Posted 23 октября 2009,, 08:10

Published 23 октября 2009,, 08:10

Modified 12 ноября 2022,, 15:51

Updated 12 ноября 2022,, 15:51

Проект бюджета-2010 обсудили на публичных слушаниях

23 октября 2009, 08:10
В Нижегородской области прошли публичные слушания по проекту регионального бюджета на 2010 год. Участники совещания обсудили основные параметры проекта бюджета: доходы бюджета на 2010 год составят почти 60 млрд. рублей, расходы более 62 млрд. рублей, дефицит – около 2,3 млрд. рублей. Как отметили руководители исполнительной и законодательной власти региона, главный финансовый документ следующего года будет бюджетом эффективной оптимизации расходов с сохранением социальной направленности. Так, расходы на отрасли социальной сферы увеличатся на 4%, по сравнению с 2009 годом.

22 октября 2009 года состоялись публичные слушания по проекту закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2010 год».

Как сообщает пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области, обращаясь к участникам слушаний, Валерий Шанцев, в частности, сказал: «Цель этого мероприятия - проинформировать общественность о планах правительства на 2010 год, обсудить и принять решения по проблемным вопросам, связанным с бюджетом 2010 года. Нам необходимо сформировать оптимальный бюджет, позволяющий, прежде всего, решать социальные задачи. Положительная динамика развития экономики области в предыдущие годы позволяла нам формировать бюджет в полной мере обеспечивающий действующие расходные обязательства, повышение заработной платы бюджетникам, а также значительный рост расходов инвестиционного характера. В условиях кризиса ситуация существенно изменилась. Проект областного бюджета на 2010 год мы формировали в сложнейших условиях. Снижение объема ВРП, объема промышленного производства в текущем году напрямую отражается на доходной части бюджета области, возникла проблема обеспечения сбалансированности бюджета, как областного, так и местных, необходимость сокращения расходов капитального характера. Итоги 9 месяцев текущего года показывают, что в экономике области отмечается постепенная стабилизация».

По словам губернатора, региону удалось сохранить экономический потенциал, и, прежде всего, промышленный. Если в 2008 году по объему продукции обрабатывающих производств область занимала 6 место в России и 1 место в ПФО, то в первом полугодии 2009 года - 5 место в РФ, и сохранилось первое в ПФО.

«Можно сказать, что задача выхода в 2012 году на уровень 2008 года по основным социально-экономическим показателям, является ключевой для правительства области. Параметры, определенные в прогнозе, являются базой для формирования бюджета Нижегородской области и, в первую очередь, для его доходной части», - подчеркнул Валерий Шанцев.

В своем обращении губернатор отметил, что первоочередные задачи, решаемые в рамках бюджетной политики, соответствуют задачам, поставленным Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании, и Правительством Российской Федерации.

«Расходы областного бюджета на 2010 год (без учета целевых федеральных средств) составят - 62,2 млрд. рублей. Выдержана социальная направленность бюджета: расходы на отрасли социальной сферы составят 25,1 млрд. рублей или 104% к 2009 году. Все социально значимые расходы предусмотрены на уровне 2009 года. В целом областной бюджет на 2010 год можно назвать бюджетом эффективной оптимизации расходов, с сохранением функционирования сети бюджетных учреждений и социальных выплат населению», - подытожил Валерий Шанцев.

Как сообщает пресс-служба Законодательного собрания Нижегородской области, в ходе обсуждения проекта закона особое внимание было уделено источникам поступления доходов, в первую очередь, налоговым сборам, которые должны формировать основу доходной части. Согласно законопроекту, в 2010 году ожидаются доходы от налога на прибыль организаций в размере более 20,6 млрд. рублей, налога на доходы физических лиц – около 22 млрд. рублей, налога на имущество организаций – более 5,6 млрд. рублей, транспортного налога – более 1,1 млрд. рублей.

