало бы в модернизации основных фондов ЖКХ и позволило бы снизить тарифы для населения.

Юрий Ежов, замдиректора ННИИТО, профессор

В перечне антикризисных мер справедливо сказано, что главные инвестиции должны быть в человека

Такой документ, как Антикризисная программа Правительства РФ, естественно, нужен, важен, но он требует, на мой взгляд, доработки. Первое: кризис, который охватил мир и нашу страну — прежде всего, криз духовный, который вторично породил экономический и политический кризис. Стало быть, чтобы выйти из этого кризиса, надо прежде всего справляться с причинами, его породившими, то есть возрождать образование, культуру и здравоохранение - это три составляющие, которые определяют все. В перечне антикризисных мер справедливо сказано, что главные инвестиции должны быть в человека, но они не расшифровываются и поэтому могут остаться как бы незамеченными. Для того, чтобы реально заработала программа антикризисных мероприятий, необходимо по аналогии с общегосударственной программой создавать ведомственные программы. Через них, прежде всего, народ увидит конкретный перечень мер, которые надо принять, которые близки будут народу и помогут мобилизовать все его силы на решение этих больших задач. А в общей программе каждый человек не видит своего места, не понимает своей роли.

Второе — в программе не говорится о важнейшей структуре, которая может помочь возрождению экономики — я говорю о создании государственно-частного партнерства. Мне, как медику, это особенно понятно, ведь на здравоохранение в стране денег не хватает. Чтобы данная отрасль не разрушалась, надо выделять на нее не менее 5% от ВВП, а пока думать, как привлечь деньги. Необходимо вовлечь крупные финансовые структуры в строительство государственной экономики, и самый простой путь для этого — создание государственно-частого партнерства, особенно в медицине. Это будет решением проблемы. Но пока ни Госдума, ни Минздрав России ничего об этом не говорят, хотя может и думают об этом, но их думы не озвучены и мы не можем увидеть их мудрость и поддержать ее.

Третье - финансирование лечебных учреждений и зарплата врачей должны зависеть от качества, количества и сложности выполняемой ими работы. В этом году медикам предложено перейти от системы тарифной оплаты к системе коэффициентов — это не решение проблемы, это суррогат. Путин и Медведев разумно говорили : система финансирования здравоохранения непригодна, надо переходить к системе оплаты реального труда. Как человек, 42 занимающийся медициной, могу сказать: переход на новую систему не даст большого эффекта.

И последнее — чтобы эта система заработала, необходимо сделать так, чтобы страховой полис не был «филькиной грамотой», а был финансово обеспечен и человек мог обращаться с ним в любую структуру (городскую, областную, частную), чтобы там его встречали с радостью и могли оказать помощь. Вот при таких условиях и будет настоящая реформа здравоохранения.

Владимир Иванов, вице-губернатор Нижегородской области

Мы внимательно изучили программу антикризисных мер и считаем её достаточно серьезной

С момента начала кризиса правительство РФ, органы власти субъектов не стояли на месте, а принимали промежуточные решения. Работа по противодействию возникшей ситуации и минимизации её последствий велась на протяжении всего периода, начиная с октября прошлого года. Было принято множество различных решений в части отдельных отраслей экономики, субъектов хозяйства и социальных вопросов, связанных с поддержкой малоимущих слоев населения. Но жизнь не стоит на месте, и все это совершенствовалось. Сегодня настало время, когда сформировалось определенное понимание, что в экономике все эти различные направления необходимо объединить в общий план действий.

Мы внимательно изучили программу антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год и считаем её достаточно серьезной. Учитывая, что сегодня появился этот план, правительство Нижегородской области проработало свои мероприятия, которые усиливали бы результативность антикризисных мер. Мы провели координацию действий, чтобы получить синергетический эффект: то есть, видя, что предлагает делать Правительство России, мы со своей стороны решаем ряд вопросов, и это позволит нам удерживать ситуацию стабильной.

Перечень основных мероприятий антикризисной программы правительства Нижегородской области по оздоровлению экономики в 2009 году состоит из четырех блоков: усиление социальной защиты, сохранение и создание рабочих мест; сохранение и повышение промышленного и технологического потенциала, стимулирование внутреннего спроса; государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, активация работы в сфере жилищного строительства и инфраструктурных объектов.

Хочу заметить, что федеральным Правительством принято очень принципиальное решение в области жилищного строительства — увеличить норматив площади предоставляемого жилья участникам ВОВ и семьям погибших воинов с 22 до 36 кв.м. при стоимости на сегодняшний день в 33 тысячи за 1 кв. м. Я считаю, что это решает очень большую проблему, так как сегодня нормативы 22 метра были тормозом, потому что люди не могли найти такой площади, таких квартир фактически не существует. Эта проблема снята, и у нас появляется возможность до 1 мая 2010 года обеспечить жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны.

