Posted 21 мая 2009,, 11:05

Published 21 мая 2009,, 11:05

Modified 12 ноября 2022,, 16:24

Updated 12 ноября 2022,, 16:24

Спроектированные в Нижегородской области суда могут использоваться для олимпийских перевозок в Сочи

21 мая 2009, 11:05
Правительство Нижегородской области на заседании 21 мая одобрил Концепцию возрождения скоростного судостроения в регионе.

Нижегородская область исторически является центром проектирования и строительства скоростных судов. Во многом это заслуга созданного на базе завода Красное Сормово ОАО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях», его главного конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева и ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел». Созданная Алексеевым конструкторская школа позволяет в настоящее время успешно работать по различным направлениям проектирования и строительства скоростных судов: на подводных крыльях, на воздушной каверне, на воздушной подушке, кораблей-экранопланов.

В настоящее время в Нижегородской области сосредоточено несколько крупных проектно-конструкторских организаций: ОАО «ЦКБ «Лазурит», ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева», ОАО КБ «Вымпел», ОАО «КБ «Монолит», занятых проектированием судов для морского и речного флота, в том числе, скоростных. Крупные судостроительные предприятия региона: ОАО «Завод «Красное Сормово», ОАО «Судостроительный завод «Волга», ОАО «Окская судоверфь», имеющие развитую машиностроительную базу и позволяющие строить речные суда и суда смешанного «река-море» плавания, водоизмещением до 13 000 тонн различных классов, в том числе суда из легких сплавов. Кроме того, на базе конструкторской школы ЦКБ по СПК возникло ряд проектно-конструкторских организаций, которые работают над проектированием и строительством судов на воздушной подушке: «АКС-Инвест», ЗАО «Си-Тех» и пассажирских экранопланов: ООО «Амфибийные транспортные технологии» и др. Являясь крупным административным центром и столицей Приволжского федерального округа, обладая необходимым промышленным потенциалом, Нижний Новгород может стать центром строительства скоростного флота.

Группа инженеров – бывших работников ЦКБ по СПК обратилась с предложением возродить скоростное судостроение в регионе, при этом опираясь на модернизацию уже хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации скоростных теплоходов проекта «Комета». При этом предполагается рассматривать этот проект как антикризисный, который можно реализовать с минимальными затратами, на базе имеющегося научно-технического и эксплуатационного задела. Эти суда можно строить на Нижегородском судостроительном заводе «Волга». Благоприятные условия для реализации этого проекта создает подготовка олимпийских мероприятий в городе Сочи. Учитывая географическое положение города и курортной зоны Черноморского побережья Кавказа, представляется, что скоростные суда на подводных крыльях станут частью системы транспортного обеспечения Олимпийских мероприятий и последующего обеспечения пассажирских перевозок на Черноморском побережье.

В настоящий момент, по результатам проведенного Федеральным агентством морского и речного флота конкурса, определен основной исполнитель работ по реализации инвестиционного проекта реконструкции и создание береговой инфраструктуры 15 портопунктов Сочинского побережья для восстановления местных пассажирских морских линий и закупки скоростных и водоизмещающих судов. Это ООО «Донинвест» (г. Сочи). Общий объем предполагаемых инвестиций в реализацию проекта превышает 25 млрд. рублей.

На рассмотрение Транспортной дирекции Олимпийских игр 2014 направлено предложение рассмотреть возможность использования для транспортного обеспечения олимпийских мероприятий скоростных судов отечественной постройки, спроектированных в нижегородских КБ. Нижегородским предприятиям судостроительной отрасли предложено активизировать работу по участию в проведении конкурсных мероприятий, проводимых ООО «Донинвест» по размещению заказов на суда, отметил Валерий Шанцев.

«Кроме проектирования и строительства судов мы можем участвовать в работах по реконструкции портопунктов: причалов, инженерных защитных сооружений из железобетонных конструкций (ОАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация», ОАО «КБ «Монолит»). Со своей стороны мы готовы оказать им всестороннюю поддержку. Если нижегородские предприятия смогут войти в программу реализации мероприятий по подготовке Олимпийских игр, можно будет определить конкретные меры их финансовой поддержки на региональном уровне», - отметил губернатор Валерий Шанцев.

