к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
16:12 Понедельник, 7 Декабря 2009

Эксперты оценили плюсы и минусы ликвидации Сормовского таможенного поста

Пресс-конференция на тему: «Закрытие Сормовского таможенного поста в Нижегородской области. Влияние данного решения на развитие внешнеэкономической деятельности региона» прошла 7 декабря 2009 года в Нижнем Новгороде.

В пресс-конференции приняли участие: исполнительный директор Поволжской логистической ассоциации Василий Гончаренко, президент Нижегородского филиала Государственного университета Высшая школа экономики, руководитель комитета по науке, образованию и развитию Поволжской логистической ассоциации Геннадий Якшин и старший научный сотрудник Нижегородского отдела Института социологии РАН Александр Прудник.

По информации Поволжской логистической ассоциации, 20 октября 2009 года Федеральной Таможенной Службой издан Приказ № 1919 «О совершенствовании структуры Оренбургской и Нижегородской таможен». В данном документе федеральные таможенники распорядились о закрытии 4 таможенных постов, в том числе Московского и Сормовского на территории Нижегородской области.

По приглашению Поволжской логистической ассоциации, сотрудниками Нижегородского отдела Института социологии РАН было проведено исследование среди участников внешнеэкономической деятельности региона по оценке решения о закрытии Сормовского таможенного поста. В ходе исследования было опрошены 40 предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Согласно результатам проведенного исследования, судьба Московского таможенного поста действительно лишена перспектив, так как данный пост специализируется на таможенном оформлении исключительно автотранспортных грузов, а по оценке Приволжского таможенного управления (ПТУ), решение о закрытии связано с практической реализацией «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к Государственной границе РФ». А Сормовский таможенный пост, где расположен крупнейший таможенный терминал Поволжья, специализируется и на автомобильном, и на железнодорожном транспорте.

По словам эксперта Поволжской логистической ассоциации, доктора экономических наук, заведующего кафедрой Экономики и управления Вятского государственного университета Александра Носова, через Сормовский таможенный пост Нижегородской таможни ежемесячно осуществляется оформление более 30% деклараций в режиме импорта, и более 50% деклараций в режиме экспорта от общего количества деклараций на территории Нижегородской области. Таким образом, его ликвидация приведет к негативным последствиям в сфере существующих товаропотоков, к значительному снижению интенсивности развития внешнеэкономических связей Нижегородской области, многомиллионным потерям транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности, к значительному снижению числа рабочих мест в регионе и, как следствие, к повышению социальной напряженности, отмечает Александр Носов.

Как сообщают участники пресс-конференции, до принятия решения о ликвидации Сормовского поста руководство Нижегородской таможни признавало данный таможенный пост одним из самых перспективных в ПФО, и ему придавалось самое серьезное значение.

Среди основных клиентов Сормовского поста: 70% - промышленных предприятий (ОАО «Гидромаш», Завод «Красное Сормово», ОАО «ЗМЗ», ОАО «Сокол», АОА «Машзавод», ОАО «Кулебакский механический завод» и др.).

Новым местом таможенного оформления назван Дзержинский таможенный пост. Василий Гончаренко подчеркивает, что данный пост не приспособлен для проведения таможенных операций: он расположен внутри жилого массива, лишен необходимых складских помещений, офисов для клиентов, отсутствует зона таможенного контроля для завершения процедуры внутритаможенного транзита, что является нарушением таможенного кодекса РФ.

По оценке специалистов, в случае переноса Сормовского таможенного поста в Дзержинск, время таможенного оформления грузов, прибывающих в Нижегородскую область, увеличится, как минимум, в три раза: с 3 часов до 2 суток. По мнению экспертов-логистов, решение об уничтожении Сормовского таможенного поста принято без учета экономических интересов региона и мнения представителей бизнес-структур.

В ходе пресс-конференции Александр Прудник рассказал о результатах социологического исследования «Оценка участников внешнеэкономической деятельности решения о закрытии Сормовского таможенного поста», которое было проведено 11-25 ноября 2009 года. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время Сормовский таможенный пост и ООО «Терминал» являются очень важной составной частью экономической жизни Нижегородской области. Для 73,5% предприятий области, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, работа именно этого поста является необходимым элементом, обеспечивающим их успешную производственную деятельность

Как отметил социолог, перспектива превращения Нижегородской области в логистический центр Поволжья будет полностью разрушена в случае, если будет прекращена деятельность Сормовского таможенного поста. Не случайно, 86,7% опрошенных предприятий указали, что в этом случае область неизбежно понесет существенные потери. При этом, переносить свою деятельность на Дзержинский таможенный пост собираются лишь 8,8% фирм, которые сейчас работают с Сормовским постом; остальные предприятия предпочтут либо перенести свое таможенное оформление на таможенный пост ГАЗ, либо вообще в другой регион.

Александр Прудник также сообщил, что в ходе исследования предприятия дали свою оценку последствиям для своей работы переноса таможенного поста в Дзержинск. Наибольшие ухудшения они ожидают в таких сферах как: место расположения, транспортная доступность, оперативность обработки грузов и документов, удобство размещения помещений таможенной службы и складов хранения, возможность оперативно решать возникающие проблемы.

По информации пресс-службы Приволжского таможенного управления, полученной ранее,

Сормовский и Московский таможенные посты, которые находятся на территории Нижнего Новгорода, планируется ликвидировать до 15 января 2010 года.

В ближайшее время, согласно «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации до 2020 года», предполагается перераспределить таможенное оформление части товаропотоков в приграничные субъекты страны.

В первую очередь данное распределение коснется товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ автомобильным транспортом для обеспечения потребительских нужд населения. Действующий сейчас порядок таможенного оформления сохранится для товаров, перемещаемых в рамках инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке, а также для сырья, ввозимого российскими промышленными предприятиями для обеспечения производственного цикла.

Одним из базовых принципов Концепции является вынос таможенного оформления за пределы крупных городов. В Нижнем Новгороде реорганизация именно указанных таможенных постов является наиболее целесообразной. В условиях общего снижения объемов перемещаемых товарных партий, на Сормовском и Московском таможенных постах объемы ввозимых товаров снизились более, чем на 40% по сравнению с 2008 годом.

Оставшиеся таможенные посты могут без ущерба для участников ВЭД справиться с оформлением существующего объема ввозимых товаров.

Для промышленно-ориентированных участников ВЭД непосредственно в пределах Нижнего Новгорода будет обеспечена возможность продекларировать перемещаемые товары. Это и функционирующий отдел таможенного оформления вблизи ж\д станции Костариха (для товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом), и таможенный пост ГАЗ (для товаров, перемещаемых автомобильным транспортом).

Реорганизация Сормовского и Московского таможенных постов несёт с собой ряд других преимуществ, связанных с уходом с нижегородских дорог крупнотоннажных грузовиков: улучшится экология, будет устранена одна из причин автомобильных пробок, дольше станет служить само дорожное покрытие.