Вадим Булавинов, мэр Нижнего Новгорода

Важно стимулировать активность городов – ведь под лежачий камень вода не течёт

Разработанная Правительством России антикризисная программа – это очень своевременный документ с перечнем конкретных мероприятий, реализация которых позволит не только сохранить стабильное развитие страны в условиях кризиса, но и найти для этого новые методы и резервы. Безусловно, меня как главу города и Президента Ассоциации городов Поволжья интересуют, прежде всего, те положения Программы, которые касаются поддержки муниципальных образований. Финансовая помощь регионам в размере 300 миллиардов на соблюдение социальных обязательств и программ трудоустройства, как это отмечалось в словах председателя Правительства, должна дойти и до местного уровня. Последнее крайне актуально для Нижнего Новгорода, поскольку я неоднократно подчёркивал намерение администрации сохранить максимум наших социальных программ.

Однако очень важно не только оказывать содействие, но и стимулировать активность городов – ведь под лежачий камень вода не течёт. Именно в контексте общефедеральных тенденций мы ещё в декабре прошлого года создали банк муниципальных вакансий для тех жителей, которые потеряли работу в связи с сокращениями на предприятиях, и на сегодняшний день с его помощью трудоустроились более 1,5 тыс. человек. Что касается наращивания внутреннего спроса, которое является одним из приоритетов федеральной антикризисной программы, то ещё в январе при проведении муниципальных конкурсов мы приняли решение давать 15% «форы» товаропроизводителям нашего региона. Поддержка градообразующего предприятия ГАЗ также должна сделать более благоприятной обстановку в нашем городе.

Признавая исключительную значимость Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации, хочу особо подчеркнуть следующее. В условиях, когда в стране в целом, регионах и городах сокращается ряд программ, у нас всё же есть возможность сохранить результативность социально-экономической политики за счёт повышения эффективности расходования каждого рубля налоговых поступлений бюджетами всех уровней.

Игорь Донато, президент ЦСКП в ПФО

Антикризисную программу можно без преувеличения назвать масштабной и беспрецедентной

Антикризисную программу Правительства России следует рассматривать как дополнительный компонент «Стратегии 2020» и концепции четырех «И». Понятно, что разразившийся мировой финансово-экономический кризис изначально не учитывался при составлении планов развития страны, и своим появлением пакет антикризисных мер обязан негативным процессам в мировой экономике.

Ключевые положения программы, и это хорошо видно из ее структуры, несут в себе идеи, которые ранее прозвучали в выступлениях В.В. Путина и Д.А. Медведева. Они объединены общей стратегической целью: модернизация национальной экономики на основе инноваций и создание благоприятных условий для реализации интеллектуального потенциала россиян. В отличие от «Стратегии 2020» и четырех «И», в которых, по сути, заложены основы новой идеологии современной России, антикризисная программа правительства – это достаточно конкретный план действий по преодолению негативных тенденций в национальной экономике и, как следствие, в российском обществе.

Документ содержит взвешенную оценку ситуации в стране и мире. Исходя из анализа «болевых точек», определены приоритетные направления государственной политики и финансово-экономические инструменты, при помощи которых планируется достичь поставленных целей и задач.

Говоря о проблемных моментах во взаимоотношениях власти и общества, мы, так или иначе, обращаемся к вопросу доверия граждан к государственным институтам. Предлагая обществу обсудить программу действий в период кризиса, правительство демонстрирует открытость своих намерений и готовность к восприятию общественного мнения. Власть советуется с гражданами и, в каком-то смысле, ищет одобрения подготовленным планам. Это, безусловно, положительная тенденция в диалоге государства и общества.

Если же вернуться к содержанию антикризисной программы, то ее можно без преувеличения назвать масштабной и беспрецедентной. Солидные ресурсы, которые удалось накопить за последние восемь лет, станут финансовой основой будущих преобразований. Из семи приоритетов, обозначенных в программе, я бы выделил три, которые, на мой взгляд, являются фундаментальными. Во-первых, это сохранение всех публичных обязательств государства перед населением. Нуждающиеся в поддержке должны ее получить. Остальные граждане должны иметь возможность работать и зарабатывать. Во-вторых, государственная поддержка системообразующих предприятий, составляющих скелет экономики страны. В-третьих, комплекс мер по санации национальной финансовой системы.

