Posted 9 апреля 2009,, 06:04

Published 9 апреля 2009,, 06:04

Modified 12 ноября 2022,, 14:22

Updated 12 ноября 2022,, 14:22

Иосиф Райхельгауз

9 апреля 2009, 06:04
Иосиф Райхельгауз Posted on сентября 22, 2006 in Без рубрики) by | 0 Comments » Секретами успеха и своими размышлениями о месте современной пьесы в искусстве делится художественный руководитель Московского театра «Школа современной пьесы», Народный артист РФ, Профессор РАТИ (ГИТИС) Иосиф Райхельгауз. -Мы избалованы гастролями. Последние – фестиваль в Лозанне, а перед этим большие гастроли в Париже и Америке, т.е. мы достаточно серьезно гастролируем. Но для нас гастроли в Нижнем Новгороде очень серьезные и очень ответственные, профессионально высокие. Мы понимаем, что здесь никого не удивишь, выходом живой Алферовой на сцену, а нужно удивлять искусством, что мы и постараемся сделать Вы увидите наш театр во всем его разнообразии. В Нижнем Новгороде мы играем не в первый раз. Несколько лет назад – в Театре драмы и вот теперь - на сцене замечательного театра «Комедiя». Я еще весной посмотрел эту площадку, поскольку спектакли нашего театра созданы именно для сцены «Школы современной пьесы», особенно, спектакль «Город», который мы будем обязательно играть здесь. Он у нас идет на специальной сцене со специальным расположением зрительно зала. Мы постараемся, чтобы здесь, в Нижнем Новгороде, художественные потери были минимальными. Естественно, мы понимаем, что приехали в апломб театрального искусства не для красного словца, а по делу. Мы приехали в одну из театральных столиц России, и это бесконечно можно подтверждать. Что связывает «Школу современной пьесы» с нашим городом? - Мне посчастливилось в юности закончить ГИТИС и работать в «Современнике» и еще застать играющего в спектаклях Евгения Александровича Евстигнеева. Он, кстати, очень помог нам открыть театр «Школы современной пьесы» и выступил на самом первом нашем концерте, когда мы думали, что театру не отдадут здание. Мы очень связаны с Нижегородским театральным училищем. Я был председателем экзаменационной комиссии и скажу, при том, что я сам преподаю и вижу выпускников самых разных театральных учебных заведений России, - это уникальное театральное училище Нижнего Новгорода. Здесь замечательно готовят артистов и потом большинство из них, к сожалению, для Нижнего Новгорода, остается в Москве. Говорят, за рубежом театр ценят гораздо выше, а российский зритель относится к этому искусству довольно посредственно? Что Вы думаете по этому поводу? - Об интересе зрителя к театру скажу вот что… Вы знаете, другие страны, в том числе европейские, давно уже в своих театральных пристрастиях устоялись: у них есть такая группа зрителей, которая ориентированно интересуется театром и смотрит пьесы круглосуточно, поэтому в Европе во многих городах проводятся огромные бесконечные фестивали. На несколько дней целый город может превратиться в один большой театр со множеством сцен, и кажется, что все заинтересованы театром, но это не так. Просто театр занял свое определенное место. Мне кажется, у нас театр до демократических реформ занимал гипертрофированное место, поскольку не было места для храма, для высокой литературы. После волны дикого капитализма и волны сериальности театр в России все-таки начинает находить свое достойное место. - Когда вы понимаете, что спектакль будет жить? У "Школы современной пьесы" бывают провалы, они есть. Все что проваливается, мы снимаем и уже не играем. Каждый год театр делает три новых премьеры. При всем уважении к нашей критике, которую мы слушаем и читаем, все-таки, прежде всего, прислушиваемся к зрителю. Когда мы видим, что билеты покупают - новый спектакль держим в репертуаре. Если зрители не хотят его смотреть, спектакль снимается, как бы он нам не нравился. В общем-то, наши провалы и успехи определяются зрительным залом. Например, я пригласил очень интересного режиссера, прекрасного драматурга, главного режиссера «Театра.DOC» Михаила Уварова. Он принес, как мне казалось, замечательно до невозможного странную пьесу «Люди древнейших профессий» молодого 17-летнего автора из Санкт-Петербурга. Миша собрал наших молодых артистов, которые, как мне кажется, ну просто замечательно играют. Я смотрел на спектакль и радовался. Мне казалось, что он выдающийся. Первый показ – ползала, второй – четверть, третий – люди поднимаются и уходят. Может быть, зрители не готовы, может быть, этот