к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 46 6 33 7 38 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
14:03 Среда, 4 Марта 2009

Рост цен на лекарства в 2009 году составил 18%

При этом 70% лекарственных средств теперь выдаются только по рецепту врача.

Региональный кабинет министров на заседании 4 марта заслушал вопрос об обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области. Основные направления обеспечения населения Нижегородской области лекарственными средствами включают: бесплатное обеспечение при амбулаторном лечении; бесплатное обеспечение при стационарном лечении (средства бюджета и ОМС); розничная продажа лекарственных средств в аптеках.

По федеральной льготе (переданные полномочия) ситуация стабильная и характеризуется следующими показателями: количество льготников, сохранивших за собой право на получение набора социальных услуг на начало года – 86 447 человек, или 20% от общего количества льготников; по данным на 1 февраля их количество увеличилось на 407 человек; выделенная сумма – 687 млн. рублей (811 млн. руб. в 2008 году); средняя стоимость одного рецепта – 835 рублей; количество отсроченных рецептов (на 24.02.2009) - 579, или 0,45% от числа обслуженных рецептов; основная причина отсроченных рецептов – текущая отгрузка лекарственных средств в пункты отпуска со склада уполномоченной фармацевтической организации; способ закупки – аукцион. Периодичность закупки – один раз в квартал с фиксацией цены на 3 месяца. На 1-ый квартал 2009 года аукцион был проведен 26 ноября 2008 года, на 2-ой квартал аукцион будет проводиться 10 марта. Формирование цены на лекарственные средства проводится с коэффициентом 1,1 относительно цен предыдущей закупки.

По 7 высокозатратным нозологиям заявка на первое полугодие принята Минздравсоцразвития России в полном объеме на сумму 395 млн. рублей. Количество таких льготников – 881 человек; средняя стоимость 1 рецепта – 88 тыс. рублей; отсроченных рецептов нет.

Региональная льгота обеспечивается за счет средств областного бюджета в рамках реализации закона Нижегородской области. Основные показатели по региональной льготе: количество льготников – 218 тыс. человек (по сравнению с 2008 годом – рост 4,8%); законом Нижегородской области от 14.11.2008 № 153-З «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» на бесплатное обеспечение населения Нижегородской области ЛС и ИМН на 2009 год выделено 250,0 млн. рублей (2008 год – 225,433 млн. рублей). По сравнению с 2008 годом, рост объема выделенных средств составил 10,9 процентов; средняя стоимость 1 рецепта – 760 руб.

В учреждениях здравоохранения Нижегородской области используются 2 системы закупок лекарственных средств: централизованные закупки; самостоятельная закупка лекарств лечебными учреждениями. Источник финансирования – соответствующие бюджеты и средства ОМС. Способ централизованной закупки – биржевые торги.

При централизованной закупке экономия финансовых средств составляет в среднем 17%. Кроме того, проводится 100% приемочный контроль качества лекарственных средств. При самостоятельных закупках ЛПУ цены на лекарства в целом превышают цены биржевых торгов. Об этом свидетельствуют проверки, проведенные территориальным фондом ОМС. Степень превышения составляет от 9 до 41%. По отдельным позициям превышение составляло 2 – 3 раза.

Министерство здравоохранения Нижегородской области проводит мониторинг ситуации в сфере обращения лекарственных средств. Выборочный мониторинг изменения уровня цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства в январе 2009 года по отношению к декабрю 2008 года показал рост оптовых цен в среднем на 9,2 %, розничных цен - на 8,8 %. Всего – на 18%.

Ситуация в розничной торговле лекарственными средствами связана с информационными письмами Росздравнадзора от 13 февраля 2009 года о соблюдении правил отпуска лекарственных средств. В соответствии с этими документами, аптеки должны отпускать без рецепта только те лекарственные средства, которые указаны в приказе Минздравсоцразвития России от 13.09.2005 года № 578 «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача». Остальные лекарства должны отпускаться только при наличии рецепта. Другими словами, 70% зарегистрированных в РФ лекарственных средств должно отпускаться по рецепту и только 30% - без рецепта.

В результате под выписывание рецептов попадают группы препаратов, широко отпускаемые в настоящее время без рецепта: средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему, антибиотики, средства для лечения сахарного диабета, ненаркотические анальгетики и нестероидные противовоспалительные препараты, средства, влияющие на органы дыхания, глазные капли и другие.

Следует отметить, что до настоящего времени в нарушение приказов Минздравсоцразвития России о порядке назначения и выписывания лекарственных средств, врачами ЛПУ назначения нередко производились устно, либо на простом листе бумаги, если речь не шла о назначении льготного лекарства или лекарства, находящегося на предметно-количественном учете.

Отказ аптечных учреждений в отпуске рецептурных лекарственных средств без предъявления рецепта врача связан с тем, что в соответствии с информацией Росздравнадзора, во втором квартале 2009 года будут проводиться плановые и внеплановые проверки аптек, во время которых будет обращено особое внимание на исполнение действующего законодательства в части назначения, выписывания и отпуска лекарственных средств для лечения в амбулаторно-поликлинических условиях.

Несоблюдение требований повлечет за собой ответственность, предусмотренную п.4 статьи 14.1 КоАП – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Приказы Минздравсоцразвития России, регламентирующие порядок выписывания и отпуска лекарственных средств, датируются 2005 – 2007 годами, периодом становления системы ДЛО.  В настоящее время ситуация по ДЛО достаточно стабильная. Поэтому усиливается контроль и по другим направлениям обеспечения населения лекарственными средствами. При этом важнейшей задачей является противодействие использованию лекарств в качестве заменителя наркотиков.

Анализ обращения граждан по вопросу ограничения безрецептурного отпуска лекарств показал, что необходима была разъяснительная работа, что и проводится в настоящее время в муниципальных районах и городских округах.

В поликлиниках проведена работа по обеспечению врачей соответствующими рецептурными бланками, которые, в отличие от льготных рецептов, действительны в течение 2 месяцев со дня выписки, а при хронических заболеваниях (например, при гипертонической болезни, стенокардии, глаукоме, бронхиальной астме) разрешается устанавливать срок действия рецепта в пределах 1 года. Значительного увеличения посещений в поликлиниках не произошло и находится в рамках сезонного увеличения респираторных заболеваний.