к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 46 6 33 7 38 8 37 9 12 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
08:04 Вторник, 29 Апреля 2014

Кому я должен – всем прощаю

Принуждать управляющие компании к оплате сверхнормативных ОДН жителей означает не решать проблему, а перекладывать её на плечи граждан. Именно к такому выводу пришли эксперты, проанализировав текущую ситуацию на рынке ЖКХ. Кто же на самом деле должен платить за ОДН и можем ли мы, потребители, уменьшить выставляемые нам счета? Давайте разбираться.

 Для начала важно понять, что оплата ОДН – неукоснительное требование законодательства. И возможности уклониться от уплаты счетов за ОДН, введённых 354-м Постановлением Правительства, у потребителей нет и не будет – как бы нам того ни хотелось. Однако, согласитесь, есть разница, сколько рублей в месяц будет уходить на оплату общедомовых нужд – восемнадцать или триста пятьдесят. Привести цифры в графе ОДН к разумным значениям нам, потребителям, вполне по силам.

Корень зла

Итак, ОДН сами по себе не являются проблемой для жителей. Проблемой являются ветхие внутридомовые сети, из-за чего на пути в квартиру частично теряется ресурс, поступивший в дом. Проблемой является воровство наших соседей, скручивающих счётчики, из-за чего недоучтённое индивидуальное потребление попадает в ОДН. Проблемой является бездоговорное потребление ресурса юридическими лицами, запитанными от внутридомовых сетей и тем самым перекладывающих свои расходы на карманы жителей. Наконец, проблемой является обыкновенная недисциплинированность нас, потребителей, несвоевременно сдающих показания приборов учёта в ресурсоснабжающую организацию. Это приводит к некорректным начислениям. Все эти факторы способствуют многократному увеличению наших счетов за ОДН.

Что такое ОДН? Это разница между расходом электроэнергии, зафиксированным общедомовым счетчиком, и суммой расходов показаний счетчиков индивидуальных (внутриквартирных). Остаток – общедомовое потребление – распределяется между жильцами пропорционально занимаемой площади. То есть чем больше площадь квартиры в конкретном доме, тем выше счёт за ОДН. Чем меньше получается индивидуальное (внутриквартирное) потребление, тем больше попадает в общедомовое.

Общедомовой счетчик показывает объём ресурса, поступившего в дом, который затем разошелся по квартирам, «потерялся» в изношенных внутридомовых сетях, «ушел» к недобросовестным потребителям. Ведь сколько бы ни скручивал счётчик ваш сосед – объем ресурса, поступившего в дом и зафиксированного общедомовым прибором учёта, меньше не станет. Вот и получается, что чем больше мы «экономим» на индивидуальном потреблении, тем больше нам придется заплатить за ОДН.

С одной стороны, логично и правильно, что за ресурс, потребленный внутри дома, должны платить жители этого самого дома. Но тогда возникает закономерный вопрос, кто же должен призвать жителей к порядку и привести счета за ОДН к приемлемым размерам? Ведь ОДН должны быть в разы ниже индивидуального потребления, но нередки случаи, когда по указанным выше причинам всё происходит с точностью до наоборот.

УК отпущения

Выявлять незаконные подключения и «скрутки», сверять показания счётчиков и заниматься прочими «внутридомовыми» делами может управляющая компания – УК (ДУК, ТСЖ или ЖСК). Услуги, которые оказывает управляющая компания жителям обслуживаемых домов, называются «жилищными». В квитанции стоимость жилищных услуг обозначена в графе «Содержание и ремонт».

В июне прошлого года также вступило в силу Постановление Правительства РФ № 344, обязывающее УК, помимо оказания жилищных услуг, оплачивать сверхнормативные ОДН жителей. Электроэнергию, потребленную на ОДН в пределах установленного регионом норматива, оплачивают жители. ОДН, превышающие норматив, оплачивают управляющие компании.

Казалось бы, жить нам да радоваться: УК теперь должна быть напрямую заинтересована в снижении ОДН, и наши счета за общедомовые нужды должны стать существенно меньше. Однако никаких изменений мы, потребители, по факту не ощутили. Почему?

Всё дело в том, что у управляющих компаний нет иных источников финансирования, кроме самих жителей. Для снижения ОДН УК обязаны были провести комплекс энергосберегающих мероприятий. Но законодательство, обязав управляющие компании оплачивать сверхнормативные ОДН граждан, не предоставило им ни инструментов для борьбы с недобросовестными потребителями, ни иных источников дохода.

Проверять показания счётчиков УК имеет право не чаще, чем раз в полгода. То есть может пройти полгода прежде, чем скрутка будет обнаружена, и все это время индивидуальное потребление недобросовестного жителя будет фиксироваться коллективным прибором учета как общедомовое. Выявить несанкционированные подключения юридических лиц к внутридомовым сетям также не всегда возможно при простых осмотрах – могут потребоваться капитальные работы. Замена ветхой электропроводки и труб также относится к капитальным работам, однако они могут быть проведены только после согласования собранием собственников помещений (жильцов многоквартирного дома). Последние же не торопятся тратиться на капитальные работы, считая высокие ОДН проблемой управляющих компаний.

УК же взять деньги на оплату сверхнормативных ОДН попросту неоткуда, кроме как с нас, потребителей. Вот и получается, чтобы расплатиться с ресурсоснабжающими организациями, которые в любом случае должны получить плату за весь объем предоставленного ресурса, УК вынуждена либо брать деньги на оплату сверхнормативных ОДН граждан из статьи «Содержание и ремонт», снижая качество жилищных услуг, либо не платить вовсе, ожидая, пока сумма накопленных долгов будет выставлена ей ресурсоснабжающей организацией в виде исполнительного листа, и УК будет обанкрочена.

От такого положения вещей страдают все. Потребители не получают качественных услуг, к тому же, сами того не подозревая, зачастую вынуждены оплачивать сверхнормативные ОДН в рамках других статей жилищных услуг. Таким образом, снижается прозрачность взаиморасчётов между потребителями, УК и ресурсоснабжающими организациями. У управляющих компаний возникают риски образования задолженности и банкротства. Обанкротившаяся УК не только создаёт проблемы муниципалитетам, но и может оставить без тепла и света жителей всего дома или даже целого микрорайона.

Решение есть!

Потребители в отличие от УК не бессильны в борьбе за снижение ОДН. Что же следует предпринять?

Регулярные осмотры внутридомовых сетей на предмет несанкционированных подключений (воровства) – это прямая обязанность управляющих организаций.

Замена ламп на энергосберегающие, установка датчиков движения в подъездах и датчиков освещённости на общедомовой территории способствуют экономии электроэнергии, потреблённой в местах общего пользования. Это, как правило, окупаемые мероприятия и выполняются управляющей компанией за счёт платы за содержание жилья.

Внесение решением общего собрания в договор управления расширенных обязанностей и полномочий управляющей организации (ТСЖ) по контролю показаний и обязанности всех собственников помещений допускать инспекторов чаще, чем раз в полгода. Это поможет своевременно выявить недобросовестных потребителей.

Обеспечение дистанционного доступа управляющей организации к приборам учёта жильцов решением общего собрания собственников помещений и организация единовременного снятия показаний всех счётчиков. Это позволит минимизировать попадание индивидуального потребления в общедомовое.

Переход решением общего собрания жителей на прямые расчёты с ресурсоснабжающими организациями. Это способствует минимизации возможностей для финансовых махинаций как со стороны поставщиков и исполнителей коммунальных услуг, так и со стороны недобросовестных потребителей.