спектакль не мог идти в нашем театре, который все-таки, при том, что он «Школа современной пьесы» все-таки академичен, или зрители не увидели знакомых заслуженных лиц. Я, считая этот спектакль очень хорошим, вынужден был его снять. И наоборот, есть спектакли, которые поставил выдающийся кинорежиссер, которого я специально пригласил (не буду называть фамилии), чтобы он впервые попробовал себя в театре. К этому спектаклю я отношусь скептически. В нем все мне кажется самодеятельным, и по режиссуре, пусть меня простит коллега, и по всему. Зритель смотрит этот спектакль с огромным удовольствием, я его пока не снимаю – ничего не могу сделать. Мы учреждение культуры и искусства, государственный театр, но мы и производство, и должны выдавать продукцию, которая имеет спрос. Почему сейчас можно слышать жалобы от театральных режиссеров, что нет хорошей современной пьесы? - Это не так. Это вызвано нелюбознательностью моих коллег. Когда я слышу слова других режиссеров, что сегодня нет хорошей современной драматургии и надо в 16-тый раз поставить Чехова или в 26-той – Островского, я понимаю, что они либо не читают, либо не понимают, и это было во все времена. И во все времена самым сильным театром был театр именно современной пьесы. У Мольера был театр современной пьесы, он писал и отдавал «Комедии Франсез»; у Шекспира в «Глобусе» был театр современной пьесы; наш МХАТ, уж извините, был театром наисовременнейшей пьесы. Еще 17 лет назад, когда мы только начали делать театр «Школа современной пьесы» над нами все смеялись. Сегодня есть движение «Новая драма», есть огромный конкурс «Действующие лица». К счастью, мы это поняли за много лет. Я с уверенностью могу сказать, что огромное количество качественной драматургии появляется ежегодно. Когда мне в очередной раз режиссер рассказывает о необходимости поставить «Ромео и Джульетту» или «На дне», то это значит, что он в очередной раз покажет, как он занятно придумал начать правым боком, а не левым, как все. А вот самый первый раз, когда никто и никогда этого не ставил и не знает!.. Сегодня пришло другое время, другая драматургия, которой нужно соответствовать. И так было всегда. Что увидят нижегородские зрители? - За 3 дня в Нижнем Новгороде мы покажем три работы. К сожалению, не можем показать четвертую, но пока не можем показать спектакль «Пришел мужчина к женщине». У нас роиззошла трагическая ситуация с Альбертом Леонидовичем Филозовым, он сейчас лежит в госпитале, его избили. Тем не менее, мы очень надеемся, что он буквально через неделю оттуда выйдет и начнет возвращаться в дело. И если город по-прежнему заинтересован, то мы свой долг перед зрителями выполним и привезем сюда спектакль «Пришел мужчина к женщине» с участием Ирины Ивановны Алферовой и Альберта Филозова. Они играют эту пьесу уже много лет с большим успехом по всему миру. Спектакль будет приурочен к 70-летию Филозова. Мы покажем Вам спектакль «Город» - это пьеса Евгения Гришковца, которую он специально написал для нашего театра. "Школа современной пьесы" гордится открытием многих драматургов: Борис Акунин принес нам первую свою «Чайку», и мы ее поставили, и вот только что Людмила Улицкая написала совсем новую пьесу «Русское варенье». В споре с Большим академическим театром наш театр выиграл постановку этой вещи. Также было и с Гришквцом. Сначала он принес нам «Записки русского путешественника», а потом мы поставили «Город» (это одна из последних, к сожалению, декораций Давида Боровского). "Город" любимый спектакль нашего театра. Его очень успешно принимали, спектакль был представлен на престижнейшем фестивале европейском драматургии, и вот теперь, волнуясь мы привезли его в Нижний Новгород. Еще мы покажем одну из наших визитных карточек – это спектакль «Чайка», который многие могли видеть по телевизору. Это классика, которую наш театр сыграл сотни раз всему миру. Это одна из наших «Чаек», а именно «А чой-то ты во фраке?» и «Чайка. Настоящая оперетка» - финал нашего триптиха. В «Школе современной пьесы» идет 3 «Чайки»: Чехова, Акунина и «Чайка. Настоящая оперетка». Смысл этих трех спектаклей – актеры играют одну и ту же роль во всех постановках, персонажи кочуют из одной вещи в другую. За эту работу театр был включен в «Книгу Рекордов России». Музыку для классической оперетки написал Журбин, тексты – хорошо известный в Нижнем Новгороде театральный критик и поэт, председатель фестиваля «Веселая Коза» Вадим Жук.

