к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 46 6 33 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
12:04 Четверг, 9 Апреля 2009

Шанцев впереди, Иркутск, не отставай!

Шанцев впереди, Иркутск, не отставай!

Posted on сентября 12, 2006 in Без рубрики) by | 0 Comments »

Следует признать, что этот поэтический образ содержит в себе сермяжную правду, которая, если перевести ее на официальный язык, звучит так: «В России многие политические, экономические и социальные механизмы, идеально работающие в других странах, не работают вообще, работают плохо или приводят к непредсказуемым результатам».
 
Этим тезисом руководствовались многие руководители России – от древних царей до современных президентов. Этим же тезисом руководствовался и Владимир Путин, когда два года назад объявил об отмене прямых выборов губернаторов и назначении глав регионов из Москвы.
 
Споров вокруг этого постановления было немало. Многие расценили новый порядок избрания губернаторов как атаку Кремля на сами основы демократии и возврат к тоталитаризму. Сторонники этого постановления утверждали, что выборы губернаторов в России давно уже перестали носить демократичный характер и стали элементом естественных для этой страны процессов анархии и экономической дестабилизации.
 
Сегодня, наконец-то можно говорить об этом предметно. Вот уже год, как во многих регионах России работают назначенные Президентом губернаторы. Год – срок не маленький. Конечно, за это время никто не способен кардинально изменить экономическую ситуацию в масштабах отдельного региона и превратить свою область в цветущий сад, но первые результаты уже должны быть.
 
По первому году работы нового губернатора уже можно уверенностью сказать, куда идет регион – мчится вперед к экономическому благоденствию, топчется на месте или скатывается назад, к хаосу и нищете. И у нас есть возможность посмотреть на примере регионов, расположенных в разных концах нашей необъятной, «не измеряемой общим аршином» России, что полезного сделали их руководители, принадлежащие новой плеяде «президентских назначенцев», за прошедший год и много ли пользы принесли они своим областям и всей стране в целом.
 
Для примера возьмем наугад какой-нибудь регион на западе, в центральной части и в Сибири.
 
За примером западного региона далеко ходить не надо. В сентябре 2005 года Владимир Путин внес на рассмотрение Калининградской областной Думы кандидатуру Георгия Бооса для наделения его полномочиями губернатора области. Кандидатура была утверждена почти единогласно.
 
В центре России, пожалуй, самым неожиданным назначением 2005 года стало назначение вице-мэра Москвы Валерия Шанцева губернатором Нижегородской области.
 
В Сибири тоже уже появился новый вид «президентских губернаторов». Год назад, в августе 2005 года на пост губернатора Иркутской области был назначен Александр Тишанин.
 
Итак, давайте посмотрим, что сделали эти президентские «назначенцы» за отчетный период.
 
Общие проблемы регионов
 
На первый взгляд кажется, что все три региона не имеют между собой ничего общего, кроме назначенных извне губернаторов. Действительно, Калининград – это анклав на западе страны с явно туристической направленностью в экономике. Нижегородская область представляет собой промышленную зону, большей частью ориентированной в недалеком прошлом на военное производство. Иркутская область является уникальной природной кладовой России – здесь собран почти весь спектр полезных ископаемых от золота до нефти и газа плюс уникальный Байкал плюс бескрайняя тайга с ее бесценной древесиной.
 
Следует признать, что все три региона перед назначением в них новых губернаторов нельзя было отнести к разряду успешных.
 
Калининград из-за своей географической изоляции испытал в большей мере всю глубину разрушения хозяйственных связей после разрушения Советского Союза. Эта географическая оторванность, возникновение границ и прочие сопутствующие появлению анклава обстоятельства обеспечили более глубокий спад в экономике и социальной сфере региона. Миллиардный дефицит бюджета области, сильнейшая зависимость экономики региона от предоставленных льгот, безработица, нищета, отсутствие инвестиций – вот неполный набор, доставшийся Георгию Боосу в наследство.
 
Нижегородская область, ориентированная при Советской власти на военное производство, несмотря на яркие демократические реформы в начале 90-х годов, к началу 21 века превратилась в захолустный депрессивный регион. Дефицит областного бюджета, агония промышленности в отсутствие государственных заказов, паралич сельского хозяйства, нищета, безработица – именно такие нижегородские проблемы свалились на Валерия Шанцева после его назначения.
 
