к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
09:04 Среда, 2 Апреля 2014

Апрельские тезисы

Одной из причин, предотвратившей реализацию оранжистского сценария в России, в том числе повлиявшей и на итоги референдума в Крыму, является крепость ее политической системы. Однако, начав собственную партию в сложной международной игре и добившись определенных успехов, Россия не может почивать на лаврах, забыв о необходимости укрепления, а возможно, и реформирования этой системы.

Евгений Семенов, политолог

Одной из причин, предотвратившей реализацию оранжистского сценария в России, в том числе повлиявшей и на итоги референдума в Крыму, является крепость ее политической системы. Однако, начав собственную партию в сложной международной игре и добившись определенных успехов, Россия не может почивать на лаврах, забыв о необходимости укрепления, а возможно, и реформирования этой системы.

На прошлой неделе Заксобрание Нижегородской области отметило свое двадцатилетие. На торжественное мероприятие, проходившее в Гербовом зале Нижегородской ярмарки, собрался едва ли не весь истеблишмент региона. В череде протокольных речей и чтении поздравительных адресов, основная часть которых была посвящена успехам и заслугам региональной законодательной власти, иногда звучали выступления, носящие, я бы сказал, трезвый характер.

Критические нотки появились в выступлении главы Богородского района Константина Пурихова, который вспомнил, что не так давно представители местного самоуправления были депутатами Заксобрания и это не только не мешало, а, наоборот, помогало районам решать свои проблемы. Это выступление поддержал Виктор Бацин, дав понять, что его деятельность как главы администрации была бы заметно эффективнее, если бы он продолжал оставаться депутатом.

Несмотря на то что праздничный повод не располагал к законотворческой работе, тонко настроенный зал не оставался равнодушным к критике и реформаторским идеям, приветствуя их гулом аплодисментов. Взгляды людей, обладающих огромным опытом работы в системе власти, показались мне настолько интересными, что по окончании торжественной части я обратился к одному из известных в регионе политиков и попросил прокомментировать их. Вот что он сказал: «Дело в том, что это уже не совсем идеи. В сегодняшних условиях, когда перед страной встали очень серьезные экономические, политические и социокультурные вызовы, внутриполитическая реформа является настоятельной необходимостью».

Далее мой собеседник, по присущей ему скромности попросивший не называть его имени, сообщил о том, что в Москве уже готовится пакет законопроектов, призванных серьезно реформировать властную систему страны. Цель этих законопроектов проста: они должны способствовать консолидации властей и увеличить их эффективность. «Не секрет, что законодательная власть у нас недостаточно самостоятельна, она не пользуется большим авторитетом у населения, — продолжил он. — Эту ситуацию надо менять».

«О необходимости судебной реформы в последние годы не говорил только ленивый, эту ветвь власти также необходимо серьезно укреплять, наращивая ее профессиональный и социальный авторитет. Сегодня задача стоит так: создать в стране такую политическую систему, которая могла бы самостоятельно поддерживать баланс всех трех ветвей власти. Если получится, то многие вопросы, которые сегодня вызывают недовольство населения, например коррупция, просто исчезнут», — заключил он.

Отвечая на вопрос о механизмах реализации этих задач, мой собеседник изложил их в нескольких тезисах. В частности, сказал, что в будущей системе ряд функций будут перераспределены между ветвями власти. Для того чтобы укрепить авторитет законодателей, Федеральному Собранию планируется передать функции Конституционного суда, ибо никто, кроме тех, кто принимает законы, не может эффективно следить за их исполнением.

Для того чтобы прекратить разрастание корпуса чиновников и избежать бесконечных бюрократических согласований там, где необходимы срочные решения, представители исполнительной власти войдут в законодательные органы в квотах, равных конституционному большинству. Что же касается местного самоуправления, то здесь все еще проще: все органы МСУ планируется назначать, но им будут переданы функции судов первой инстанции, а судей они будут избирать из своего состава, соблюдая при этом все демократические принципы и процедуры. И это только малая часть вызревающей системы.

Оценивая состоявшийся разговор, могу сделать заключение, что предложенная реформа не является абсолютной новеллой: в той или иной степени похожая модель власти уже реализовывалась в России. И идеи этой реформы также были высказаны в тезисах, некогда прозвучавших в апреле.

Евгений Семенов, политолог