Posted 26 июня 2009,, 13:06

Published 26 июня 2009,, 13:06

Modified 12 ноября 2022,, 16:16

Updated 12 ноября 2022,, 16:16

Подведены итоги сдачи ЕГЭ в 2009 году

26 июня 2009, 13:06
В России в целом и в Нижегородской области в частности подведены итоги сдачи единых государственных экзаменов. С 2009 года сдача ЕГЭ стала обязательным условием получения аттестата. В единых госэкзаменах в нашем регионе принимали участие более 20 000 выпускников, при этом сдать ЕГЭ на 100 баллов смогли лишь единицы, а многие просто не преодолели минимальный порог, установленный Рособрнадзором. В итоге часть выпускников текущего года останется без аттестатов и не получит ни малейшего шанса на поступление в вузы. Мы поинтересовались у нижегородских экспертов: насколько объективно, по их мнению, результаты ЕГЭ отражают реальные знания выпускников и какие изменения можно было бы внести в систему сдачи госэкзаменов.

Сергей Наумов, министр образования Нижегородской области

Неплохо бы взять ЕГЭ и классическую форму испытаний и вывести из них что-то среднее

Проблема заключается в технической составляющей сдачи экзамена, в заполнении самих анкет. Мы должны принять определенные меры, чтобы дети от этого не страдали. Я восемь лет подряд говорил, что сразу сдать единый государственный экзамен никому не удастся. Мы написали русский язык лучше, чем в среднем по стране, так как уже сдавали этот предмет в прошлом году и у преподавателей есть готовность. Ещё один пример того, что натренированность на сдачу ЕГЭ приносит другие результаты. Есть один район в Нижегородской области, в котором все семь лет писали единый государственный экзамен для поступления в вузы Республики Марий Эл. Это — Шаранга, которая по всем предметам написала выше среднего уровня по России. Олимпиадников из Шаранги гораздо меньше, чем из Нижнего Новгорода, а показатели по ЕГЭ лучше. Это требует определенных размышлений. Я считаю, что натаскивание на единый государственный экзамен ни к чему хорошему не приведет, но и плохими мы тоже быть не хотим.

Я не стал бы затрагивать вопрос о какой-либо ревизии, возможности изменения системы ЕГЭ, это не в моей компетенции. У нас есть закон Российской Федерации, и только на этом уровне можно менять весь механизм. По моему мнению, наверное, было бы неплохо взять единый государственный экзамен и классическую форму испытаний и вывести что-то среднее из них, тогда бы результаты были более объективными.

Николай Бармин, ректор Нижегородского института развития образования

При ЕГЭ снизилось участие человеческого фактора при оценке, но не повысилась объективность

Результаты ЕГЭ отражают знания учеников не намного лучше, чем предыдущие формы аттестации. Раньше экзаменаторы оценивали уровень знаний выпускников, а сегодня такие же люди пишут задания для единого госэкзамена и ответы на них, поэтому сказать, что придумана новая супер-система я не могу. Содержание заданий ЕГЭ неоднократно подвергалось и подвергается критике. Единственный нюанс - несколько снизилось участие человеческого фактора в оценке знаний учащихся, но объективность не изменилась в качественную сторону, тем более практика показывает что творческое развитие выпускников невозможно оценить с помощью ЕГЭ.

Кстати, мы заметили, что русский язык, который в Нижегородской области сдавали в прошлом году, прошел у нас очень успешно — результаты по ЕГЭ выше, чем в среднем по России, а по остальным предметам результаты несколько хуже. Это говорит о том, что учителя русского языка по опыту прошлого года сориентировались на задания ЕГЭ, но это не говорит, что повысился уровень знаний учеников.

Что касается возможных изменений, я бы сделал так, как принято во всем цивилизованном мире. У иностранцев есть независимые центры тестирования, в которые любой ребенок может прийти, записаться, сдать экзамен по выбранным предметам, получить сертификат и направить его в университет. Также этот сертификат принимают в образовательном учреждении, где учится ребенок, и там сертификат является основанием для выставления ему итоговых оценок. Те ребята, кому это все не нужно, сдают обычные экзамены в обычной форме и не проходят тестирования. А такой обязательный ЕГЭ как у нас - это чрезмерно.

Евгений Семенов, доцент кафедры философии НГЛУ им. Н.А.Добролюбова

Имеет смысл подумать над расширением системы ЕГЭ до уровня государственных экзаменов в вузе

При всех проблемах, которые сегодня обнаруживает внедрение ЕГЭ в российскую образовательную систему, при всех нюансах, связанных именно с отладкой этой системы, у нее есть несомненные положительные эффекты. И к числу наиболее важных я бы отнес антикоррупционный эффект. Не имеет смысла скрывать, что система сдачи выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в вуз была превращена рядом преподавателей и чиновников от образования в конвейерную систему «зарабатывания» денег. При этом их недобросовестность дифференцировалась по множеству степеней, обусловленных безнаказанностью и личной наглостью. Это могла быть «мягкая» форма вымогательства, например такая, как всевозможные платные курсы подготовки или репетиторство, так и вполне «жесткая» - «чисто конкретная», как однажды выразился министр образования А.Фурсенко – вымогательство и получение взятки за оценку.