Для изучения всех аспектов проблемы возрождения и развития скоростного судостроения в Нижегородской области министерством промышленности и инноваций Нижегородской области создана рабочая группа, в которую вошли представители проектно-конструкторских организаций, промышленных предприятий судостроительной отрасли, учреждений системы высшего образования.

С целью возрождения скоростного судостроения Рабочей группой рассматриваются все варианты использования скоростных судов. В частности, были подготовлены и направлены обращения к Министру обороны РФ А.Э.Сердюкову в поддержку проведения научно-исследовательских работ по разработке боевого экраноплана нового поколения, к министру транспорта России И.Е.Левитину с предложением рассмотреть возможность модернизации проекта транспортно-десантного экраноплана «Орленок» в пассажирский вариант.

Проведенные исследования показали, что данная проблема требует глубокой проработки на уровне проведения научных исследований, с целью определения регионов России, эксплуатация в которых скоростных судов будет максимально рентабельной. В этом случае в продвижении проекта мы могли бы использовать поддержку регионов. Нами направлены заявки в Федеральное агентство морского и речного транспорта на участие в реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» по темам: «Возрождение и развитие скоростного флота России (Нижегородский проект)» и «Разработка сетки скоростных пассажирских судов».

Головной организацией, координирующей работу по разработке концепции развития скоростного судостроения, определена Волжская государственная академия водного транспорта. Данный ВУЗ имеет большие наработки по развитию водного транспорта, в том числе по работе с регионами России. В 2001 году Академия выиграла открытый конкурс на разработку Программы развития водного транспорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2010 года. Программа была разработана, принята и утверждена Правительством округа.

В связи с активным освоением природных богатств Приполярного Урала, Сибири и Дальнего Востока, потребности в речных перевозках, в том числе и скоростных пассажирских, в ближайшие годы будут расти. Увеличению спроса на внутреннем рынке на пассажирские суда будут способствовать такие факторы, как совершенствование форм торговли и оплаты продаваемой техники, увеличение пассажиропотоков на междугородних, пригородных, городских перевозках и переправах. «К сожалению природно-климатические условия Сибири и Дальнего Востока значительно снижают показатели финансово-экономической эффективности эксплуатации скоростных судов на подводных крыльях. В этих условиях предпочтительнее выглядят суда на воздушной подушке, которые могут использоваться круглогодично», - отметил Валерий Шанцев.

Проведение глубоких научных исследований рынка и определение перспектив развития отечественного речного судостроения в масштабах России требует оказание мер финансовой и нефинансовой поддержки со стороны федеральных органов власти в рамках реализации федеральных целевых программ, подчеркнул губернатор. Когда будут определены конкретные параметры программы и регионы, в которых она может быть реализована, можно привлечь к ее реализации средства региональных бюджетов и потенциальных инвесторов.

Исследования в рамках разработки концепции позволят решить комплекс вопросов, связанных с оценкой современного состояния и выработкой стратегии деятельности предприятий судостроительной промышленности на внутреннем и внешнем рынках. Позволят определить перспективы строительства пассажирского флота, формирования прогноза развития рынка социально – значимых и прочих пассажирских перевозок, решить проблемы связанные с экологической безопасностью и кадровым обеспечением предприятий, интеграцией отечественного судостроения в мировую судостроительную промышленность.

«У нас действительно сегодня очень интересные научные, творческие коллективы, и создана база, чтобы обеспечить судами скоростные пассажирские перевозки. Мы пытались еще в 2006 году организовать пассажирские перевозки на базе имеющихся судов, но материальная база и экономика судостроительных предприятий не позволила достичь желаемого результата. Такие идеи эффективны для регионов, где небольшая плотность автомобильных и железных дорог, но мобильность населения должна быть обеспечена. Нам нельзя упускать этого первенства. Если мы этого не сделаем, наверное, это сделает кто-то другой. Одновременно с этим будет обеспечена безопасность и мобильность населения. Но поначалу надо потратиться, чтобы эту работу конкретизировать: на какие направления нужен скоростной транспорт, какой именно нужен скоростной транспорт и пр. Надо дать старт этой программе и создать рабочую группу, чтобы вплотную заняться этим вопросом», - говорит Валерий Шанцев.

"