В Иркутской области ситуация складывалась не столь печально, но свои проблемы тоже были. Встала гидролизная промышленность, одна из ведущих отраслей в экономике Прибайкалья, наблюдался паралич в лесопромышленном комплексе. Были и достаточно странные проблемы – при наличии собственных газовых месторождений Иркутская область… не была газифицирована! Так что Александру Тишанину было, чем заняться после своего назначения.
 
Теперь проследим основные шаги назначенных Президентом губернаторов на их новых местах работы.
 
Георгий Боос начал свою работу на посту губернатора с тщательной разработки концепции долгосрочной, рассчитанной на 25 лет, стратегии социально-экономического развития Калининградской области. Основной упор в программе логично сделан на развитии туризма. Цели намечены, сроки обозначены, и сегодня вся Калининградская область работает на реализацию этих целей.
 
Нижегородский губернатор Валерий Шанцев тоже зря времени не терял и после своего назначения в кратчайшие сроки представил программу социально-экономического развития Нижегородской области до 2020 года. В Программе четко расставлены все приоритеты и обозначены задачи. Перед каждым структурным подразделением областным правительством была поставлена задача по стабилизации положения в своей отрасли, по безусловному исполнению доходов бюджета и обеспечению расходных обязательств.
В Иркутской области Программы пока нет. Возможно, причина задержки создания Программы связана с тем, что в апреле в Иркутской области прошел референдум по поводу объединения региона с Усть-Ордынским автономным округом. Во-первых, подготовка к референдуму отняла много сил у губернатора Александра Тишанина, а, во-вторых, при создании Программы развития теперь придется учитывать и новый округ, который войдет в состав Иркутской области в 2008 году. С другой стороны, референдум давно прошел, на дворе уже осень, и не понятно, как Иркутская областная администрация планирует работать без каких-либо намеченных планов и грамотной стратегии.
 
Промышленность
 
То, что долгосрочная стратегия и программа социально-экономического развития нужна каждой области – очевидный факт. Четкое планирование и достаточно жесткое следование установленному графику в Калининградской и Нижегородской областях почти сразу принесло свои плоды.
 
В Калининграде областные показатели по динамике промышленного производства в 2006 году стали значительно выше средне-российских (в 1,2-1,5 раза). Динамичное развитие промышленности характеризуется не только ростом в 1,43 раза добычи полезных ископаемых (нефть, газ), но и увеличением выпуска обрабатывающих производств почти в 1,3 раза.
 
В Нижнем Новгороде по итогам 2005 года был впервые за 4 года выполнен областной бюджет. К началу 2006 года Нижегородская область сравнялась с Россией по темпам роста промышленного производства, и был обеспечен рост реальных располагаемых доходов населения  на 9% против 8,8% в РФ.
 
В Иркутской области пока никаких подвижек в промышленности не наблюдается. Гидролизная промышленность весной вошла в пик своего кризиса, на заводах начались забастовки и голодовки, которые продолжаются до сих пор. Лесопромышленный комплекс Прибайкалья также по-прежнему находится на обочине экономики. Нет никаких показателей роста и в других отраслях иркутской промышленности. Очевидно, что этот печальный факт объясняется отсутствием грамотной стратегической программы развития региона и, как следствие, отсутствием позитивной работы областной администрации в этом направлении.
 
Инвестиции
 
И калининградский, и нижегородский губернаторы с первых дней своего пребывания на постах руководителей регионов обратили свое внимание на выстраивание инвестиционной политики. В течение года эти усилия принесли свои плоды.
 
Калининград сегодня переживает бум спроса со стороны, стремительно расширяющегося, российского девелоперского бизнеса. Сегодня на территории области реализуются крупные инвестиционные проекты с участием, в том числе и иностранного капитала.
 
 В Нижегородской области, по мнению экспертов, инвестиционная политика, благодаря действиям, предпринимаемым региональной властью, приближается к "европейским стандартам".
 
Александр Тишанин пока всерьез инвестиционными проектами не занимался. Возможно, областная администрация Прибайкалья рассчитывает, что шум вокруг референдума по поводу объединения Иркутской области и УОБАО, а также новая и пока не очень понятная до конца идея губернатора объединить в единое целое три иркутских города – сам Иркутск, Ангарск и Шелехов – привлекут внимание инвесторов. Однако большинство экспертов склоняется к мысли, что одного шума мало. Нужны конкретные действия областных властей по привлечению инвестиций в Иркутск, без которых регион уже буквально умирает. При этом Иркутская область является подлинной сокровищницей природных ресурсов – леса, нефти, золота, алюминия. По идее, инвесторы должны «кружиться над таким регионом стаями». Но уже не кружат, так как дальше слов о необходимости совместной деятельности, ничего не сдвинулось.
 
