Posted 8 апреля 2009,, 11:04

Published 8 апреля 2009,, 11:04

Modified 12 ноября 2022,, 15:42

Updated 12 ноября 2022,, 15:42

3 июня в Первомайском районе «похоронят» Кострому

8 апреля 2009, 11:04
3 июня в Первомайском районе «похоронят» Кострому Posted on мая 28, 2007 in Без рубрики) by | 0 Comments » В этом году православный праздник Святой Троицы будет отмечаться 27 мая. В следующее за Троицей воскресенье традиционно в с.Шутилово Первомайского района Нижегородской области пройдет древний обряд Похороны Костромы. Как рассказала директор местного Дома культуры Наталья Новикова, в этом году в село обещали приехать даже журналисты из Лондона! Дело в том, что подобный обряд похорон Костромы сохранился только в этом селе. Когда была положена традиция Похорон Костромы сейчас никто и не помнит. Но одна из старейших жительниц села, которой исполнилось 82 года, рассказывала, что Кострому хоронили еще ее бабушки. Ежегодно в заговенье после Троицы в селе делают чучело Костромы. В Шутилово ее называют Строма. Куклу в рост человека начинают делать в пятницу. Туловище Стромы сейчас делают, как правило, из старой футболки с длинными рукавами, которую соединяют с женскими колготками. Всю эту конструкцию плотно набивают соломой, пришивают голову, также туго набитую соломой, рисуют лицо. Куклу одевают в женский наряд и усаживают в избе под окошко. - Какая именно получится кукла, никто не знает, все зависит от настроения бабушек, которые ее делают, - рассказывает директор Дома культуры с. Шутилово. В субботу жители села заглядывают в гости к Строме, интересуясь ее жизнью и здоровьем. Хозяйка избы сообщает, что Строма делает: обедает, спит, прядет и т.п.; спрашивающие же оставляют в избе пироги, яйца и другую снедь, описыват старинный обряд исследователи нижегородского фольклора. К вечеру субботы Строма начинает жаловаться на здоровье, а потом умирает. - Раньше Строма могла умереть потому что «ноженьки занемели», «аппетиту лишилась», или «скилироз» или «хандроз». А теперь Строма может умереть и от СПИДа, ее может убить муж из ревности, она может умереть от несчастной любви, - говорит Наталья Новикова. В данном вопросе все также будет зависеть от настроения хозяйки избы, в которой поселят Кострому. Ряженый «доктор» в белом халате и фонендоскопом осматривает тело Костромы и ставит окончательный диагноз. «Начинается плач и причитания, носящие откровенно пародийный характер. «Покойницу» укладывают в гроб – ящик, сбитый из тонких узких дощечек: или просто на носилки. Около нее усаживают «мужика» или «племянницу», - описывают прошлогоднюю церемонию исследователи. Проводы в мир иной сопровождаются напутствиями «попа», который в руке держит крест из неструганных реек и горшок на веревке вместо кадила. После «отпевания» начинается прощание с «покойницей»: пародийные причеты перемежаются песнями, разговорами о Строме с весьма фривольными комментариями и сомнительными похвалами. На сайте www.opentextnn.ru приводится текст одного из причетов: «Ой, сердце щемит! Ох, возьми-ко ты меня с собой! Как я тебя собирала! А! Нету никого сродничков, одни племянники, внучата приехали. А сестер нету никого. Бедна простонька, вот она не родила, никому не давала, жалко было. Она святая, святая, моленна была. Хоронила всех, хоронила, по людям ходила, вот и нет ничево. Пряла, ткала на всех, угождала. Вот весь век на чужим деньгам…» Ближе к обеду в воскресенье, когда стадо пригоняют, жители села собираются на похороны. Строму в гробу или на носилках торжественно несут по деревне. Впереди следует «поп», за гробом под руки волокут «мужика», затем следуют близкие родственники, среди которых обязательно «богатая сестра» - травестийный персонаж, мужчина в нелепо роскошном женском платье и шляпке. Иногда в толпе кто-нибудь изображает обморок, падает в беспамятстве от тяжкого горя. Шум, зовут врача, упавшего обливают водой из придорожной лужи, а то и окунают в жидкую грязь при общем хохоте… Вымазаться грязью в этот день считается хорошим предзнаменованием. Чучело Костромы приносят на ближайшее ржаное поле, где подростки «треплют» тело и разбрасывают солому по полю, чтобы был хороший урожай. Таким образом, принося жертву Богу плодородия. После этого в селе начинается общее гулянье и праздничное застолье на открытом воздухе. - У нас можно сказать трагедия в этом году произошла. Умерли основные плакальщицы. В селе осталось только 4 бабки, которые знают все тонкости обряда Похороны Костромы. Но мы приобщаем к этому и ребятишек, - говорит директор ДК. Наталья Новикова уверена, что старинный обряд будет сохранен, и даже через 100 лет в селе Шутилово все так же с частушками и причитаниями будут хоронить Кострому. Фото с сайта www.opentextnn.ru

3 июня в Первомайском районе «похоронят» Кострому

Posted on мая 28, 2007 in Без рубрики) by | 0 Comments »

В этом году православный праздник Святой Троицы будет отмечаться 27 мая. В следующее за Троицей воскресенье традиционно в с.Шутилово Первомайского района Нижегородской области пройдет древний обряд Похороны Костромы.
 
