Posted 14 августа 2014,, 07:41

Published 14 августа 2014,, 07:41

Modified 12 ноября 2022,, 15:38

Updated 12 ноября 2022,, 15:38

ОДН станут ниже?

14 августа 2014, 07:41
Эксперты предлагают стимулировать собственников к снижению ОДН.

Очередные изменения предлагается внести в жилищное законодательство, включив плату за ОДН в жилищные услуги (сейчас плата за ОДН взимается в рамках услуг коммунальных). Впрочем, многие эксперты считают это недостаточной мерой и предлагают более серьёзные преобразования, призванные не маскировать, а реально решать проблему высоких начислений за общедомовые нужды. Ведь чтобы ОДН стали ниже, необходимо выявить и устранить причины их роста.

- Одна из основных причин высоких ОДН – несинхронное снятие показаний приборов учёта, - говорит управляющий директор ОАО «Нижегородская сбытовая компания» Василий Ситдиков. – Год назад отменили обязанность жителей снимать показания с 23-го по 25-е число и передавать их для расчета не позднее 26-го числа каждого месяца. В результате зачастую житель сдает показания, к примеру, 2-го числа. Поскольку начисления за предыдущий месяц ему уже произведены, получается, он сдает показания за 2-3 дня потребления. А объём ресурса, который он потребит со 2-го по 25-е число текущего месяца, попадёт в ОДН, - объясняет В. Ситдиков.

- Нередко причиной высоких ОДН в доме является расчет жителей по нормативам, - отмечает заместитель директора по развитию и реализации услуг филиала «Нижновэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» Алексей Гарин. – Когда в квартирах по той или иной причине или нет счетчика, или он не может быть расчетным, а зарегистрированных на этой жилой площади – ноль, то и по нормативу начисляется ноль. Но если при отсутствии официально зарегистрированных лиц в квартире проживает семья или жильё сдаётся внаём, то потребление может быть каким угодно – оно ложится в ОДН, - подчёркивает А.Гарин.

При этом установленные в регионах нормативы могут значительно отличаться от объемов реального потребления ресурса. Тогда жителям, расходующим большое количество ресурса (к примеру, электроэнергии), выгоднее рассчитываться именно по нормативам, а не по факту потребления.

Повышающий коэффициент, призванный мотивировать граждан на установку и использование приборов учёта и постепенно делающий расчёты по нормативам не целесообразными, будет применяться лишь со следующего года. Пока же не все потребители понимают, что электричество, как и любой другой товар, требует точной системы измерений. И электросчётчики – это те же весы в магазине: сколько купил товара – за столько и заплатил.

- Нормативы у нас установлены некорректно и, как правило, занижены. Они не учитывают категорию домов и не отражают фактического потребления ресурса, - признаёт генеральный директор некоммерческого партнерства «Нижегородская ассоциация организаций ЖКХ» Роман Зародыш.

- Существующий норматив не стимулирует потребителя устанавливать счетчик, не стимулирует к тому, чтобы был учет, чтобы был налажен строгий контроль всех используемых ресурсов, - Алексей Гарин.

Кто кому должен

Ещё одна глобальная проблема – многомиллионные долги потребителей перед поставщиками ресурсов.

- У нас очень низкая платежная дисциплина, - сетует председатель комиссии по городскому хозяйству Думы г. Нижнего Новгорода, руководитель ДУК Сормовского района Николай Шумилков. – В старые добрые времена пени были 0,5% за каждый день просрочки. Сейчас пени ниже самого дешёвого кредита любого коммерческого банка. Вот и получается, что своевременно платить за коммунальные услуги потребителю невыгодно, - резюмирует депутат.

Впрочем, есть надежда, что закон об ужесточении потребительской дисциплины, предусматривающий повышение штрафов за незаконное энергопотребление и повышение пени за неоплату ресурса, будет способствовать решению указанной проблемы.

Кстати, здесь необходимо сделать небольшую ремарку. Не нужно путать понятия о недоучтённом индивидуальном потреблении, которое попадает в ОДН, и личном долге конкретного абонента, который «закреплён» непосредственно за ним самим и не влияет на размер ОДН.

Как пояснили нам в Нижегородской сбытовой компании, в случае переданных, но не оплаченных показаний за личным счетом закрепляется задолженность, которая не взимается с других жителей. В случае непередачи показаний потребление квартиры не является «нулевым» - таким жителям расчёт производится исходя из объёмов среднемесячного потребления за последние 6 месяцев.

