Posted 12 апреля 2009,, 23:04
Published 12 апреля 2009,, 23:04
Modified 12 ноября 2022,, 16:05
Updated 12 ноября 2022,, 16:05
3 октября в Нижнем Новгороде полномочный представитель Президента России в ПФО Григорий Рапота провел совещание по развитию транспорта в Приволжском федеральном округе. В обсуждении проблем принимали участие вице-президент ОАО “Российские железные дороги” Михаил Акулов, начальник Горьковской железной дороги Сергей Козырев, представители региональных авиакомпаний и логистических организаций ПФО.
На повестку дня совещания были представлены четыре вопроса: об организации транспортного обслуживания населения и переходе к формированию субъектами Российской Федерации государственного заказа на пригородное железнодорожное сообщение; о состоянии существующих региональных авиакомпаний и ходе модернизации аэродромной сети Приволжского федерального округа; о выработке единого подхода к реализации инвестиционных проектов в сфере дорожного строительства в ПФО; о направления возможного развития транспортно-логистического комплекса округа.
“Развитие экономики, развитие социальной сферы невозможно без развития транспортной инфраструктуры. Что касается экономики, то это перевозки грузов и пассажиров, в социальной сфере: образование – у нас много отдаленных населенных пунктов, из которых нужно доставлять детей в школы; в сфере здравоохранения – тоже необходимо создать условия для транспортировки больных в районные и областные клиники”, - отметил Григорий Рапота, говоря о важности развития транспорта в ПФО.
Особое внимание Григорий Рапота обратил на данные статистики, подтверждающие, до какой степени динамика развития транспорта в округе, особенно это касается автомобильного транспорта, отстает от общей динамики социально-экономического развития.
“В целом по Приволжскому федеральному округу за первое полугодие 2008 года объем перевозок грузов крупными и средними организациями автомобильного транспорта составил 29,7 млн тонн и увеличился по сравнению с аналогичным периодом лишь на 1,3%, что несопоставимо со среднероссийским значением – 12,7%.То есть недостаточное развитие транспортной инфраструктуры становится тормозом в социально-экономическом развитии регионов”, - отметил полпред Президента РФ в ПФО.
Григорий Рапота также подчеркнул, что для обеспечения безубыточности пригородных перевозок железнодорожным транспортом необходимо как нормативно-правовое регулирование, так и взаимодействие органов власти как представителя широкой группы населения, нуждающегося в мерах социальной поддержки, и бизнеса, который обоснованно рассматривает варианты возмещения средств. Необходимо проанализировать объем транспортных услуг в субъектах Российской Федерации, целесообразность и возможность введения альтернативных видов транспорта на соответствующих направлениях. На необходимый объем услуг размещать государственный заказ, что приведет к обновлению подвижного состава и повышению качества транспортного обслуживания в пригородном сообщении. В настоящее время лишь несколько регионов округа (Республики Башкортостан, Марий Эл, Удмуртия и Кировская область) в той или иной степени готовы к заключению контрактов с перевозчиками.
С 2010 года в Российской Федерации прекращается перекрестное субсидирование пригородных перевозок со стороны “Российских железных дорог”, поэтому возникает вопрос: кто будет регулировать тарифы в пригородном сообщении, кто будет компенсировать потери в доходах перевозчика? Над решением этих проблем активно работают в субъектах Приволжского федерального округа.
“Так полно и предметно этот вопрос у нас в округе сегодня был поставлен впервые, - заметил Григорий Рапота. – Это только начало диалога. Он будет продолжен, и мы еще не однократно будем это обсуждать, в том числе и на уровне субъектов Федерации”.
По развитию внутри- и межрегионального авиационного сообщения в регионах округа проделана большая работа: определены социально-значимые маршруты региональных авиаперевозок, принимаются меры по переоснащению парка воздушных судов, осуществляется строительство и реконструкция аэропортов. Однако, сегодня межрегиональные перелеты в пределах округа осуществляются через Москву, что приводит к перегрузке столичной инфраструктуры и неэффективному использованию средств.
Остаются проблемы изношенности авиационного парка, финансового состояния авиакомпаний, модернизация сети аэропортов. В округе практически отсутствуют местные авиалинии. Только в трех региона (в Татарстане, Башкортостане и Кировской области) рассматриваются предложения по организации таких маршрутов.
Выработка единого подхода к реализации инвестиционных проектов в сфере дорожного строительства в округе предполагает создание общей координирующей структуры и разработку механизмов привлечения финансовых средств для осуществления крупных инвестиционных проектов.
Для развития транспортно-логистической системы Приволжского федерального округа необходимо провести анализ подобных комплексов в регионах и выработать единый подход для решения проблем в этой отрасли. В России существую два выраженных транспортно-логистических центра – Москва и Санкт-Петербург, откуда грузы доставляются во все регионы страны, в том числе и в Поволжье. Чтобы сократить расходы перевозчиков на доставку грузов, необходимо создавать транспортно-логистические системы в регионах.
В дальнейшем эти и другие вопросы развития транспорта Приволжского федерального округа будут рассмотрены на заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в ПФО, которое планируется провести в первой декаде декабря 2008 года.