к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 46 6 33 7 38 8 18 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
12:09 Четверг, 17 Сентября 2009

Посол Болгарии в России Пламен Грозданов посетит Нижний Новгород

Главная цель визита господина Посла — открытие выставки «Забытые фотографии русско-турецкой войны».

В пятницу, 18 сентября 2009 года, в 12.00 в своем кабинете губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев встретится с Чрезвычайным и Полномочным Послом Болгарии в России господином Пламеном Гроздановым.

Во встрече с нижегородской стороны примут участие заместитель губернатора Геннадий Суворов, первый заместитель директора департамента международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Ирина Негребецкая, представитель МИД России в Нижнем Новгороде Сергей Малов.

Основная цель визита господина Посла в Нижегородскую область - участие в открытии выставки «Забытые фотографии русско-турецкой войны», которая экспонируется в Нижегородском государственном художественном музее.

В поездке господина Посла сопровождают директор Болгарского культурного института в Москве Буряна Ангелакиева, главный хранитель Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Светлана Коваленко, координатор выставочного проекта «Забытые фотографии русско-турецкой войны в рамках года Болгарии в России» Любовь Пожидаева.

В ходе своего визита Чрезвычайный и Полномочный Посол Болгарии в России господин Пламен Грозданов посетит Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова, встретится с ректором Борисом Жигалевым и студентами, а также Нижегородский государственный художественный музей, где проведет переговоры с директором Мариной Братановой и осмотрит экспозицию музея.

Справка:

Русско-турецкая война 1877 - 1878 годов - одно из крупнейших событий XIX века, значительно повлиявших на дальнейшее развитие Балкан. Война завершилась победой русского оружия, главным ее результатом стало образование Болгарского государства, поэтому последнюю русско-турецкую войну XIX века болгарский народ по праву и с гордостью называет Освободительной.

Сегодня в России война 1877-1878 годов представляется в виде зримых образов - картин Василия Верещагина, гравюр и рисунков с фотографий, публиковавшихся в русских газетах и журналах. Память о ней осталась в виде монумента «Гренадерам, павшим под Плевной» архитектора и скульптора В.О. Шервуда в Москве, фотографий старого памятника М.Д. Скобелеву, снесенного в советское время. Однако Русско-турецкая война 1877 - 1878 годов стала также одним из первых мировых вооруженных конфликтов, события которых дошли до потомков, в том числе и на фотографических снимках.

Отдельные сохранившиеся фотографии свидетельствуют о существовании военно-полевой съемки до 70-х годов XIX века, российские фотографы снимали разрушенный Севастополь уже в 1855 году. Однако именно Русско-турецкая война 1877 - 1878 годов послужила в России поводом для создания мемориальных фотографических альбомов с портретами ветеранов и инвалидов, видами мест сражений, монастырей, архитектурных знаков, построенных в память о погибших русских воинах.

К началу Русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов фотография уже осознается как серьезный источник информации, она иллюстрирует армейские отчеты с фронта в столицу России, становится основой для создания исторических картин, используется как сувенир, посылаемый с фронта домой, в личном общении и для общественной публикации.

В 1870-х фотографическая техника настолько громоздка и сложна в обращении, что невозможно говорить ни о любительских съемках офицеров-очевидцев и участников сражений, ни о полевой, ни о штабной фотографии - это явление более позднего времени, ставшее массовым только в Первую мировую войну. Фотография с фронтов русско-турецкой войны фигурирует в личном общении высшего офицерского состава и их семей - в кругах, приближенных к Императорскому двору. Фотография остается еще очень дорогостоящим процессом, ее производство в личных целях на фронте доступно только тем, кто распоряжается проведением съемок. Спустя десять, двадцать пять лет после окончания войны фотографы получали правительственное задание на съемку ветеранов и инвалидов, мемориальных построек, (например, церковь на Шипке - отчетный архитектурный фотографический альбом, съемка П. Браборкова), торжественных открытий мемориальных строений (репортаж об открытии часовни «Гренадерам, павшим при взятии Плевны» в Москве).

Большая часть этих фотоматериалов хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов (всего 12 фотоальбомов). На выставке представлен один из самых интересных альбомов из коллекции архива, посвященных этой теме. В период 1877 - 1878 годов харьковский фотограф А.Д. Иванов с походной лабораторией прошел с действующей армией через всю Румынию и Болгарию, отсняв значительный материал, послуживший основой для создания фотоальбома «Забалканский поход 1877 - 1878 годов».

Еще одна важная часть экспозиции - работы Франца Душека, придворного фотографа князя Румынии Кароля I, из хорватской частной коллекции. Франц Душек в качестве придворного фотографа румынского князя имел доступ к высшему командованию, а также имел право фотографировать Александра II и Кароля I.

Все эти фотографии - не просто одни из первых и ценнейших источников изучения болгарской и российской истории, но, прежде всего, документальное свидетельство неразрывной связи наших народов.