Наибольший удельный вес в расходах областного бюджета составят: отрасли социальной сферы – 40% (из них более 16 млрд. рублей будет направлено на социальную политику), межбюджетные трансферты районам и городам – 27%, национальная экономика – 9%, национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 5%.

Расходы на реализацию областных целевых программ (ОЦП) составят более 5 млрд. рублей. Всего из регионального бюджета планируется профинансировать 36 областных целевых программ. Удельный вес расходов на реализацию ОЦП составит 8% от общих расходов бюджета.

В проекте бюджета на 2010 год не учтены безвозмездные поступления из федерального бюджета в связи с тем, что главный финансовый документ страны находится в Государственной Думе на стадии принятия. Как было отмечено в ходе публичных слушаний, в будущем году регион планирует получить порядка 18-20 млрд. рублей из федерального бюджета.

«Бюджет 2010 года в первую очередь направлен на эффективную оптимизацию расходов с сохранением всех социальных обязательств. Важно, что, несмотря на последствия мирового финансового кризиса, отмечается рост доходной части по сравнению с 2009 годом. Бюджетом предусмотрено финансирование целевых программ, в том числе, направленных на развитие агропромышленного комплекса. Кроме того, большое внимание уделяется социальной политике. Об этом свидетельствует тот факт, что бюджетом предусмотрено более 60 видов социальных пособий и денежных выплат населению», - сказал председатель ЗС НО Виктор Лунин.

Как сообщила министр финансов Ольга Сулима, формирование бюджета на 2010 год осуществлено в условиях жесткой экономии с учетом обеспечения функционирования сети бюджетных учреждений и сохранения всех социальных выплат населению: все социально-значимые расходы предусмотрены на уровне 2009 года, остальные - со снижением; предусмотрена экономия в целом по фонду оплаты труда в размере 14,5%; проиндексированы только расходы на уплату коммунальных услуг и аренды (на 20%); сокращены до минимальной потребности расходы на осуществление текущего и капитального ремонта, приобретение оборудования.

Правительство РФ сократило расходы на содержание федеральных ведомств в 2009 году на 30%, на 2010 год – еще на 15%. Провести аналогичное сокращение рекомендовано и регионам. В связи с этим при формировании расходов областного бюджета предусмотрено значительное снижение расходов на содержание органов государственной власти: в 2009 году на 125 единиц сокращена численность органов исполнительной власти; расходы на заработную плату с начислениями на 2010 год рассчитаны с экономией 14,5%; другие расходы на содержание органов государственной власти сокращены на 20% от уровня 2009 года, а в 2009 году эти расходы уже были значительно уменьшены.

Всего за 2009-2010 годы расходы на содержание органов государственной власти будут сокращены – на 19% или 0,8 млрд. рублей.

По консолидированному бюджету экономия за счет мероприятий по оптимизации расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления за 2009-2010 годы составит более 2 млрд. рублей.

Доходная часть бюджета сформирована на базе следующих бюджетообразующих показателей, определенных прогнозом социально-экономического развития области: прибыль прибыльных организаций – 109,9 млрд. рублей, или 115% к оценке 2009 года, 83% к уровню 2008 года; фонд оплаты труда – 267,8 млрд. рублей или 114% к оценке 2009 года, 120% к уровню 2008 года; стоимость основных средств – 460,9 млрд. рублей или 103% к оценке 2009 года, 112% к уровню 2008 года.

В связи с отсутствием на момент формирования бюджета информации об объемах федеральных средств, в доходы областного бюджета на 2010 год включена только дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в сумме 1,2 млрд. рублей.

Также в связи с отсутствием информации о софинанасировании из федерального бюджета в расходы областного бюджета не включена областная целевая программа «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области».

Расходы за счет целевых федеральных средств и расходы на реализацию областной целевой программы «Развитие…» будут предусмотрены в областном бюджете после принятия федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов в 1 чтении.