Иосиф Райхельгауз

Posted on сентября 22, 2006 in Без рубрики) by | 0 Comments »

Секретами успеха и своими размышлениями о месте современной пьесы в искусстве делится художественный руководитель Московского театра «Школа современной пьесы», Народный артист РФ, Профессор РАТИ (ГИТИС) Иосиф Райхельгауз.
 
-Мы избалованы гастролями. Последние – фестиваль в Лозанне, а перед этим большие гастроли в Париже и Америке, т.е. мы достаточно серьезно гастролируем. Но для нас гастроли в Нижнем Новгороде очень серьезные и очень ответственные, профессионально высокие. Мы понимаем, что здесь никого не удивишь, выходом живой Алферовой на сцену, а нужно удивлять искусством, что мы и постараемся сделать Вы увидите наш театр во всем его разнообразии.
 
В Нижнем Новгороде мы играем не в первый раз. Несколько лет назад – в Театре драмы и вот теперь - на сцене замечательного театра «Комедiя». Я еще весной посмотрел эту площадку, поскольку спектакли нашего театра созданы именно для сцены «Школы современной пьесы», особенно, спектакль «Город», который мы будем обязательно играть здесь. Он у нас идет на специальной сцене со специальным расположением зрительно зала.
 
Мы постараемся, чтобы здесь, в Нижнем Новгороде, художественные потери были минимальными. Естественно, мы понимаем, что приехали в апломб театрального искусства не для красного словца, а по делу. Мы приехали в одну из театральных столиц России, и это бесконечно можно подтверждать.
 
Что связывает «Школу современной пьесы» с нашим городом?
 
- Мне посчастливилось в юности закончить ГИТИС и работать в «Современнике» и еще застать играющего в спектаклях Евгения Александровича Евстигнеева. Он, кстати, очень помог нам открыть театр «Школы современной пьесы» и выступил на самом первом нашем концерте, когда мы думали, что театру не отдадут здание.
 
Мы очень связаны с Нижегородским театральным училищем. Я был председателем экзаменационной комиссии и скажу, при том, что я сам преподаю и вижу выпускников самых разных театральных учебных заведений России, - это уникальное театральное училище Нижнего Новгорода. Здесь замечательно готовят артистов и потом большинство из них, к сожалению, для Нижнего Новгорода, остается в Москве.
 
Говорят, за рубежом театр ценят гораздо выше, а российский зритель относится к этому искусству довольно посредственно? Что Вы думаете по этому поводу?
 
- Об интересе зрителя к театру скажу вот что… Вы знаете, другие страны, в том числе европейские, давно уже в своих театральных пристрастиях устоялись: у них есть такая группа зрителей, которая ориентированно интересуется театром и смотрит пьесы круглосуточно, поэтому в Европе во многих городах проводятся огромные бесконечные фестивали. На несколько дней целый город может превратиться в один большой театр со множеством сцен, и кажется, что все заинтересованы театром, но это не так. Просто театр занял свое определенное место. Мне кажется, у нас театр до демократических реформ занимал гипертрофированное место, поскольку не было места для храма, для высокой литературы. После волны дикого капитализма и волны сериальности театр в России все-таки начинает находить свое достойное место.
 
- Когда вы понимаете, что спектакль будет жить?
 
У "Школы современной пьесы" бывают провалы, они есть. Все что проваливается, мы снимаем и уже не играем. Каждый год театр делает три новых премьеры. При всем уважении к нашей критике, которую мы слушаем и читаем, все-таки, прежде всего, прислушиваемся к зрителю. Когда мы видим, что билеты покупают - новый спектакль держим в репертуаре. Если зрители не хотят его смотреть, спектакль снимается, как бы он нам не нравился. В общем-то, наши провалы и успехи определяются зрительным залом.
 
Например, я пригласил очень интересного режиссера, прекрасного драматурга, главного режиссера «Театра.DOC» Михаила Уварова. Он принес, как мне казалось, замечательно до невозможного странную пьесу «Люди древнейших профессий» молодого 17-летнего автора из Санкт-Петербурга. Миша собрал наших молодых артистов, которые, как мне кажется, ну просто замечательно играют. Я смотрел на спектакль и радовался. Мне казалось, что он выдающийся. Первый показ – ползала, второй – четверть, третий – люди поднимаются и уходят. Может быть, зрители не готовы, может быть, этот спектакль не мог идти в нашем театре, который все-таки, при том, что он «Школа современной пьесы» все-таки академичен, или зрители не увидели знакомых заслуженных лиц. Я, считая этот спектакль очень хорошим, вынужден был его снять.
 