Во многом, последующие шаги будут зависеть от степени эффективности решений, реализованных по этим трем направлениям. Немаловажным фактором, влияющим на длительность и глубину кризисных проявлений, будут изменения в мировой экономике, вызванные действиями других стран, в первую очередь, государств «большой восьмерки». Улучшение мировой рыночной конъюнктуры ускорит преодоление кризисных явлений в национальной экономике.

Совершенно очевидно, что перечень антикризисных мероприятий, предложенный Правительством РФ, не является исчерпывающим. По мере реализации он будет пополняться актуальными предложениями, соответствующими ситуации. Конечно, эффект от оздоровительных процедур можно будет оценить только после запуска программы. И индикатором правильности выбранных финансово-экономических инструментов станет само общество, простые граждане, в чьих интересах и предпринимаются антикризисные меры.

Василий Козлов, ректор бизнес-школы «Green City» д.э.н.

Критерием антикризисных действий может стать показатель «Приращение доверия в обществе»

Как уже понятно, природа современного мирового кризиса – системная. Все большее число центров активности, находящихся во все более сложных отношениях и связях друг с другом, начали складываться в беспрецедентную в истории человечества глобальную целостность. Масштаб и сложность новой социально-экономической системы требует адекватных институтов ответственности, доверия, управления. Новая ситуация требует новой геополитики, геоэкономики, геокультуры. Либо страны-участники глобальной системы смогут выработать принципы, институты, инструменты управления этими сложнейшими процессами, либо мир будет отброшен в XVII век национальных изолированных государств, защищающих только свои границы, свои интересы, со всеми вытекающими отсюда сценариями и последствиями.

Управление, в конечной смысле - создание условий для работы других, т.е. всех участников процесса достижения поставленных целей. Рациональное использование ограниченных ресурсов (времени, материальных, человеческих, финансовых) обеспечивается, прежде всего, высоким уровнем прогностического знания, вероятных сценариев и искусства определения целей (стратегирования, планирования). Следующая затем организация, лидерство, мотивация и контроль, требуют создания соответствующих конечным целям институтов ответственности, структур, разделения труда. Критериями эффективности созданной системы управления является степень достижения поставленных целей и достижения доверия (социального капитала) как основы роста эффективности.

Мнение о Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

А) Общее ощущение от прочитанного текста - это ответственность руководства страны за социальные последствия кризиса и главный пафос разработанных мероприятий это социальная защита. Этот мотив понятен, поскольку желание избежать высокой цены последствий кризиса является первостепенным. Социальный кризис легко может перерасти в политический, а это серьезное препятствие в выполнении намеченных экономических мер.

Б) Вместе с тем, бросается в глаза ряд нерешенных задач и недостатков, которые возможно требуют коллективного участия уже в ходе доработки рабочих мер и документов. В результате контент-анализа можно сделать вывод, что документ, разработанный в традициях советских времен, следовало бы назвать « Основные направления преодоления кризиса».

В) Хорошее знакомство с текстами «Стратегия развития России до 2020 года» и Программ и среднесрочных планов до 2012 показывает, что эти документы и «Антикризисная программа» тесно связаны между собой и повторяют целый ряд уже названных и выработанных направлений. В этом смысле не создается ощущения новизны и чрезвычайности данного документа. Оставляет послевкусие некоторой банальности уже ранее слышанного.

Г) Особенностью российского менталитета, как многими исследователями доказано, является позитивная реакция на мобилизацию. В этих условиях, на наш взгляд, в каждом из семи названных приоритетов должна быть центральная программа-лозунг.

Д) Не хватает прописанных механизмов и процессов, которые убеждают, что заявленные цели будут достигнуты. К сожалению, та степень доверия, которая существует в российском обществе, обязывает разработчиков таких документов к более тщательной проработке именно механизмов достижения. Здесь же мы таких механизмов не видим. В лучшем случае они намечены и поручены. Естественно, тогда и результат будет зависеть от этой дальнейшей работы.

Е) Нужен новый общественный договор - т.е. согласование действий Государства-Бизнеса-Общества, где все заинтересованные действующие силы взаимоответственные в исполнении предназначенных им государством ролей.

Прошедшие месяцы интенсивного психо-эмоционального погружения в кризис показывают, что если результатом является апатия в обществе, потеря веры в будущее, то это большая потеря, превышающая ущерб от материальных и финансовых последствий кризиса. Критерием предполагаемых антикризисных действий может стать показатель «Приращение доверия в обществе». По этому критерию следует оценивать результаты работы государственных деятелей и руководителей предприятий. Нужны образцы позитивного опыта.