Строительство
 
При Георгии Боосе в Калининграде развернулось активное строительство жилья. С начала года уже сдано в эксплуатацию 200 тысяч квадратных метров жилья. Это почти в полтора раза больше, чем в прошлом году.
 
В Нижнем Новгороде, помимо жилья, власти огромное внимание уделяют и завершению строительства, так называемых, долгостроев. В 2006 году в столице Поволжья был построен новый планетарий, реконструирован центр города, наметились реальные сроки завершения строительства нижегородского цирка.
 
В Иркутске активного строительства жилья пока не замечено. Даже в рамках национального проекта «Доступное жилье». Видимо, сказывается отсутствие инвестиций. Александр Тишанин пока не считает нужным обращать особое внимание на этот национальный проект и на строительство в целом. И это, несмотря на то, что в апреле сам президент России крайне негативно отозвался о внешнем облике Иркутска и темпах строительства в области.
 
Сельское хозяйство
 
Сельскохозяйственная политика калининградского губернатора в рамках нацпроекта «Развитие АПК» строится на разработке министерства сельского хозяйства и рыболовства  по основным направлениям развития агропромышленного комплекса Калининградской  области на 2007-2016 годы.  Сегодня в анклавной области России уже отмечено повышение доли используемых по назначению сельскохозяйственных земель, рост валовых объемов производства  продукции, рост средней заработной платы в сельском хозяйстве.
 
В Нижегородской области Валерий Шанцев огромное внимание уделяет подъему животноводства и модернизации сельскохозяйственных предприятий. В план модернизации агропромышленного комплекса региона включено строительство и реконструкция 10 ферм крупного рогатого скота на 7,7 тыс. скотомест и комплекса свиноводства на 40 тыс. голов.
 
Прибайкалье опять в этом списке находится в самом конце. В Иркутской области до сих пор не решены проблемы с перечислением субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение процентной ставки по полученным в рамках национального проекта кредитам. Тормозится лизинг высокопродуктивного племенного скота, техники и оборудования для животноводства. Гордость Иркутского края – животноводство – сегодня находится в страшном кризисе. Мясо и молоко иркутяне вынуждены покупать у соседей.
 
Выводы
 
В целом, можно уже подводить предварительные итоги. За прошедший год Калининградская и Нижегородская области под руководством своих губернаторов резко вырвались вперед по экономическим показателям. В этих регионах активно идет строительство, привлекаются инвестиции, развивается промышленность и АПК, реализуются национальные проекты. В Иркутской области пока таких сдвигов нет. Там был проведен референдум и озвучена идея по объединению трех городов области. В остальное время губернатор Александр Тишанин предпочитал заниматься войной с мэром, местными партиями и законодательным собранием области.
 
Таким образом, мы видим, что из трех «назначенных губернаторов» двое вполне справились с поставленными задачами и, тем самым, подтвердили правильность принятого Президентом РФ решения об отмене прямых выборов губернаторов.
 
Конечно, подобная выборка глав регионов не является репрезентативной. Для полноценного анализа необходимо рассмотреть деятельность всех назначенных в прошлом году глав регионов. Вполне вероятно, что все остальные, не рассмотренные здесь губернаторы, предпочитали, как и иркутский губернатор Александр Тишанин, отложить решение региональных проблем «на потом», а пока заняться чем-нибудь более интересным, вроде территориальных объединений или войны с региональной элитой.
 
В этом случае Боос и Шанцев выглядят исключением из правил. Хотя возможно, что и наоборот, все губернаторы по примеру глав Калининградской и Нижегородской областей работают, не покладая рук, создают программы по выходу из экономического кризиса и медленно, но верно выводят из этого кризиса свои регионы. Тогда, возможно, что именно Александр Тишанин является исключением из правил. Вероятно, иркутскому губернатору надо просто чуть больше времени для раскачки, для расстановки приоритетов в своей работе.
 
В любом случае уже можно говорить о том, что новая система, подразумевающая назначение губернаторов сверху и исключающая их прямые выборы, работает. И Боос, и Шанцев – яркое подтверждение этому факту. Иркутск, не отставай!
 
Василий Разоренов