В целом доходы консолидированного бюджета на 2010 год спрогнозированы в объеме 82,8 млрд. рублей, что составляет 108,2% к ожидаемому исполнению за 2009 год.

Расходы консолидированного бюджета на 2010 год составят 85,1 млрд. рублей, дефицит – 2,3 млрд. рублей.

Основные параметры областного бюджета на 2010 год: доходы – 59,9 млрд. рублей, 110% к ожидаемому исполнению за 2009 год; расходы – 62,2 млрд. рублей, 103% к ожидаемому исполнению 2009 года; дефицит – 2,3 млрд. рублей.

Налоговые доходы областного бюджета прогнозируются в объеме 57,2 млрд. рублей, что на 7,1 млрд. рублей или на 14% выше уровня ожидаемого исполнения за 2009 год.

Основными источниками налоговых доходов областного бюджета в 2010 году являются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Их совокупный удельный вес в налоговых доходах областного бюджета составляет более 74%, из них: налог на прибыль – 20,6 млрд. рублей (36% налоговых доходов), 123% к ожидаемому исполнению за 2009 год; налог на доходы физических лиц – 21,7 млрд. рублей (38% налоговых доходов), 119% к ожидаемому исполнению за 2009 год.

Следующими по значимости являются: имущественные налоги (в том числе налог на имущество организаций, транспортный налог) – 6,7 млрд. рублей (12% в налоговых доходах), 88% к ожидаемому исполнению за 2009 год; акцизы – 6 млрд. рублей (11% в налоговых доходах), 113% к ожидаемому исполнению за 2009 год.

Поступление неналоговых доходов прогнозируется в объеме 1,2 млрд. рублей, что на 9% выше ожидаемого исполнения 2009 года. Основной объем неналоговых доходов формируется за счет: доходов от аренды земли и продажи права аренды земельных участков – 381,5 млн. рублей; платы за негативное воздействие на окружающую среду – 182,7 млн. рублей; платы за использование лесов – 177,6 млн. рублей; аренды объектов нежилого фонда – 163 млн. рублей.

В целом прогноз налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 2010 год составляет 58,4 млрд. рублей или 114% к ожидаемому исполнению за 2009 год. Прирост к уровню 2009 года в абсолютном выражении составит 7,2 млрд. рублей.

Безвозмездные поступления прогнозируются в сумме 1,5 млрд. рублей, в том числе: из федерального бюджета – 1,2 млрд. рублей, от нижестоящих бюджетов – 81,4 млн. рублей, компенсация инвесторами затрат государства на инфраструктуру – 194,6 млн. рублей.

Расходы областного бюджета сформированы в объеме 62,2 млрд. рублей, что составляет 96,4% к уточненному плану на 2009 год и 102,6% к ожидаемому исполнению 2009 года. В соответствии с Уставом области выдержана социальная направленность бюджета – расходы на отрасли социальной сферы составят 25,1 млрд. рублей или 104% к 2009 году. Доля расходов на отрасли социальной сферы увеличивается с 37% в 2009 году до 40% всех расходов в 2010 году.

Следующие по объему направления средств: предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов – 16,6 млрд. рублей или 27% расходов; предоставление межбюджетных трансфертов бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на уплату страховых взносов за неработающее население – 5,7 млрд. рублей или 9% расходов; расходы по разделу «Национальная экономика» (сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, топливо и энергетика, связь и информатика) – 5,9 млрд. рублей или 9% расходов;

В отраслевом разрезе наибольший рост расходов бюджета к уровню 2009 года прогнозируется по расходам на социальную политику, культуру, здравоохранение, физическую культуру и спорт.

Расходы на социальную политику предусмотрены в объеме 16,3 млрд. рублей, темп роста к уровню 2009 года – 108%.

Рост расходов связан с увеличением численности получателей отдельных социальных выплат, а также произведенной индексацией при расчете расходов по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг.

