Posted 9 апреля 2009,, 08:04

Published 9 апреля 2009,, 08:04

Modified 12 ноября 2022,, 16:46

Updated 12 ноября 2022,, 16:46

Министр образования Сергей Наумов

9 апреля 2009, 08:04
Министр образования Сергей Наумов Posted on сентября 11, 2006 in Без рубрики) by | 0 Comments » Каковы итоги первого конкурса среди школ в Нижегородской области? Можно сказать так: то, чего мы хотели, мы того добились. Школы приняли активное участие, в результате конкурс был больше чем 2 школы на одно место. 128 участников, из них 60 получили гранты. На мой взгляд, абсолютно правильно было сделано, что школы были разделены на сельские и городские, хотя по рейтингу многие сельские школы обошли городские, даже из тех, которые выиграли. Это говорит о том, что рейтинговалось не здание школы, не какое-то оснащение, а часть действительно инновационной работы, которая в этих школах есть. В ходе рассмотрения конкурсных заявок, встречались ли действительно инновационные проекты? Мы можем сказать сейчас, что у нас действительно есть очень интересные инновационные предложения в сфере образования, абсолютно новые. И, когда многие говорят о реформе, мы говорим о совершенствовании. И вот как раз на базе этих образовательных учреждений можно совершенствовать систему, можно смотреть, можно отрабатывать, можно видеть какие-то шаги, которые уже кем-то проделаны, на них можно учиться. И мы говорим, что вместе с инновационным проектом сегодня мы получили просто новую составляющую развития Нижегородской области. У нас есть институт развития образования и мы фактически получили второй институт. Это первый фактор. Второй фактор – экономический: наши школы получили сегодня по миллиону рублей, а те школы, которые пока еще не выиграли – на следующий год они могут участвовать, и я думаю, что у них все еще впереди. Решением губернатора было принято постановление, по которому эти школы получат по 100 000 рублей. Кроме этого, для того, чтобы поощрить школы, которые участвовали в конкурсе, им будут выделяться классы физики и химии по Федеральной программе. То есть, ни один участник ни по школам, ни по педагогам не останется без награждения. Они были первыми, им было труднее и сложнее, а то, что они решились – это хорошо. Как и кто оценивал учителей в конкурсе на звание «Лучшего учителя»? Там оценивалось все: и уровень подготовки, и всего остального – это было прописано федеральным положением. У нас была создана собственная комиссия, но оценивали не мы, не чиновники. Оценивали несколько общественных групп: туда входила группа журналистов, группа родителей, группа промышленников-предпринимателей и группа профсоюзов. А кто принимал решение – участвовать учителю в конкурсе или нет? Учителей на этот конкурс выдвигали общественные школьные организации, какие у кого есть. Насколько возможно, все субъективные составляющие, которые могли повлиять на исход конкурса, были исключены. Ни Наумов лично, ни директор школы лично повлиять не может. Может только какое-то общество в целом. А что касается сложных отношений между некоторыми учителями и учениками…У меня у самого была в школе не совсем гладкая ситуация с математикой. Раньше я отзывался бы о нем, может, не очень хорошо: я не любил предмет и считал, что мне его плохо преподают. Но он меня заставлял математику учить, и заставил, и добился. И когда мне она понадобилась – когда мне нужно было экономический закончить – я своего учителя вспомнил. Хотя мне математика никогда не давалась. У меня была «четверка». А сейчас – огромная ему благодарность за все! И то же самое с иностранным языком. Когда заставляют слова учить – зачем они мне нужны? Особенно тогда, когда язык совсем был не нужен. Если сейчас еще понятно: зачем учить иностранный язык – поехать куда-нибудь можно, а тогда вообще никто никуда не мог выехать! Зачем это нужно. А потом понадобилось – выучил, и английский, и немецкий. Как в Нижегородской области идет процесс компьютеризации школ? Он у нас осуществляется 4 года подряд. Мы имели собственную программу еще до программы, которая появилась в национальном проекте. Мы приняли решение больше закупать компьютеров. Федеральное правительство нам давало половину суммы и половину должна была дать область. Мы увеличили свою составляющую за счет районов, то есть мы делали так: 25% давал район, 25% область и 50% федеральный бюджет. За счет этого мы сегодня имеем приличную составляющую по компьютерам на ребенка. У нас получается в сельской местности 17 человек на 1 компьютер, а в городской местности – 35 на 1 компьютер, хотя по России средняя составляющая где-то 55-75 человек на 1 компьютер. То есть можно говорить о полной компьютеризации школ? Если мы говорим об оснащении классов, где занимаются изучением компьютеров, информатикой, то мы, в принципе, эту проблему решили. Но перед нами стоит другая задача, более важная, более ответственная: обеспечить каждый класс компьютером, то есть каждого педагога. Каждый педагог-предметник должен начать преподавать через компьютер, а для этого, кроме хорошего компьютера, нужна еще мультимедийная установка в каждом классе, чтобы можно было использовать все те новые средства, которые есть. Тогда можно будет тратиться меньше на различные пособия – можно будет брать многие вещи из Интернета. Неужели во всех школах есть Интернет? Одна из задач национального проекта «Образование» - интернетизация школ. Интернетизация пойдет в 2007-2008 годах, и мы к этому моменту должны успеть скорректировать все свои действия. У нас для этого все есть. Мы единственные в России, где работают 2 центра для переподготовки педагогов: один на базе РАН, другой – на базе государственного Университета. И на сегодня мы заложили 25 миллионов рублей на приобретение за счет области компьютеров. Поэтому эта программа, думаю, у нас будет реализована очень хорошо. Одна из целей национального проекта «Образование» - ликвидация разрыва между сельской и городской школами. Какова ситуация в Нижегородской области? В этой составляющей есть два фактора очень важных. Первое: при ликвидации этого разрыва нужно не потерять маленькую школу в селе, потому что, если гибнет школа – гибнет село, и это правда. Ну а за этим встает второй вопрос: вопрос качества. Как возможно в такой маленькой школе, где 3 человека в 7-м классе и 4 в 6-м, получить качественное образование. Позиция наша следующая: мы делим сельскую школу на две части. Во-первых, мы сохраняем те малокомплектные сельские школы, которые ведут начальную подготовку, то есть начальные школы – в тех селах, где они есть, создавая школьные комплексы: соединяя их с детскими садами, для того, чтобы родителям этих маленьких детей не возить. Потом вместе с этими школами-комплексами мы создаем базовые школы. Мы участвуем в эксперименте по профильному образованию, но мы его тоже понимаем чуть по-своему: мы не сокращаем школы, а наоборот. Мы создаем мобильную систему школ-комплексов, когда экономика начинает работать лучше, когда энергетику в одном здании легче эксплуатировать, и это дает возможность сохранить школы. Как сделать так, чтобы сельский ученик был конкурентоспособен городскому? У нас есть Центр одаренных детей (ЦОД) в Нижнем Новгороде, но он один. Появляются и другие подобные центры. Например, в Семенове есть гимназия, которая работает уже почти 10 лет. 70% поступающих в ВУЗы сельских учеников – из этой вот Семеновской гимназии. Ставится задача в каждом районе создать такой Центр одаренных детей. И тогда уровень подготовки выведет их впоследствии на ВУЗы, сделает то же самое, что делает город. И этот процесс уже идет: в некоторых районах ЦОДы создаются на базе профильных классов. Это не всегда называется «ЦОД». Мы будем называть их «центрами», когда они полностью выйдут на профильную подготовку. Главное – это подготовка конкурентоспособных учеников. Если они добьются этого результата без именования «центрами» - нам все равно, как это будет называться. Главное, чтобы был результат. Результат сегодня есть.

