к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
11:07 Четверг, 10 Июля 2014

ОСАГО по-новому

Страховщики добились своего: Госдума РФ приняла в третьем чтении поправки к закону об обязательном страховании автогражданской ответственности. Законодатели и регулятор страхового рынка — Банк России — надеются, что новые правила позволят разрядить ситуацию, сложившуюся на этом рынке: желающие получить полис ОСАГО на данный момент сталкиваются с большими трудностями. Эксперты расходятся во мнениях, удастся ли им это.

Самое главное изменение на рынке — это увеличение предельного размера возмещения вреда. Так, лимит выплат по ущербу имуществу с 1 октября 2014 года составит 400 тыс. руб. (сейчас — 120 тыс.), а максимальный размер возмещения ущерба жизни и здоровью с 1 апреля 2015 года составит 500 тыс. руб. (сейчас — 160 тыс.). Это, считают в нижегородском филиале «БКС-Премьер», хорошо для физических лиц, так как сейчас для более-менее приличного покрытия приходится покупать расширенное ОСАГО. После вступления в силу новых правил у клиентов станет меньше проблем при столкновении с дорогими машинами, которых на дорогах становится все больше.

Также хорошо для потребителя, что показатель предельного износа автомобиля будет снижен до 50% (сейчас — 80%). Сегодня страховщик может оплатить только 20% стоимости, если решит, что автомобиль старый, но после принятия закона он в любом случае должен будет компенсировать не менее половины цены транспортного средства.

Как указано в финансово-экономическом обосновании принятого законопроекта, повышение лимитов выплат потребует «адекватного увеличения тарифов»: по имуществу — на 17–22%, по жизни и здоровью — на 25,2%. Эти цифры разнятся с данными, которые приводят иные заинтересованные стороны. Так, ранее Банк России говорил о необходимости увеличения стоимости ОСАГО на 18–24%. Российский союз автостраховщиков считал, что стоимость полисов нужно вообще увеличить на 40%. Насколько именно возрастут в итоге страховые премии, пока неизвестно — ЦБ только предстоит разработать тарифы. При этом он будет устанавливать не фиксированную цену полиса, а коридор ее колебания — то есть минимальное и максимальное значение.

Как считает аналитик «Финам» Антон Сороко, в первое время после повышения стоимости полиса проблемы с доступностью ОСАГО решатся, но со временем они снова могут появиться: жесткие тарифы не обладают необходимой гибкостью на фоне по-прежнему высокой инфляции в стране.

Это законодатели тоже учли. Ситуация с неменяющимися ставками и коэффициентами больше повторяться не будет. Как регулятор Банк России имеет право пересматривать их: в 2015 году он сможет сделать это два раза, с 2016 года — раз в год. То есть тарифы будут повышаться и дальше.

Единственное, что может немного успокоить автолюбителей, — пока ЦБ довольно разумно подходит к оценке рынка. В частности, названная им величина необходимого повышения тарифов заметно меньше, чем 40%, озвученные РСА. И это понятно. Дело в том, что убыточность ОСАГО не означает убыточности страхового бизнеса вообще. Так, говорит Антон Сороко, страховщики стараются продавать к ОСАГО как можно больше дополнительных продуктов — обычно все они имеют очень высокую маржинальность, так что повышение доли проданных ОСАГО с, например, страхованием жизни или расширением ответственности при прочих равных условиях может привести к существенному повышению рентабельности СК по данному виду деятельности.

Генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий Раннев также отмечает, что по итогам прошлого года разница между сборами и выплатами по полисам ОСАГО составила 10 млрд руб. (по данным ЦБ РФ за 2013 год, в Нижегородской области на выплаты уходит 64% от сборов. — Прим. ред.). Учитывая расходы на агентские сети, отчисления и другие расходы, прибыль от этого вида страхования действительно является довольно низкой, хотя, конечно, об убыточности говорить сложно. Сейчас страховщики зарабатывают в основном на кросс-продажах и дополнительных продуктах, таких как дополнительное покрытие. В общем, проблемы у СК не такие большие, какими они пытаются представить их широкой общественности.

Таким образом, сейчас довольно трудно сказать, устроят ли автостраховщиков новые условия и дальнейшая политика регулятора. То есть чисто теоретически СК и после повышения тарифов могут быть не заинтересованы в выдаче полисов и продолжать отказывать клиентам под всевозможными предлогами. Но такую возможность законодатели также предусмотрели. В новых правилах есть моменты, которые могут не понравиться страховщикам. Это и обязательства выплачивать неустойку за нарушение сроков выплат, и штрафы за необоснованные отказы в размере 50 тыс. рублей.

Будет ли эта мера эффективна, зависит только от самих автолюбителей. Так, отмечал на одной из пресс-конференций начальник управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжском федеральном округе Олег Чупалов, способ заставить автостраховщика выдать полис есть и сейчас, но им редко кто пользуется.

«Для того чтобы потом можно было официально пожаловаться на отказ в выдаче полиса, нужно написать официальное заявление о заключении договора ОСАГО. На это нужно, конечно, потратить какое-то время, чего многие делать не желают. Когда я писал такое заявление (у меня на это ушел где-то час), в тот же офис пришли человек пять, которым сотрудники страховой компании, совершенно не стесняясь меня (хотя знали, кто я и чем занимаюсь), вежливо отказали в выдаче полисов. Я каждого из них поймал за руку, представился, объяснил, что нужно делать, — никто из них заявление писать не стал. Кивнули, сказали «ага» — и ушли. Именно потому, что большинство так и поступают, страховщики так и ведут себя — без документальных свидетельств отказов все жалобы на них бессмысленны, что позволяет им и дальше не выдавать полисы», — говорит представитель Банка России.

При этом он отмечает, что со штрафами, скорее всего, будет та же ситуация. «Если оформлять все должным образом будет один из сотни, как сейчас, то тогда СК будет легче заплатить штраф и работать по-старому. А вот если каждый второй — тогда ситуация с выдачей полисов может измениться», — говорит Олег Чупалов.

Также он напомнил, что получить полис ОСАГО можно и сейчас, пока новые правила не вступили в силу, несмотря на активное сопротивление страховщиков. Специально для автовладельцев Банк России разработал памятку, как нужно действовать в таких случаях. Она вывешена на сайте ЦБ РФ.

Александра Елина