Другое дело – квартиры, не имеющие счётчиков (либо имеющие устаревшие приборы учёта) и рассчитывающиеся по нормативам. Расход таких квартир может многократно превышать нормативное потребление. В результате все недоучтённые киловатт-часы их индивидуального потребления попадут в общедомовое и будут учтены в ОДН, то есть лягут бременем на плечи соседей. То же самое происходит и в случае передачи некорректных (заниженных) показаний электросчётчиков.

Есть решение

Эксперты предлагают вернуться к практике законодательного закрепления сроков передачи показаний приборов учёта, что позволит уменьшить вероятность попадания индивидуальных потреблений жителей в ОДН и возникающий при этом разбаланс.

Решить проблему несвоевременно сданных и намеренно заниженных показаний позволит система дистанционного учёта, исключающая «человеческий фактор»:

- Если мы вспомним начало 90-х годов, когда формировался рынок электроэнергии, то первое, с чего начинали предприятия, которые хотели экономить – оборудовали их системой АСКУЭ (автоматическая система контроля и учёта электроэнергии – прим.). Проводя аналогию с многоквартирным домом, уже на стадии проектирования и строительства новых домов должны быть заложены принципы, при которых процесс передачи показаний счётчиков проходит без участия собственника, - считает заместитель министра ЖКХ и ТЭК Нижегородской областиВладимир Беспалов.

К преимуществам системы АСКУЭ относится также возможность оперативного выявления фактов воровства электроэнергии (скрутки счётчиков или несанкционированного подключения к внутридомовым сетям) – ещё одной причины высоких ОДН в многоэтажках. Однако установка такой системы невозможна в рамках стандартных расходов собственников на «содержание и ремонт» - необходимо дополнительное финансирование. Но оно возможно только тогда, когда финансовый стимул на внедрение энергосберегающих технологий и энергоучёта имеют сами собственники.

- Сегодня ДУКи очень зависят от жителей. Как проголосовали жители, так они и сделают. Не проголосовали жители – они ничего не могут сделать. Механизмов для борьбы с воровством, механизмов для повышения энергоэффективности в рамках существующего законодательства у ДУКов на сегодня нет, - говорит управляющий директор Энергосбыта Василий Ситдиков.

К примеру, осуществить установку АСКУЭ, позволяющую бороться с воровством, управляющая компания (УК) без согласования жителей не может. Проводить сверку и контроль показаний индивидуальных счётчиков жителей УК имеет право не чаще, чем раз в полгода. Обязать жителей передавать показания в один день УК не уполномочена, ибо законом это также не предусмотрено.

Житейский интерес

Управляющие компании обязаны предлагать мероприятия по снижению ОДН. Стимулом к этому для УК может быть лишение её лицензии в случае отсутствия таких предложений. В то же время управляющая компания не должна нести финансовую ответственность за бездействие жителей, считают эксперты.

Так, в случае, если жители не принимают предложения по снижению ОДН, вся плата за ОДН должна распределяться между ними пропорционально площади квартир (жилых и нежилых помещений), как это и происходит сейчас при прямых расчётах жителей с энергоснабжающими организациями.

- Собственникам необходимо выполнять обязанности, определённые Жилищным Кодексом. В том числе, создать совет многоквартирного дома и поставить этому совету задачу контролировать ОДН с помощью управляющей компании, - считает генеральный директор некоммерческого партнерства «Нижегородская ассоциация организаций ЖКХ» Роман Зародыш.

Для домов, где ОДН не могут быть снижены либо стоимость мероприятий по их снижению несоразмерна плате за ОДН, необходимо предусматривать механизмы субсидирования ОДН. Нецелесообразность проведения мероприятий по снижению ОДН должна быть подтверждена заключением экспертной организации по заказу управляющей компании за счёт и в интересах жителей. Ограничение же ОДН нормативом неэффективно, поскольку, как показывает практика, лишает собственников стимула к энергосбережению.

Таким образом, ответственность и заинтересованность в снижении ОДН должна быть обоюдной – как у управляющих компаний, так и у жителей. Недопустимо стимулировать к снижению ОДН одних и при этом демотивировать других. Только при наличии финансового и законодательного стимулов у управляющих компаний и потребителей проблема высоких начислений за ОДН будет решаться.

"