Posted 7 мая 2014,, 04:05
Published 7 мая 2014,, 04:05
Modified 12 ноября 2022,, 14:57
Updated 12 ноября 2022,, 14:57
Палата по патентным спорам оставила в силе решение Роспатента от 13 ноября 2013 года, которое оспаривалось уфимской компанией ООО «Холдинговая компания (ХК) «Бизнесинвестгрупп». Роспатент отказал этой компании в госрегистрации товарного знака «Хохлома» в отношении товаров 33-го класса Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) — алкогольные напитки, кроме пива.
Как говорится в решении палаты, заявленное обозначение сходно до степени смешения с наименованиями мест происхождения товара «Хохлома», право пользования которым предоставлено ООО «Агрофирма «Волготрансгаз» (село Большое Болдино, Нижегородская область), и «Хохлома Семеновская», право пользования которым предоставлено ЗАО «Хохломская роспись» (город Семенов, Нижегородская область). Первому предприятию правовая охрана предоставлена в отношении мебели, посуды, домашней и кухонной утвари, второму — в отношении изделий из древесины художественно-декоративного и утилитарного назначения (ваз, коробок, подставок, наборов посуды и другой продукции).
Наименование места происхождения товара — это объект интеллектуальной собственности, позволяющий закрепить за производителями региона право на данное наименование. Хохлома же является традиционным русским художественным промыслом, а его название происходит от села Хохлома в Нижегородской области, которое еще в XVII — начале ХХ веков было центром торговли деревянными расписными изделиями. Поэтому в палате отказали ХК «Бизнесинвестгрупп» в регистрации товарного знака, оставив в силе решение Роспатента.
Кстати, нижегородские компании не ограничились только правом на место происхождения, а зарегистрировали и товарные знаки со словом «хохлома». По данным нижегородского филиала ООО «Юридическая фирма «Городисский и Партнеры», ЗАО «Хохломская роспись» является правообладателем четырех товарных знаков «Золотая хохлома» в разном графическом исполнении, зарегистрированных в отношении широкого перечня товаров и услуг, в том числе и в отношении товара «водка» 33-го класса МКТУ. Агрофирма «Волготрансгаз» является правообладателем товарного знака «Хохлома», зарегистрированного в отношении товаров 20-го, 21-го и услуг 41-го класса МКТУ.
Получить комментарии этих компаний не удалось. Но на сайте «Хохломской росписи» в качестве выпускаемой продукции указаны мебель, «сувернирка», посуда.
Как сообщил «Ньюс-НН.ру» Азамат Ибатуллин, его компания будет оспаривать решение палаты. По его мнению, с наименованием «Хохлома» может быть создана положительная ассоциация у потребителей в части продажи алкогольной продукции, поэтому компании и решила зарегистрировать этот знак.
Ибатуллин — не первый предприниматель, который решил использовать знак «Хохлома» как бренд алкогольной продукции. Ранее лицензионный договор на использование знака «Золотая хохлома» семеновское предприятие заключило с ликероводочными заводами ЗАО «РООМ» (Нижний Новгород) и пермским ОАО «Уралалко» (оба входят в ГК «Синергия»). Также на нижегородский винно-водочный завод «Сормовский» зарегистрирован товарный знак «Хохломские узоры» в отношении алкогольных напитков 33-го класса МКТУ, исключительное право на который впоследствии было передано ООО «Лукос» (Нижний Новгород).
По словам юриста филиала «Городисский и Партнеры» Веры Знаменской, регистрация товарного знака «Хохлома» в отношении товаров 33-го класса МКТУ не представляется возможной. Для успешной регистрации этого фирме «Бизнесинвестгрупп» предварительно потребуется как минимум оспорить предоставление исключительного права на зарегистрированные наименования места происхождения товара «Хохлома» и «Золотая хохлома».
Коммерческий директор ГК «Народная Казна» Александр Гуськов отмечает, что в качестве товарного знака бренд «Хохлома» мог бы принести определенный успех производителю спиртных напитков. Но эксперт сомневается в реальности намерений компании «Бизнесинвестгрупп» производить хоть что-то под этой маркой. «Слава у компании господина Ибатуллина не самая однозначная. Этой компании уже было отказано в правах на регистрацию таких товарных знаков как Dr. Pepper, Orbit, Stimorol и даже «Анальгин» и Playboy. Весьма сомнительно, что компания всерьез планировала заниматься производством газировки, жвачки, медикаментов или полиграфии. История с водкой «Хохлома» выглядит логичным продолжением недавней историей с брендом «Саяны», который «Бизнесинвестгрупп» также пытался отсудить у действующего правообладателя», — говорит Гуськов.
По его мнению, скорее всего, Ибатуллин хочет «застолбить» известные или претендующие на успех товарные знаки: в случае успеха компания могла бы распоряжаться товарным знаком по своему усмотрению. Например, продавать или передавать его.
Екатерина Чичурина