Валерий Осокин, председатель комитета ЗС НО

Сочетание жесткой денежной политики с мягкой бюджетной политикой - это правильное решение Правительства

Мне кажется очень важным, что такой серьезный и честный документ, как антикризисная программа Правительства, становится предметом широкого общественного обсуждения.

Среди семи приоритетных антикризисных направлений, предлагаемых правительством сегодня, наиболее бесспорными и актуальными представляется: безусловное выполнение государством всех социальных обязательств перед населением и расширение государственной поддержки в сфере занятости; практическое освобождение ответственного бизнеса от произвола чиновников и административных барьеров и комплекс мер по стимулированию малого и среднего бизнеса.

В целом же, на мой взгляд, сочетание жесткой денежной политики с мягкой бюджетной политикой - это совершенно правильное решение правительства. Стимулирование внутреннего спроса в экономике с помощью бюджетного дефицита – это нормальная реакция правительства на кризис. Правда, хотелось бы надеяться, что произойдет сложение плюсов мягкой бюджетной и жесткой денежной политики (как надеются экономические власти), и не случится сложения минусов этих политик.

Остается только сожалеть, что лишь острая стадия кризиса и дефицитный бюджет привели к такой беспрецедентно жесткой оценке социально-экономической ситуации. В частности, к признанию того, что в так называемые «тучные годы» для бизнеса были законодательно установлены избыточные административные барьеры, которые теперь приходится срочно устранять уже в рамках антикризисной правительственной программы. То же самое можно сказать и по поводу регулирования тарифов на услуги естественных монополий.

И, наконец, хотелось бы, чтобы обсуждение подобных программ носило бы упреждающий, по-настоящему экспертный, не декларативный характер. Ведь на приоритетные направления федерального правительства вынуждены ориентироваться региональные бюджеты, на которых «висит» огромная социальная нагрузка.

Татьяна Новожилова, к.э.н. зав. кафедрой ВВАГС

Антикризисная программа Правительства - это манифестация концепции госкапитализма

В целом программа производит впечатление скорее положительное, нежели отрицательное. Она хорошо структурирована, написана понятным языком. Несмотря на некоторую декларативность и отсутствие детальных проработок по отдельным секторам, например, по проблематике малого бизнеса, о которой сказано лишь в общих словах, программа, в целом, совершенно точно определяет ключевые проблемы нашей экономики.

Необходимо признать, что кризис заставил нас решать те глубинные проблемы, которые не решались годами. Эти проблемы давно известны, и хорошо, что они, наконец, находят отражение в правительственных документах. Это зависимость нашей экономики от экспорта энергоресурсов, слабая конкурентоспособность несырьевых отраслей, несовершенство национального финансового рынка. Финансисты говорят, что в шутке, про то, «что обороты одного американского банка покрывают обороты всей банковской системы России», есть доля шутки. Но если говорить без шуток, то совершенно очевидно, что потребности отечественной экономики отечественный финансовый сектор удовлетворить не в состоянии.

Второй момент, который обращает на себя внимание, связан с явно выраженными тенденциями протекционизма. Программа направлена на поддержку внутренней экономики. В условиях кризиса это можно оценить как позитивный фактор, при условии, что он будет связан с принципами конкурентоспособности.

И, наконец, последнее, о чем необходимо сказать, оценивая предложенную правительством программу, - это манифестация концепции госкапитализма. В наших условиях можно говорить о возврате к этой концепции, когда государство берет на себя не свойственные ему функции и начинает управлять экономикой. Однако подобные явления проявляются как яркая закономерность мировых экономических кризисов. И в США, например, эта тенденция сегодня проявляется еще более жестко. Без участия государства в период мировых экономических кризисов теории «свободного капитализма» порочны.

Антон Фортунатов, доцент кафедры тележурналистики ННГУ

Никакой деятельной поддержки Правительство не получит, пока народ ему не поверит

Считаю, что наиболее слабым местом в программе Правительства является проблема человека. Дело в том, что весь комплекс вопросов, вставших в связи с кризисом, разработчики программы пытаются решать, прежде всего, с помощью монетарных мер, с помощью рубля. И это - философская и методологическая ошибка, которая неизбежно приведет нас к стратегическому отставанию от крупных западных экономик, в которых кризис воспринимается как точка бифуркации, как возможность выработать новые ценностные приоритеты. Их беда в том, что они - заложники собственного мировоззрения (потребительского, изоляционистского, тупикового), и подняться над выработанными годами ценностями, пересмотреть их - задача чрезвычайно сложная.