Всего на территории области в 2010 году будет выплачиваться 65 видов социальных пособий и денежных выплат по 20 региональным нормативным правовым актам. Учреждениями социальной защиты населения будет оказана адресная поддержка более чем 1,8 млн. человек.

Наиболее значимые меры социальной поддержки в 2010 году это: областные ежемесячные денежные выплаты областным категориям льготников – на эти цели предусмотрено – 2,5 млрд. рублей. Выплаты получают ветераны труда, труженики тыла, жертвы политических репрессий и др. Ежемесячная денежная компенсация по оплате жилья и коммунальных услуг областным льготникам составит 3,3 млрд. рублей. Компенсация предоставляется ветеранам труда, жертвам политических репрессий, детям-сиротам, многодетным семьям, сельской интеллигенции и др.

На пособия семьям, имеющим детей выделено 1,2 млрд. рублей; на жилищные субсидии малоимущим гражданам – 2,4 млрд. рублей.

Расходы на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ и Нижегородской области, предусмотрены в объеме 1,2 млрд. рублей, с ростом к 2009 году на 16,5%. Рост предусмотрен в связи с изменением уровня тарифов на проезд пассажирским транспортом.

Расходы на образование сформированы в объеме 3,7 млрд. рублей, что составляет 94,5% к уровню 2009 года.

Основные направления расходования средств: на обеспечение функционирования 202 учреждений (из них 43 учреждения начального профессионального образования, 53 учреждения среднего профессионального образования, 48 детских домов и др.) с общим числом воспитанников 59,5 тыс. человек будет направлено 3,6 млрд. рублей; на реализацию областных целевых программ развития образовательного комплекса - 57,2 млн. рублей; на реализацию приоритетных национальных проектов в образовании – 52,2 млн. рублей.

Кроме того, на исполнение государственных полномочий в области образования органам местного самоуправления будет передано 8,3 млрд. рублей.

В связи с объявлением 2010 года – Годом учителя особое внимание будет уделено содействию формированию позитивного образа учителя, в том числе посредством проведения областных конкурсов, соревнований, финансовой поддержки лучших учителей. На эти цели в бюджете предусмотрено 14 млн. рублей.

Расходы на здравоохранение предусмотрены в объеме 3,8 млрд. рублей, что составляет 99% к уровню 2009 года.

В 2010 году в системе здравоохранения в рамках реализации Программы государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи будут работать 239 лечебных учреждений с общей коечностью 30,6 тыс. Из них 179 учреждений будут работать в системе обязательного медицинского страхования, при этом из областного бюджета будет перечислен платеж на неработающее население в сумме 5,7 млрд. рублей.

Приоритетными направлениями развития здравоохранения определены совершенствование кардиохирургической помощи, медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, совершенствование медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

В 2010 году будет значительно увеличено финансирование кардиохирургической помощи, что обеспечит практически всю потребность в кардиохирургических операциях для населения области.

На 2010 год запланировано создание 5 первичных сосудистых центров на базе лечебных учреждений Арзамаса, Заволжья, Нижнего Новгорода, Лыскова, а также 1 регионального сосудистого центра на базе 13 больницы Нижнего Новгорода.

Центры будут оснащены компьютерными томографами, УЗИ экспертного класса, современными нейрохирургическими операционными, оборудованием для восстановительного лечения.

Расходы на физическую культуру и спорт предусмотрены в объеме 542,8 млн. рублей, темп роста к уровню 2009 года 125%. Рост расходов связан с поэтапным вводом в 2009 году 8 физкультурно-оздоровительных комплексов, которые в полном объеме будут функционировать в 2010 году.

Бюджетные услуги будут оказываться 19 учреждениями, в том числе 16 ФОКам, расположенными в районах и городах области.

Реализация в 2010 году областных целевых программ по отрасли физкультура и спорт позволит увеличить за 2009-2010 годы: число жителей области, занимающихся физической культурой и спортом, с 10,6 % от общего числа жителей области до 12,2 % от общего числа жителей области; число детей школьного возраста, посещающих спортивные школы, клубы и секции с 55% до 57%.

