Posted 29 октября 2009,, 12:10
Published 29 октября 2009,, 12:10
Modified 12 ноября 2022,, 15:50
Updated 12 ноября 2022,, 15:50
Сергей Ананьев, заместитель генерального директора филиала «Нижновэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья»
Необходим более жесткий контроль в сфере продажи излишков электроэнергии по свободным ценам.
Дав развернутую оценку состояния дел в отрасли, Сергей Ананьев предложил:
1. На законодательном уровне запретить предприятиям или компаниям, у которых образуются или имеются излишки электроэнергии, продавать ее по свободным ценам и без согласования с вышестоящей сетевой компанией. На этот счет существуют Постановления Правительства РФ №530 и №861, однако они не выполняются. Необходим более жесткий контроль в этой сфере.
2. Домоуправляющие компании и граждане, выбравшие способ непосредственного управления многоквартирным домом или форму ТСЖ, не стремятся к учету и сбережению электроэнергии, не заинтересованы в правильном оформлении документации. Необходимо вменить в обязанность, возможно, на законодательном уровне (федеральном или региональном) процедуру подписания акта о границе балансовой принадлежности, постановки единых счетчиков электроэнергии на входе в многоквартирные дома и учета по ним электроэнергии.
3. Необходимо повсеместное внедрение АСКУЭ, как в промышленном секторе, так и в бытовой сфере. Это приведет к реальной экономии электроэнергии и средств плательщиков. Кроме того, эта система учета позволит сохраненную энергию направить на другие объекты, тем самым частично решив проблему энергодефицита, актуальную для Нижегородской области и многих других субъектов РФ.
Николай Сатаев, министр промышленности и инноваций Нижегородской области
Некоторым чиновникам невыгодно внедрение энергосберегающих технологий и технологий учета потребления.
Проблемы с энергетикой в первую очередь связаны с тем, что у нас устаревшая материальная часть, устаревшая полностью. Вторая проблема в том, что со времен социализма, со времен «лампочки Ильича» мы достаточно свободно относились к тому, сколько электроэнергии мы потребляем. Мы не считали затрат на электроэнергию, а когда посчитали, то ужаснулись, как нерачительно мы подходим к этому. Это касается не только промышленности, не менее остро стоит проблема и в ЖКХ.
Несбалансированность тарифов - это третья проблема. На последнем заседании правительства губернатор Валерий Шанцев дал поручение сделать расчет по энергетике, посчитать, сколько мы тратим и на какие отрасли. Мы столкнулись с такой проблемой, что тарифы у нас в промышленности отличаются в разы. Если взять машиностроителей, то у них за 1 кВт примерно 1-2 рубля, а в таких отраслях промышленности, как деревообработка, легкая промышленность уже свыше 7 рублей. Мы стараемся мониторить ситуацию, влиять на нее.
И, наконец, последнее о чем необходимо сказать – это проблема внедрения энергосберегающих технологий и технологий учета потребления. У нас есть завод им. Фрунзе. Они разработали уникальную систему АСКУЭ. Эта система позволяет в любую секунду отслеживать по каждому потребителю потребление электроэнергии и кроме этого позволяет, в том числе, фиксировать воровство. Они могут полностью весь Нижний Новгород и Нижегородскую область обеспечить этими системами и в любое время дня и ночи отслеживать, потоки регулировать, и т.д. В любой момент они могут эту систему включить, и уже устанавливают ее во многих регионах РФ, но, увы, у нас в Нижегородской области она идет тяжело. К сожалению, у многих чиновников нет желания устанавливать эти приборы учета. Вот пример: вы знаете, что 30% воды, которую производит ОАО «Нижегородский водоканал», уходит просто в речку. И на эти 30% мы набавляем на тарифы, которые оплачивают жители. Так долго продолжаться не может и здесь необходимо менять подходы и отношение к делу.
Олег Седов, руководитель Региональной службы по тарифам Нижегородской области
Необходима обязательная практика ежеквартальной корректировки тарифов.
Объясняя основные принципы формирования тарифной политики, Олег Седов сообщил, что в этом процессе существует достаточное количество «проблемных» мест и для ликвидации ряда таких проблем он, в частности предложил следующее:
1. Для многих предприятий со времен СССР зарезервировано фиксированное количество электроэнергии. Сегодня эти предприятия, в силу различных причин (сокращение или оптимизация производства, новые технологии и т.д.), потребляют в 5-10 раз меньше электроэнергии, чем для них зарезервировано сетевой компанией. А платят только за фактически потребленную энергию. Необходимо пересмотреть нормативы советского времени и более эффективно перераспределить энергетические ресурсы. Кроме того, это позволит более рационально спланировать места строительства новых подстанций, которые бы использовали свои мощности на 100%.