Как рассказала директор местного Дома культуры Наталья Новикова, в этом году в село обещали приехать даже журналисты из Лондона! Дело в том, что подобный обряд похорон Костромы сохранился только в этом селе.
 
Когда была положена традиция Похорон Костромы сейчас никто и не помнит. Но одна из старейших жительниц села, которой исполнилось 82 года, рассказывала, что Кострому хоронили еще ее бабушки. Ежегодно в заговенье после Троицы в селе делают чучело Костромы. В Шутилово ее называют Строма.
 
Куклу в рост человека начинают делать в пятницу. Туловище Стромы сейчас делают, как правило, из старой футболки с длинными рукавами, которую соединяют с женскими колготками. Всю эту конструкцию плотно набивают соломой, пришивают голову, также туго набитую соломой, рисуют лицо.
 
Куклу одевают в женский наряд и усаживают в избе под окошко.
 
- Какая именно получится кукла, никто не знает, все зависит от настроения бабушек, которые ее делают, - рассказывает директор Дома культуры с. Шутилово.

 
В субботу жители села заглядывают в гости к Строме, интересуясь ее жизнью и здоровьем. Хозяйка избы сообщает, что Строма делает: обедает, спит, прядет и т.п.; спрашивающие же оставляют в избе пироги, яйца и другую снедь, описыват старинный обряд исследователи нижегородского фольклора.
 
К вечеру субботы Строма начинает жаловаться на здоровье, а потом умирает.
 
- Раньше Строма могла умереть потому что «ноженьки занемели», «аппетиту лишилась», или «скилироз» или «хандроз». А теперь Строма может умереть и от СПИДа, ее может убить муж из ревности, она может умереть от несчастной любви, - говорит Наталья Новикова.
 
В данном вопросе все также будет зависеть от настроения хозяйки избы, в которой поселят Кострому.
 
Ряженый «доктор» в белом халате и фонендоскопом осматривает тело Костромы и ставит окончательный диагноз. «Начинается плач и причитания, носящие откровенно пародийный характер. «Покойницу» укладывают в гроб – ящик, сбитый из тонких узких дощечек: или просто на носилки. Около нее усаживают «мужика» или «племянницу», - описывают прошлогоднюю церемонию исследователи.
 
Проводы в мир иной сопровождаются напутствиями «попа», который в руке держит крест из неструганных реек и горшок на веревке вместо кадила. После «отпевания» начинается прощание с «покойницей»: пародийные причеты перемежаются песнями, разговорами о Строме с весьма фривольными комментариями и сомнительными похвалами.
 
 
«Ой, сердце щемит! Ох, возьми-ко ты меня с собой! Как я тебя собирала! А! Нету никого сродничков, одни племянники, внучата приехали. А сестер нету никого. Бедна простонька, вот она не родила, никому не давала, жалко было. Она святая, святая, моленна была. Хоронила всех, хоронила, по людям ходила, вот и нет ничево. Пряла, ткала на всех, угождала. Вот весь век на чужим деньгам…»
                            
Ближе к обеду в воскресенье, когда стадо пригоняют, жители села собираются на похороны. Строму в гробу или на носилках торжественно несут по деревне. Впереди следует «поп», за гробом под руки волокут «мужика», затем следуют близкие родственники, среди которых обязательно «богатая сестра» - травестийный персонаж, мужчина в нелепо роскошном женском платье и шляпке.
 
Иногда в толпе кто-нибудь изображает обморок, падает в беспамятстве от тяжкого горя. Шум, зовут врача, упавшего обливают водой из придорожной лужи, а то и окунают в жидкую грязь при общем хохоте… Вымазаться грязью в этот день считается хорошим предзнаменованием.
 
Чучело Костромы приносят на ближайшее ржаное поле, где подростки «треплют» тело и разбрасывают солому по полю, чтобы был хороший урожай. Таким образом, принося жертву Богу плодородия.
 
После этого в селе начинается общее гулянье и праздничное застолье на открытом воздухе.
 
- У нас можно сказать трагедия в этом году произошла. Умерли основные плакальщицы. В селе осталось только 4 бабки, которые знают все тонкости обряда Похороны Костромы. Но мы приобщаем к этому и ребятишек, - говорит директор ДК.
 
Наталья Новикова уверена, что старинный обряд будет сохранен, и даже через 100 лет в селе Шутилово все так же с частушками и причитаниями будут хоронить Кострому.
 
 Фото с сайта www.opentextnn.ru
"