С введением ЕГЭ этому потоку коррупции в школе и при поступлении в вуз частично положен предел. Сегодняшний выпускник и абитуриент уже не так зависит от того конкретного мздоимца, уютно обосновавшегося в выпускной или приемной комиссии. И это хорошо. Другое дело, что фантазии и предприимчивости этим людям не занимать, и они будут искать и найдут способы продолжить свои незаконные поборы, но это уже вопрос к разработчикам системы, которые должны постоянно анализировать действие системы ЕГЭ и делать ей апгрейд. Система должна постоянно обновляться, учитывая все вызовы, которые рождает практика. ЕГЭ должен стать чем-то вроде антивирусной программы, ведущей постоянную борьбу с коррупцией в образовании. Потому что в противном случае коррупция окончательно поразит не только школьное, но и высшее образование, более того, она может уничтожить будущее отечественной науки. Сегодня, к сожалению, нередки случаи, когда вчерашний двоечник и бездарь, легко поступает в аспирантуру, потому что «уплочено», а его действительно способные однокурсники почему-то (?!) заваливают экзамены по тем предметам, по которым в университете они шли блестяще. В результате мы имеем так называемых «коммерческих» докторов и кандидатов, из которых можно формировать отдельные научные полки и даже дивизии, только науку штурмовать этим бойцам не стоит. Наука не заметит этой армии.

Понимая, что, скорее всего, навлеку на себя поток негативной реакции коллег, все же осмелюсь предположить, что имеет смысл подумать над расширением системы ЕГЭ до уровня государственных экзаменов в вузе и вступительных экзаменов в аспирантуру.

Софья Лопатина, замдиректора школы №186 Н.Новгорода

Результаты сдачи ЕГЭ в нашей школе оказались даже несколько выше, чем мы ожидали

Я бы сказала, что на самом деле по нашей школе ЕГЭ показало очень объективные результаты, даже чуть выше, чем мы ожидали. Из 73 выпускников только одна девушка не сдала обязательный госэкзамен по математике, но в течение года она училась так, что этого можно было ожидать. Тех, кто учился лучше, чем сдал ЕГЭ, были единицы, а все 12 медалистов подтвердили свои баллы. Что касается сдачи предметов по выбору, то в нашей школе с 6-7 класса у детей появляется профильное пространство — они выбирают те дисциплины, которые им наиболее интересны, и изучают их углубленно, поэтому к окончанию школы выпускники готовы сдавать ЕГЭ по своим профильным предметам. Специально на сдачу единого госэкзамена мы никого не натаскивали — знания и умения формируются в течение многих лет, когда ребята готовятся к успешному обучению в вузе.

Однако было много вопросов по самой процедуре сдачи ЕГЭ. Мне, например, не очень понравилось, что последние трое детей, остающиеся в экзаменационной комнате, должны были ждать, когда запечатают конверт. Это стрессовая ситуация для выпускников, когда двое уже все написали и хотят уйти, а последний пишет с ощущением того, что его все ждут. Также хотелось бы, чтобы база сдающих перепроверялась непосредственно перед экзаменом, потому что было обидно, когда из 300 заявленных на участие в ЕГЭ учеников пришло только 80, при этом нам пришлось распечатывать множество ненужных вариантов экзаменационных листов. Сейчас, после сдачи ЕГЭ, мы в школе будем анализировать все нюансы и сопоставлять свои ощущения от прошедших экзаменов.

Виктория Цветова, выпускница

Результаты ЕГЭ объективны на 30%, потому что данный вид экзамена имеет очень узкие рамки

Результаты ЕГЭ объективны процентов на 30, не больше. Это связано с тем, что данный вид экзамена имеет очень узкие рамки, которые выражаются в практически одинаковых вариантах ответов на один вопрос тогда, когда при устном экзамене можно намного полнее раскрыть свои знания по предмету. Конечно, в нашей школе в основном все те, кто шли на медаль, медаль получили. Но, мне кажется, есть несколько нюансов при проведении ЕГЭ, которые стоило бы изменить. Во-первых, убрать такой жесткий контроль со стороны комиссии, потому что те, кто проводит экзамен, оказывают психологическое давление на учеников. И в такой ситуации очень сложно думать и что-либо делать. Преподаватели ходят по классу и, если ученик не туда посмотрел, сразу выгоняют с экзамена. Так, в нашей школе при написании ЕГЭ по географии выгнали одного молодого человека за использование шпаргалок.

Я, конечно, не сдавала экзамены обычным способом, но думаю, что ученик меньше нервничает, когда обстановка ему знакома. Кроме того, когда отвечаешь на вопросы билета в устной форме, можешь показать все свои знания по предмету. А когда ты получаешь ограниченный список ответов на вопрос, это очень сложно.

"