2. Тариф на электроэнергию складывается из регулируемой и нерегулируемой части. Каким образом образуется регулируемый тариф понятно. Формирование стоимости нерегулируемой части тарифа необходимо сделать более прозрачной и понятной.
3. Нужно, чтобы сбытовая компания раз в квартал корректировала тарифы и возвращала разницу между прогнозной ценой и реальной ценой в дельту, так как всегда получается прогноз чуть выше, чем фактическая цена. Такой прецедент уже был создан и принес экономию почти в 100 миллионов рублей. Необходима обязательная практика этого процесса.
Павел Солодкий, директор регионального Центра международной торговли
Нужно установить одинаковые, разумные тарифы на электроэнергию для крупных предприятий и малого, среднего бизнеса.
Представляющий интересы малого и среднего предпринимательства Павел Солодкий заметил, что необходимо:
1. Поставить равные условия для предприятий и компаний, желающих подключиться к электрическим сетям. Сегодня региональные власти отдают приоритет отдельным проектам, предоставляя им льготные условия. Между тем, стальные компании получают предписания, в которых оговорены дополнительные финансовые обременения.
2. Необходимо на законодательном уровне установить одинаковые, разумные тарифы на электроэнергию для крупных предприятий и малого, среднего бизнеса. Сегодня в Нижегородской области существует перекос: малый и средний бизнес платит в 2,5 раза больше за 1 кВт электроэнергии, чем крупные предприятия.
3. Необходим пересмотр устаревших СНИПов 60-70х гг. ХХ века, которыми руководствуются специалисты при проектировании современных зданий и сооружений. Эти нормы и правила не учитывают современных реалий и противоречат задачам энергоэффективности и энергосбережения. Застройщик, готовый внедрить энергосберегающие системы, не имеет права проектировать по предлагаемым условиям. Действующий СНИП требует в два раза больше, чем реально необходимо застройщику. То есть реальные потребности в электроэнергии при проектировании современных зданий и сооружений идут в разрез с действующими на сегодняшний день строительными нормами и правилами, касающимися потребления электроэнергии.
4. Малому и среднему бизнесу государство, федеральные власти, Госдума, губернатор дали льготы. Правительство на 40% снизило арендную плату в прошлом году. Льготы по налогам, дотация субсидий по кредитам. Только энергетика для малого и среднего бизнеса у нас не делает уступок. Это необходимо менять.
Андрей Зотиков, эксперт-консультант по вопросам инвестиций
Необходимо создать региональный рынок распределения мощностей.
Хорошо зная проблемы, с которыми сталкивается инвестор, входящий на региональный рынок, Андрей Зотиков предложил создать региональный рынок мощностей. Развивая свою мысль, он, в частности, сказал: «Очень много говорится об электроэнергетике, о регулируемых тарифах и мало сказано про рынок мощностей. Его нет. У нас есть некое общее понимание, что мощностей не хватает, и соответственно, каким-то образом надо этот баланс выравнивать. У нас нет федеральной сетевой компании, которая обеспечит баланс, и никто в точности не знает, какое количество мощностей у нас зарезервировано. Да, ГМЗ у нас продает мощности, потому что в Нижнем Новгороде находится. Но если бы этот же завод находился не в Нижнем Новгороде, а где-нибудь в Павлово, Дальнем Константиново, Варнавино, то куда он эти мощности продаст? Ему даже продать ее некуда. Поэтому он сидит, как собака на сене, у него есть 5 мВатт, он использует 1 мВатт, и у него еще зарезервировано. При этом инвестор, собирающийся что-то делать рядом, не может получить согласование технических условий от энергетиков, потому что мощностей нет, они уже распределены.
Необходимо подумать о создании регионального рынка мощностей. Создать механизм, благодаря которому можно будет выкупать у какого-то предприятия, мощности, которые ему не нужны. Если какая-то рыночная структура будет обладать возможностью выкупить эту мощность по одной цене (возможно опираясь на государственную поддержку) и продать тому, кому она действительно реально нужна, по другой цене, тогда начнется новый оборот зарезервированных и не работающих мощностей. Возможно, что это частично решит проблему энергодефицита, а потом на этой основе может начаться процесс свободного формирования рынка электроэнергии.