Posted 10 апреля 2014,, 06:04

Published 10 апреля 2014,, 06:04

Modified 12 ноября 2022,, 15:06

Updated 12 ноября 2022,, 15:06

Устойчивое развитие Нижегородской области обсудили в НИУ ВШЭ

10 апреля 2014, 06:04
Об этом сообщает фонд «Устойчивое развитие Нижегородской области».

Устойчивое развитие Нижегородской области обсудили на круглом столе, прошедшем в Нижегородском филиале НИУ «Высшая Школа Экономики».В мероприятии, организованном фондом «Устойчивое развитие Нижегородской области» и НИУ «Высшая Школа Экономики», приняли участие известные ученые, занимающиеся данной проблематикой, а также специалисты в области реализации инфраструктурных проектов развития на территории региона.

В июле 2013 года областным правительством было подписано постановление 504, утвердившее концепцию инновационного развития области до 2020 года. Концепция направлена на обеспечение реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники региона. В числе приоритетных несколько ключевых факторов устойчивого развития, таких как: развитие новых технологий машиностроения и транспорта, энергоэффективность, энергосбережение, внедрение новых материалов и химических технологий, рациональное природопользование и экология.

По словам профессор акафедры государственного и муниципального управления НИУ «Высшая школа экономики» Александра Царькова, пропагандируемая американцами колебательная модель устойчивости подразумевает взлеты и кризисы, этой моделью движут два фундаментальных психологических фактора: жадность и ссудный процент.

Он считает, что современная западная модель – это экономика крысиных нор, где крысиные норы – это офшоры. «Чтобы не угодить в «крысоловку ростовщиков», где крупные крысы пожирают мелких, необходимо развивать реальный сектор. А для этого нужны качественные стратегии территорий». Устойчивое развитие территорий в современных условиях профессор Царьков сравнил с движением канатоходца, где сам канатоходец – это правительство, а канат – это стратегия развития. Чем толще канат, тем проще идти вперед», - сказал он.

Доктор социологических наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрий Шпилев поделился опытом решения проблем непрерывного устойчивого развития регионов на примере Германии, а именно территорий бывшей ГДР. Он подчеркнул, что стратегия развития восточных немцев поначалу была выстроена в точности как у немцев западных. Однако никаких качественных сдвигов добиться не удавалось. В итоге был изобретен уникальный гибрид, который учитывал особенности социалистической системы. Причем это стало применяться не только на территориях бывшей ГДР, но и по всей Германии. Модель включала в себя увеличение доли социальной ответственности с такими, казалось бы, социалистическими анахронизмами как «продленка в школах» и «детские сады» для того, чтобы немецкие женщины могли работать и делать карьеру. Эксперимент в итоге оказался успешным.

Татьяна Потапова, кандидат философских наук, директор Центра дополнительного образования педагогического университета имени Минина инициировала дискуссию на тему модернизации педагогического образования как ключевого фактора устойчивого развития региона.

«Сейчас большинство родителей ведут ребенка в детский сад и школу с ощущением того, что сдают их в камеру хранения, а должны вести их туда, словно в банк в ожидании дивидентов», - подчеркнула Татьяна Потапова.

Далее она рассказала о ряде образовательных инноваций будущего. Самой интересной оказалась «педагогическая интернатура», где по аналогии с «интернами-медиками» студенты педагогических вузов в течение года проходили бы стажировку в школах, будучи прикрепленными к конкретным учителям.

В целом участники дискуссии отметили, что «для того, чтобы решать проблему, ее нужно сначала четко понимать», имея в виду, что информированность населения о проблемах устойчивого развития крайне низка. Присутствующие на круглом столе социологи предложили провести социологический опрос на тему устойчивого развития региона, и он будет проведен в самом ближайшем будущем.

"