Министр образования Сергей Наумов

Posted on сентября 11, 2006 in Без рубрики) by | 0 Comments »

Каковы итоги первого конкурса среди школ в Нижегородской области?
 
Можно сказать так: то, чего мы хотели, мы того добились. Школы приняли активное участие, в результате конкурс был больше чем 2 школы на одно место. 128 участников, из них 60 получили гранты. На мой взгляд, абсолютно правильно было сделано, что школы были разделены на сельские и городские, хотя по рейтингу многие сельские школы обошли городские, даже из тех, которые выиграли. Это говорит о том, что рейтинговалось не здание школы, не какое-то оснащение, а часть действительно инновационной работы, которая в этих школах есть.
В ходе рассмотрения конкурсных заявок, встречались ли действительно инновационные проекты?
 
Мы можем сказать сейчас, что у нас действительно есть очень интересные инновационные предложения в сфере образования, абсолютно новые. И, когда многие говорят о реформе, мы говорим о совершенствовании. И вот как раз на базе этих образовательных учреждений можно совершенствовать систему, можно смотреть, можно отрабатывать, можно видеть какие-то шаги, которые уже кем-то проделаны, на них можно учиться. И мы говорим, что вместе с инновационным проектом сегодня мы получили просто новую составляющую развития Нижегородской области. У нас есть институт развития образования и мы фактически получили второй институт. Это первый фактор.
 
Второй фактор – экономический: наши школы получили сегодня по миллиону рублей, а те школы, которые пока еще не выиграли – на следующий год они могут участвовать, и я думаю, что у них все еще впереди. Решением губернатора было принято постановление, по которому эти школы получат по 100 000 рублей. Кроме этого, для того, чтобы поощрить школы, которые участвовали в конкурсе, им будут выделяться классы физики и химии по Федеральной программе. То есть, ни один участник ни по школам, ни по педагогам не останется без награждения. Они были первыми, им было труднее и сложнее, а то, что они решились – это хорошо.
 
Как и кто оценивал учителей в конкурсе на звание «Лучшего учителя»?
 
Там оценивалось все: и уровень подготовки, и всего остального – это было прописано федеральным положением. У нас была создана собственная комиссия, но оценивали не мы, не чиновники. Оценивали несколько общественных групп: туда входила группа журналистов, группа родителей, группа промышленников-предпринимателей и группа профсоюзов.
 
А кто принимал решение – участвовать учителю в конкурсе или нет?
 
