Posted 7 мая 2014,, 04:05

Published 7 мая 2014,, 04:05

Modified 12 ноября 2022,, 14:57

Updated 12 ноября 2022,, 14:57

Право на хохлому

7 мая 2014, 04:05
Предприниматель Азамат Ибатуллин, известный тем, что пытается получить права на известные торговые знаки, не смог зарегистрировать знак «Хохлома» для производства алкогольной продукции. Палата по патентным спорам посчитала, что право на слово «Хохлома» имеют лишь нижегородские предприятия: семеновская «Хохломская роспись» и агрофирма «Волготрансгаз». Также права на использование «Хохломы» есть у нижегородских ликероводочных заводов «РООМ», «Лукос» и пермского «Уралалко».

Палата по патентным спорам оставила в силе решение Роспатента от 13 ноября 2013 года, которое оспаривалось уфимской компанией ООО «Холдинговая компания (ХК) «Бизнесинвестгрупп». Роспатент отказал этой компании в госрегистрации товарного знака «Хохлома» в отношении товаров 33-го класса Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) — алкогольные напитки, кроме пива.

Как говорится в решении палаты, заявленное обозначение сходно до степени смешения с наименованиями мест происхождения товара «Хохлома», право пользования которым предоставлено ООО «Агрофирма «Волготрансгаз» (село Большое Болдино, Нижегородская область), и «Хохлома Семеновская», право пользования которым предоставлено ЗАО «Хохломская роспись» (город Семенов, Нижегородская область). Первому предприятию правовая охрана предоставлена в отношении мебели, посуды, домашней и кухонной утвари, второму — в отношении изделий из древесины художественно-декоративного и утилитарного назначения (ваз, коробок, подставок, наборов посуды и другой продукции).


Наименование места происхождения товара — это объект интеллектуальной собственности, позволяющий закрепить за производителями региона право на данное наименование. Хохлома же является традиционным русским художественным промыслом, а его название происходит от села Хохлома в Нижегородской области, которое еще в XVII — начале ХХ веков было центром торговли деревянными расписными изделиями. Поэтому в палате отказали ХК «Бизнесинвестгрупп» в регистрации товарного знака, оставив в силе решение Роспатента.


Кстати, нижегородские компании не ограничились только правом на место происхождения, а зарегистрировали и товарные знаки со словом «хохлома». По данным нижегородского филиала ООО «Юридическая фирма «Городисский и Партнеры», ЗАО «Хохломская роспись» является правообладателем четырех товарных знаков «Золотая хохлома» в разном графическом исполнении, зарегистрированных в отношении широкого перечня товаров и услуг, в том числе и в отношении товара «водка» 33-го класса МКТУ. Агрофирма «Волготрансгаз» является правообладателем товарного знака «Хохлома», зарегистрированного в отношении товаров 20-го, 21-го и услуг 41-го класса МКТУ.

Получить комментарии этих компаний не удалось. Но на сайте «Хохломской росписи» в качестве выпускаемой продукции указаны мебель, «сувернирка», посуда.

Как сообщил «Ньюс-НН.ру» Азамат Ибатуллин, его компания будет оспаривать решение палаты. По его мнению, с наименованием «Хохлома» может быть создана положительная ассоциация у потребителей в части продажи алкогольной продукции, поэтому компании и решила зарегистрировать этот знак.


Ибатуллин — не первый предприниматель, который решил использовать знак «Хохлома» как бренд алкогольной продукции. Ранее лицензионный договор на использование знака «Золотая хохлома» семеновское предприятие заключило с ликероводочными заводами ЗАО «РООМ» (Нижний Новгород) и пермским ОАО «Уралалко» (оба входят в ГК «Синергия»). Также на нижегородский винно-водочный завод «Сормовский» зарегистрирован товарный знак «Хохломские узоры» в отношении алкогольных напитков 33-го класса МКТУ, исключительное право на который впоследствии было передано ООО «Лукос» (Нижний Новгород).


По словам юриста филиала «Городисский и Партнеры» Веры Знаменской, регистрация товарного знака «Хохлома» в отношении товаров 33-го класса МКТУ не представляется возможной. Для успешной регистрации этого фирме «Бизнесинвестгрупп» предварительно потребуется как минимум оспорить предоставление исключительного права на зарегистрированные наименования места происхождения товара «Хохлома» и «Золотая хохлома».

Коммерческий директор ГК «Народная Казна» Александр Гуськов отмечает, что в качестве товарного знака бренд «Хохлома» мог бы принести определенный успех производителю спиртных напитков. Но эксперт сомневается в реальности намерений компании «Бизнесинвестгрупп» производить хоть что-то под этой маркой. «Слава у компании господина Ибатуллина не самая однозначная. Этой компании уже было отказано в правах на регистрацию таких товарных знаков как Dr. Pepper, Orbit, Stimorol и даже «Анальгин» и Playboy. Весьма сомнительно, что компания всерьез планировала заниматься производством газировки, жвачки, медикаментов или полиграфии. История с водкой «Хохлома» выглядит логичным продолжением недавней историей с брендом «Саяны», который «Бизнесинвестгрупп» также пытался отсудить у действующего правообладателя», — говорит Гуськов.

По его мнению, скорее всего, Ибатуллин хочет «застолбить» известные или претендующие на успех товарные знаки: в случае успеха компания могла бы распоряжаться товарным знаком по своему усмотрению. Например, продавать или передавать его.

Екатерина Чичурина

"