Posted 10 июля 2014,, 06:07

Published 10 июля 2014,, 06:07

Modified 12 ноября 2022,, 14:35

Updated 12 ноября 2022,, 14:35

Каннские львы и золотые тельцы Валерия Шанцева

10 июля 2014, 06:07
После выдвижения партиями кандидатур на выборы губернатора в области начался агитационный период. Несмотря на то что исход выборов был предрешен актом президентской хиротонии, избирательная кампания содержит ряд вызовов, встающих перед будущим победителем. Валерию Шанцеву надо быть готовым ответить на них. Евгений Семенов, политолог

После выдвижения партиями кандидатур на выборы губернатора в области начался агитационный период. Несмотря на то что исход выборов был предрешен актом президентской хиротонии, избирательная кампания содержит ряд вызовов, встающих перед будущим победителем. Валерию Шанцеву надо быть готовым ответить на них.

Судя по тому, как вяло и, скажем откровенно, довольно пошловато началась избирательная кампания Валерия Шанцева, в его предвыборном штабе царит что-то вроде растерянности. Кампания стартовала с обращения десятков общественных организаций к Шанцеву с просьбой принять участие в выборах губернатора. Увидав свет путеводной звезды, зажегшейся 30 мая в кабинете Владимира Путина, к Шанцеву потянулись все: от добровольных пожарных дружин и краеведов до профсоюзных организаций и общественных палат. Это шествие волхвов, конечно же, является примитивным политическим ритуалом, который пока прикрывает отсутствующую стратегию избирательной кампании будущего губернатора.

Казалось бы, проблем у Валерия Шанцева быть не должно. Он получил поддержку Путина. Его старые противники каким-то сказочным образом обезврежены: один не смог встать, а другой не смог сесть на пути к собственному счастью. Оставшиеся микроскопические кандидаты не в состоянии предложить ничего, кроме популистских интенций. Вместе с тем избирательная кампания кандидата Шанцева задерживается со стартом.

Дело в том, что самый главный актив Шанцева — стратегия устойчивого развития региона, во многом уже реализованная, — нынешней избирательной кампанией может оказаться невостребованным. Валерий Шанцев обладает здесь несомненными преимуществами, но с ним в этой области конкурировать никто и не собирается. Для конкурентов Шанцева единственной возможностью обратить на себя внимание избирателей является отнюдь не критика его программ социально-экономического развития, а методы, которыми обеспечивается этот процесс. А здесь в активе у Шанцева не только масштабные реализованные проекты, но и те, кто эти проекты реализует, — члены команды Шанцева. Среди них самыми яркими являются две фигуры, два эффективных менеджера — Антон Аверин и Олег Сорокин, вокруг которых не стихают самые неприятные слухи. Эти два «каннских льва» в условиях избирательной кампании становятся для Шанцева скелетами в шкафу, вытащить которые постараются другие кандидаты в губернаторы, построив на этом свои стратегии. Готов ли Валерий Шанцев ответить на этот вызов?

Проблема предстоящей избирательной кампании для Шанцева заключается в том, что любое его действие или бездействие в отношении Аверина и Сорокина тенью ложится на его имидж. Сохранение их в своем окружении делает его слишком уязвимым для упреков в безнравственности. Если же Шанцев сбросит их как вериги, то это не избавит его от упреков в том, что некогда он совершил безнравственный выбор.

Прагматично преследуя свои цели, Валерий Шанцев некогда сделал ставку на двух золотых тельцов и стал их заложником. Сегодня, когда основной вопрос избирательной кампании разворачивается в рамках старой дискуссии о примате морали над правом, Шанцев сталкивается с очень трудным выбором, ибо «политика беспринципного практицизма есть самая непрактичная политика», — как говорил один российский Заратустра.

Евгений Семенов, политолог

"