Posted 27 ноября 2009,, 10:11

Published 27 ноября 2009,, 10:11

Modified 12 ноября 2022,, 15:43

Updated 12 ноября 2022,, 15:43

Минюст проверил деятельность 15 отделов ЗАГС в Нижегородской области за 10 месяцев 2009 года

27 ноября 2009, 10:11
Об этом сообщает пресс-служба ГУ Минюста России по Нижегородской области.

Главное управление Минюста России по Нижегородской области за 10 месяцев 2009 года проверило деятельность 15 отделов ЗАГС.

С регистрацией актов гражданского состояния закон связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений, имеющих существенное значение для каждого из нас. Государственная регистрация этих событий важна для охраны личных неимущественных и имущественных прав граждан, поскольку они непосредственно затрагивают вопросы возникновения, изменения или прекращения ряда важнейших прав и обязанностей. Государство охраняет и защищает важнейшие акты гражданского состояния путем установления особого контроля в данной сфере деятельности.

Функции по контролю и надзору за реализацией федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния и соблюдением законодательства Российской Федерации осуществляет Главное управление Минюста России по Нижегородской области. Основной формой реализации возложенных полномочий Главным управлением является проведение комплексных проверок деятельности органов ЗАГС.

Всего за 10 месяцев 2009 года проведены проверки 15 отделов (Управлений) ЗАГС, из них: 9 отделов проверены в I полугодии 2009 года, 6 отделов – во II полугодии 2009 года.

Во II полугодии 2009 года, было внесено 5 предписаний об устранении нарушений законодательства (отделы ЗАГС Б.Мурашкинского, Семеновского, Б.Болдинского, Гагинского, Советского районов). Выявленные нарушения устранены органами ЗАГС в установленные Главным управлением сроки.

Анализ результатов проведенных проверок показывает, что в целом деятельность отделов ЗАГС проверенных районов по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства. Вместе с тем, результаты проверок органов ЗАГС в 2009 году показывают о продолжающихся нарушениях законодательства в их деятельности.

Так, к основным нарушениям законодательства, допускаемым органами ЗАГС при государственной регистрации рождения, относятся следующие: неполное указание сведений в актовых записях о рождении; отсутствие отметок о том, что отчество ребенку присвоено по желанию матери, хотя сведения об отце ребенка указываются на основании заявления матери; отсутствие нотариально удостоверенных переводов документов, являющихся основанием для государственной регистрации рождения: свидетельств о заключении брака родителей; паспортов родителей, являющихся иностранными гражданами и .др.

Наиболее часто встречающимися нарушениями законодательства при государственной регистрации заключения и расторжения брака являются: изменение срока регистрации заключения брака без совместного заявления лиц, вступающих в брак, либо на основании заявления одного из лиц, вступающих в брак; при регистрации заключения брака с иностранными гражданами перевод паспорта иностранных граждан не удостоверен нотариально; неправильное указание в записях акта о расторжении брака даты прекращения брака и др.

Основные нарушения законодательства, допускаемые органами ЗАГС при государственной регистрации смерти: в актовых записях о смерти указывается гражданство, национальность умерших без предъявления заявителями паспортов умерших; а также указывается национальность при предъявлении заявителями паспортов умерших граждан Российской Федерации и др.

При государственной регистрации таких актов гражданского состояния как усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, органами ЗАГС допускаются следующие нарушения законодательства: в записи акта об усыновлении (удочерении) не вносятся сведения о том, что усыновители записываются родителями ребенка, хотя в решении суда это указано; при государственной регистрации установления отцовства перевод паспорта родителей – иностранных граждан нотариально не удостоверен и др.

Главным управлением также выявлены нарушения, касающиеся организации учета, хранения и расходования бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния (несоответствие номеров свидетельств в актовых записях и в книгах по учету прихода и расхода бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния).

В ходе проверок органов ЗАГС выявлен ряд проблем, противоречий и пробелов в действующем законодательстве о государственной регистрации актов гражданского состояния. Наиболее актуальной проблемой является недостаточное нормативное правовое урегулирование отдельных вопросов государственной регистрации актов гражданского состояния и, как следствие, отсутствие единой правоприменительной практики.

Например: не определен перечень оснований для изменения (сокращения либо увеличения) руководителем органа ЗАГС срока государственной регистрации заключения брака, а также необходимость предъявления заявителями документов, подтверждающих основания; не установлен порядок образования двойной фамилии супругов в качестве общей фамилии при регистрации брака, поскольку имеется противоречие в положении Семейного кодекса Российской Федерации; при регистрации заключения брака с участием иностранных граждан возникают проблемы, связанные с пробелами и коллизиями в законодательстве, регулирующем государственную регистрацию актов гражданского состояния; не определен перечень документов, необходимых для регистрации брака с иностранным гражданином, а также отсутствует единая форма документа о брачной правоспособности иностранных граждан.

В сфере государственной регистрации актов гражданского состояния можно выделить следующие проблемы: не определен вид документа, подтверждающего желание усыновителей (усыновителя) на составление новой записи акта о рождении ребенка; в настоящее время отсутствует какое-либо нормативное правовое регулирование порядка учета, хранения и расходования бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния. В связи с этим необходимо принять соответствующий нормативный правовой акт и др.

Главным управлением Минюста России по Нижегородской области проведено обобщение информации о проблемах, пробелах и несовершенстве законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в территориальных органах Минюста России, действующих в Приволжском федеральном округе. Данная информация с конкретными предложениями по совершенствованию законодательства направлена в Министерство юстиции Российской Федерации.

"