И наоборот, есть спектакли, которые поставил выдающийся кинорежиссер, которого я специально пригласил (не буду называть фамилии), чтобы он впервые попробовал себя в театре. К этому спектаклю я отношусь скептически. В нем все мне кажется самодеятельным, и по режиссуре, пусть меня простит коллега, и по всему. Зритель смотрит этот спектакль с огромным удовольствием, я его пока не снимаю – ничего не могу сделать.
 
Мы учреждение культуры и искусства, государственный театр, но мы и производство, и должны выдавать продукцию, которая имеет спрос.
 
Почему сейчас можно слышать жалобы от театральных режиссеров, что нет хорошей современной пьесы?
 
- Это не так. Это вызвано нелюбознательностью моих коллег. Когда я слышу слова других режиссеров, что сегодня нет хорошей современной драматургии и надо в 16-тый раз поставить Чехова или в 26-той – Островского, я понимаю, что они либо не читают, либо не понимают, и это было во все времена.
 
И во все времена самым сильным театром был театр именно современной пьесы. У Мольера был театр современной пьесы, он писал и отдавал «Комедии Франсез»; у Шекспира в «Глобусе» был театр современной пьесы; наш МХАТ, уж извините, был театром наисовременнейшей пьесы. Еще 17 лет назад, когда мы только начали делать театр «Школа современной пьесы» над нами все смеялись. Сегодня есть движение «Новая драма», есть огромный конкурс «Действующие лица». К счастью, мы это поняли за много лет. Я с уверенностью могу сказать, что огромное количество качественной драматургии появляется ежегодно. Когда мне в очередной раз режиссер рассказывает о необходимости поставить «Ромео и Джульетту» или «На дне», то это значит, что он в очередной раз покажет, как он занятно придумал начать правым боком, а не левым, как все.
А вот самый первый раз, когда никто и никогда этого не ставил и не знает!.. Сегодня пришло другое время, другая драматургия, которой нужно соответствовать. И так было всегда.
 
Что увидят нижегородские зрители?
 
- За 3 дня в Нижнем Новгороде мы покажем три работы. К сожалению, не можем показать четвертую, но пока не можем показать спектакль «Пришел мужчина к женщине». У нас роиззошла трагическая ситуация с Альбертом Леонидовичем Филозовым, он сейчас лежит в госпитале, его избили. Тем не менее, мы очень надеемся, что он буквально через неделю оттуда выйдет и начнет возвращаться в дело. И если город по-прежнему заинтересован, то мы свой долг перед зрителями выполним и привезем сюда спектакль «Пришел мужчина к женщине» с участием Ирины Ивановны Алферовой и Альберта Филозова. Они играют эту пьесу уже много лет с большим успехом по всему миру. Спектакль будет приурочен к 70-летию Филозова.
 
Мы покажем Вам спектакль «Город» - это пьеса Евгения Гришковца, которую он специально написал для нашего театра. "Школа современной пьесы" гордится открытием многих драматургов: Борис Акунин принес нам первую свою «Чайку», и мы ее поставили, и вот только что Людмила Улицкая написала совсем новую пьесу «Русское варенье». В споре с Большим академическим театром наш театр выиграл постановку этой вещи. Также было и с Гришквцом. Сначала он принес нам «Записки русского путешественника», а потом мы поставили «Город» (это одна из последних, к сожалению, декораций Давида Боровского). "Город" любимый спектакль нашего театра. Его очень успешно принимали, спектакль был представлен на престижнейшем фестивале европейском драматургии, и вот теперь, волнуясь мы привезли его в Нижний Новгород.
 
Еще мы покажем одну из наших визитных карточек – это спектакль «Чайка», который многие могли видеть по телевизору. Это классика, которую наш театр сыграл сотни раз всему миру. Это одна из наших «Чаек», а именно «А чой-то ты во фраке?» и «Чайка. Настоящая оперетка» - финал нашего триптиха. В «Школе современной пьесы» идет 3 «Чайки»: Чехова, Акунина и «Чайка. Настоящая оперетка». Смысл этих трех спектаклей – актеры играют одну и ту же роль во всех постановках, персонажи кочуют из одной вещи в другую. За эту работу театр был включен в «Книгу Рекордов России». Музыку для классической оперетки написал Журбин, тексты – хорошо известный в Нижнем Новгороде театральный критик и поэт, председатель фестиваля «Веселая Коза» Вадим Жук.
 
"