У нас по-другому: мы заложники ИХ философии. В нашей культурной и этической традиции есть категории коммунитарности и соборности, которые завязаны на другом мировоззрении и которые с помощью "чисто рыночных" методов включить не удастся. Поэтому красивые декларации про человеческий капитал наталкиваются на жесткую реальность: молодые семьи, рожающие детей, сталкиваются один на один с массой финансовых, организационных, юридических и этических проблем, которые никто даже не задумывается решать. Здравоохранение направлено не на то, чтобы лечить, а на то, чтобы уничтожать больных (рыночное стимулирование врачей по количеству принятых пациентов - как раз из этой серии, они теперь не лечат, а только пишут бумажки "для протокола"). То же можно сказать про льготы пенсионерам, про реформы ЖКХ, про рост тарифов и т.д. Народ все это видит, а потому никакие декларации по поводу эффективных антикризисных мер не смогут вызвать реальную человеческую поддержку деятельности правительства.

Предложение: необходимо понять, что самым главным, невосполнимым и самым стратегическим ресурсом России является не нефть и не инновационные производства, а человек. Презрение к человеку, которое сквозит в либералистско-монетарном подходе к проблемам кризиса, нужно сменить на сочувствие, уважение и желание помочь. А также на понимание того, что только человек, если к нему отнестись не по-скотски (как в приведенных примерах с деторождением или здравоохранением), именно в России сможет включить такие внутренние резервы, о которых на Западе даже мечтать не могут.

Следовательно, следует прекратить дорогостоящую и тупиковую реформу системы образования. Нужно сделать все, чтобы люди хотели и могли переучиваться, чтобы они видели, что их воспринимают не как роботов, сдавших тесты по ЕГЭ, а как ценностные единицы. Нужно подчеркнуто, во всеуслышанье заявить о том, что начат курс на сохранение всего ценного, что было в советской системе образования, которая заложила антикризисную прочность в прежнее государство и от чего сейчас всеми силами пытаются отказаться. Второе. Необходимо разворачивать широкую идеологическую работу, направленную на общественную поддержку выдающихся людей - носителей промышленного и научного потенциала. Нужно показывать человеческие приоритеты развития страны после кризиса, а не абстрактные выкладки, доверия к которым сегодня нет. Третье. Нужно бороться с коррупцией не на словах, а на деле. Потому что человеческий ресурс очень уязвим в атмосфере коррупции: повторюсь, никакой деятельной поддержки Правительство и законодатели не получат, пока народ им не поверит.

Шамиль Аляутдинов, секретарь Местного политсовета НРО «Единая Россия»

Необходимо на своих рабочих местах создавать собственные антикризисные программы

В период экономического кризиса мы начинаем забывать о вещах очевидных. Поэтому лично я получил серьезную мотивационную поддержку, познакомившись с Правительственной антикризисной программой. В первую очередь потому, что разработанная программа полностью базируется на статье 7-й Конституции РФ, которая гласит: «Российская Федерация – социальное государство». Если государство в трудный период своей жизни не забывает, что оно существует ради людей, то у такого государства и у такого правительства всегда найдутся сторонники и будет обеспечена поддержка.

В период кризиса неизбежна потеря рабочих мест, и я считаю очень важным моментом, что в программе этому уделяется серьезное внимание. С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице, что составляет 4900 рублей, то есть почти 5000 рублей. Необходимо отметить, что ранее принятое решение «О повышении среднего размера пенсии» (до 4294 рублей в конце года) не забыто, не отменено, оно будет реализовано в 2009 году. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году будет увеличен на 23,9%, или на 8,7% сверх роста цен.

Так же не остался без внимания Правительства РФ вопрос о погашении ипотечных кредитов. В.В. Путин заявил, что уже в начале 2009 года граждане получат возможность использовать средства материнского капитала для платежей по процентам или погашения ипотечных кредитов.

Конкретных примеров, взятых из этой программы можно привести достаточно много, но я бы хотел обратить внимание на одну простую мысль. Мне кажется, что если мы сегодня будем вешать все проблемы только на Правительство, то из кризиса мы будем выходить еще очень долго. Думаю, что нам всем необходимо действовать. Действовать так, как действует Правительство – необходимо на своих рабочих местах создавать собственные антикризисные программы. Вот только один пример: местным отделением партии «Единая Россия» Нижегородского района принимаются меры по улучшению ситуации в период финансового кризиса для жителей района. Мы выступили с инициативой возобновить выездные, продовольственные рынки. Данный метод торговли удешевляет продукцию, так как с продавцов не взимается арендная плата и многочисленные сборы, соответственно, товары становятся более дешевыми и доступными. Это только один одна инициатива и один пример, но если подобных инициатив и проектов будет много, то идеи, заложенные в Антикризисной программе Правительства России, будут реализованы быстрее и эффективнее.

"