Из областного бюджета в 2010 году будут финансироваться 36 областных целевых программ на общую сумму 5,1 млрд. рублей. Наибольший объем средств будет направлен на реализацию 3 областных целевых программ: «Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них» – 1,9 млрд. рублей. За счет средств, предусмотренных по программе будет содержаться 13,1 тыс. км. дорог и 876 мостов. На ремонт аварийных объектов будет направлено 517 млн. рублей, на мероприятия по повышению безопасности дорожного движения – 127 млн. рублей. «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области» – 1,7 млрд. рублей. В 2010 году будут сохранены все основные виды поддержки сельскохозяйственного производства. Основной вид поддержки – субсидирование процентных ставок по кредитам в объеме 674 млн. рублей позволит привлечь в сферу АПК около 7,5 млрд. рублей кредитных ресурсов, из них около 1 млрд. рублей на развитие малых форм хозяйствования. В целях стабилизации численности поголовья крупного рогатого скота предусмотрены 550,6 млн. рублей на субсидирование части затрат на реализацию молока в размере 2 рублей за 1 кг реализованной продукции. Также будут финансироваться поддержка племенного животноводства и элитного семеноводства, поддержка производства льна и конопли, закладки и ухода за многолетними насаждениями, субсидирование части затрат на приобретение средств химизации.

«Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры» – 513 млн. рублей. В 2010 году в рамках данной программы для 300 молодых специалистов планируется построить 140 индивидуальных жилых домов, приобрести 160 жилых помещений и 300 автомобилей.

По областной целевой программе «Дети-сироты» предусмотрено 150 млн. рублей, за счет этих средств будет обеспечено жильем 137 детей-сирот.

В рамках реализации областных целевых программ и мероприятий будет осуществляться поддержка приоритетных инвестиционных и инновационных проектов, предприятий легкой промышленности, народных художественных промыслов, малого предпринимательства в виде компенсации части процентной ставки по привлекаемым кредитам коммерческих банков в объеме 241 млн. рублей. Эти расходы направлены, в том числе, на поддержку экономики области в условиях кризиса.

Кроме того, в целях расширения рынка реализации автомобилей, произведенных на территории области, в расходах областного бюджета предусмотрены средства в сумме 100 млн. рублей на возмещение расходов по оплате процентов по банковским кредитам физическим и юридическим лицам, приобретающим автомобили, а также 150 млн. рублей на компенсационные выплаты физическим лицам при обмене ими автомобилей с датой выпуска до 1 января 2003 года на автомобили выпуска 2009 года.

Межбюджетные трансферты нижестоящим бюджетам на 2010 год предусмотрены в сумме 16,6 млрд. рублей, что составляет 92% к уточненному плану на 2009 год, в том числе: дотации – 5,8 млрд.рублей; субсидии – 1,4 млрд.рублей; субвенции – 9,4 млрд.рублей.

Для исполнения собственных полномочий в 2010 году планируется предоставление местным бюджетам следующих межбюджетных трансфертов: дотации из областного фонда финансовой поддержки поселений; субвенции по расчету и предоставлению дотаций поселениям; дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов; дотации на сбалансированность.

Областной бюджет сформирован с дефицитом в объеме 2,3 млрд. рублей. В качестве источников финансирования дефицита областного бюджета предусмотрены выпуск облигационного займа и привлечение кредитов коммерческих банков. Государственный долг на конец 2010 года составит 21,7 млрд. рублей или 37% доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. В связи с планируемым дефицитом в течение 2010 года объем государственного долга увеличится на 2,5 млрд. рублей или на 13%. Доля государственного долга области в доходах бюджета остается на экономически безопасном уровне. В структуре государственного долга 48% составят кредиты коммерческих банков, 29% - ценные бумаги, 19% - бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, 4% государственные гарантии.

"