Учителей на этот конкурс выдвигали общественные школьные организации, какие у кого есть. Насколько возможно, все субъективные составляющие, которые могли повлиять на исход конкурса, были исключены. Ни Наумов лично, ни директор школы лично повлиять не может. Может только какое-то общество в целом.
 
А что касается сложных отношений между некоторыми учителями и учениками…У меня у самого была в школе не совсем гладкая ситуация с математикой. Раньше я отзывался бы о нем, может, не очень хорошо: я не любил предмет и считал, что мне его плохо преподают. Но он меня заставлял математику учить, и заставил, и добился. И когда мне она понадобилась – когда мне нужно было экономический закончить – я своего учителя вспомнил. Хотя мне математика никогда не давалась. У меня была «четверка». А сейчас – огромная ему благодарность за все!
 
И то же самое с иностранным языком. Когда заставляют слова учить – зачем они мне нужны? Особенно тогда, когда язык совсем был не нужен. Если сейчас еще понятно: зачем учить иностранный язык – поехать куда-нибудь можно, а тогда вообще никто никуда не мог выехать! Зачем это нужно. А потом понадобилось – выучил, и английский, и немецкий.
 
Как в Нижегородской области идет процесс компьютеризации школ?
 
Он у нас осуществляется 4 года подряд. Мы имели собственную программу еще до программы, которая появилась в национальном проекте. Мы приняли решение больше закупать компьютеров. Федеральное правительство нам давало половину суммы и половину должна была дать область. Мы увеличили свою составляющую за счет районов, то есть мы делали так: 25% давал район, 25% область и 50% федеральный бюджет. За счет этого мы сегодня имеем приличную составляющую по компьютерам на ребенка. У нас получается в сельской местности 17 человек на 1 компьютер, а в городской местности – 35 на 1 компьютер, хотя по России средняя составляющая где-то 55-75 человек на 1 компьютер.
 
То есть можно говорить о полной компьютеризации школ?
 
Если мы говорим об оснащении классов, где занимаются изучением компьютеров, информатикой, то мы, в принципе, эту проблему решили. Но перед нами стоит другая задача, более важная, более ответственная: обеспечить каждый класс компьютером, то есть каждого педагога. Каждый педагог-предметник должен начать преподавать через компьютер, а для этого, кроме хорошего компьютера, нужна еще мультимедийная установка в каждом классе, чтобы можно было использовать все те новые средства, которые есть. Тогда можно будет тратиться меньше на различные пособия – можно будет брать многие вещи из Интернета.
 
Неужели во всех школах есть Интернет?
 
Одна из задач национального проекта «Образование» - интернетизация школ. Интернетизация пойдет в 2007-2008 годах, и мы к этому моменту должны успеть скорректировать все свои действия. У нас для этого все есть. Мы единственные в России, где работают 2 центра для переподготовки педагогов: один на базе РАН, другой – на базе государственного Университета. И на сегодня мы заложили 25 миллионов рублей на приобретение за счет области компьютеров. Поэтому эта программа, думаю, у нас будет реализована очень хорошо.
 
Одна из целей национального проекта «Образование» - ликвидация разрыва между сельской и городской школами. Какова ситуация в Нижегородской области?
 
В этой составляющей есть два фактора очень важных. Первое: при ликвидации этого разрыва нужно не потерять маленькую школу в селе, потому что, если гибнет школа – гибнет село, и это правда. Ну а за этим встает второй вопрос: вопрос качества. Как возможно в такой маленькой школе, где 3 человека в 7-м классе и 4 в 6-м, получить качественное образование. Позиция наша следующая: мы делим сельскую школу на две части.
 
Во-первых, мы сохраняем те малокомплектные сельские школы, которые ведут начальную подготовку, то есть начальные школы – в тех селах, где они есть, создавая школьные комплексы: соединяя их с детскими садами, для того, чтобы родителям этих маленьких детей не возить. Потом вместе с этими школами-комплексами мы создаем базовые школы. Мы участвуем в эксперименте по профильному образованию, но мы его тоже понимаем чуть по-своему: мы не сокращаем школы, а наоборот. Мы создаем мобильную систему школ-комплексов, когда экономика начинает работать лучше, когда энергетику в одном здании легче эксплуатировать, и это дает возможность сохранить школы.
 
Как сделать так, чтобы сельский ученик был конкурентоспособен городскому?
 
 У нас есть Центр одаренных детей (ЦОД) в Нижнем Новгороде, но он один. Появляются и другие подобные центры. Например, в Семенове есть гимназия, которая работает уже почти 10 лет. 70% поступающих в ВУЗы сельских учеников – из этой вот Семеновской гимназии. Ставится задача в каждом районе создать такой Центр одаренных детей. И тогда уровень подготовки выведет их впоследствии на ВУЗы, сделает то же самое, что делает город.  И этот процесс уже идет: в некоторых районах ЦОДы создаются на базе профильных классов. Это не всегда называется «ЦОД». Мы будем называть их «центрами», когда они полностью выйдут на профильную подготовку. Главное – это подготовка конкурентоспособных учеников. Если они добьются этого результата без именования «центрами» - нам все равно, как это будет называться. Главное, чтобы был результат. Результат сегодня есть.
 
"