к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 46 6 33 7 38 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
13:02 Пятница, 28 Февраля 2014

Обязательное введение соцнормы на электроэнергию в России откладывается

Социальная норма потребления электроэнергии, которую по первоначальным планам правительства должны были ввести на всей территории России с 1 июля, появится, похоже, не везде. Кабинет министров предпочел предоставить регионам право самим решать, нужна им соцнорма или нет. А тем, кто сочтет, что все-таки нужна, дадут на подготовку время до июля 2016 года. В Нижегородской области соцнорма действует уже восемь лет, и, как заявил, губернатор, менять ее нет никакого смысла. А наши читатели между тем спрашивают: «А что вообще дает соцнорма? И кому она выгодна?» Попробуем разобраться.

Глазами правительства

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев не раз заявлял, что одна из целей введения социальных норм потребления коммунальных услуг — снижение платы за ЖКХ для большинства населения и развитие энергоэффективности. Впрочем, не скрывалась и вторая задача: снизить объемы так называемого перекрестного субсидирования, при котором предприятия оплачивают часть стоимости электроэнергии, потребленной населением. Из-за высоких энерготарифов предприятия, мол, не могут нормально развиваться, а их продукция становится неконкурентоспособной на международных рынках по причине дороговизны.

Вот и было решено определить каждому российскому жителю энергопаек, который был бы чуть дешевле (не менее чем на 3% и не более чем на 10%) того тарифа, который действовал до введения соцнормы. А все, что потреблено сверх социальной нормы, предлагалось оплачивать по повышенному тарифу, максимальная величина которого не должна превышать действующий более чем на 40%. Правительство также определило, что величина социальной нормы должна быть такой, чтобы в нее укладывались 70% населения.

Базовая величина соцнормы рассчитывается каждым регионом самостоятельно, по статистике потребления 10 тысяч одиноко проживающих граждан в домах с газовыми плитами, — значится в постановлении правительства № 614 от июля 2013 года. Для семейных граждан этим же постановлением установлены минимальные надбавки: на второго проживающего — 50 кВт.ч, на третьего, четвертого и пятого — по 20 кВт.ч на каждого. Информацию о годовом потреблении электроэнергии, на основе которой рассчитывается величина соцнормы в регионе, обязан предоставить поставщик электроэнергии, обслуживающий более половины потребителей. Но правительство установило еще одно обязательное условие введения соцнормы: она не может превышать 150 кВт.ч на человека в месяц.

Постановлением № 614 также предусматривалось, что тарифы в пределах и свыше соцнормы должны быть такими, чтобы валовая выручка энергокомпаний была равна той выручке, которую они имели до введения соцнормы. Это, между прочим, означает, что, например, Нижегородская сбытовая компания («Энергосбыт»), как и другие нижегородские сбытовики, никакой выгоды от введения соцнормы иметь не может. То есть напрасно некоторые наши читатели полагают, будто соцнорму придумали или пролоббировали энергосбытовые компании.

Первого сентября прошлого года соцнорма на электроэнергию в качестве эксперимента была введена в шести регионах: Владимирской, Нижегородской, Орловской и Ростовской областях, в Красноярском и Забайкальском краях. Справедливости ради отметим, что в пяти из них она действовала и раньше. Исключением стала лишь Ростовская область.

Что показал эксперимент

Попытка подвести первые итоги эксперимента была предпринята на совещании у премьер-министра 30 января. Оценивали решение двух главных задач: снижение платы за электроэнергию для населения и уменьшение объемов перекрестного субсидирования. Министерство строительства и ЖКХ признало эксперимент удавшимся. По данным чиновников, в пилотных регионах в рамки соцнормы попали от 70 до 90% семей. Оплачивая электричество по социальному тарифу, эти семьи сэкономили примерно 3% от той суммы, что они платили раньше. При этом не особенно пострадали и те, кто в соцнорму не уложился: они в среднем переплатили всего 4%.

Однако эти цифры были не обобщением ситуации во всех шести регионах, а взяты из Ростовской области. Да и там, как выяснилось, дела обстоят не везде одинаково. В Таганроге, например, обнаружили, что в базовую соцнорму в 96 кВт.ч не уложился 81% потребителей, а значит, жители не только не сэкономили, но и переплатили за ЖКУ.

Что касается перекрестного субсидирования, то, как заявил глава кабинета министров, в регионах, которые участвовали в эксперименте, оно сократилось почти на три миллиарда рублей. «Эти выгоды должны быть прочувствованы представителями малого и среднего бизнеса», — отметил Дмитрий Медведев.

Между тем еще до совещания у премьер-министра активисты Общероссийского народного фронта заявили, что эксперимент по соцнорме провалился, и предложили если не отменить введение соцнормы по всей России, то хотя бы отложить на неопределенный срок. «Фронтовики» утверждали, что эксперимент не показал явного снижения суммы, уплачиваемой населением за электроэнергию, потому что регионы, в которых соцнорма была введена ранее, почти не прислушались к рекомендациям правительства.

В итоге Медведев был вынужден дипломатично заявить, что «пилотный проект был реализован, но с разными результатами». В частности, мол, в некоторых регионах не удалось добиться снижения платы населения за электроэнергию. Потому на совещании и было решено отдать введение соцнормы на откуп регионам. На местах, дескать, виднее, пусть сами и решают. Однако освобождать регионы от решения задачи по снижению объемов перекрестного субсидирования правительство явно не собирается.

Где на Руси платят меньше?

В Нижегородской области соцнорма на электроэнергию была введена в 2006 году в размере 50 кВт.ч на каждого зарегистрированного в квартире и с тех пор не менялась.

«Когда говорят о том, что мы участвуем в каком-то эксперименте, это не так, — заявил недавно губернатор Валерий Шанцев. — У нас эта система работает уже давно, и менять ее нецелесообразно. У нас 70% от общего числа платежей за электроэнергию осуществляется по льготным тарифам в пределах социальной нормы. Кроме того, существует система адресной защиты льготных категорий граждан, а это около миллиона человек. Часть из них либо вообще не платят за электроэнергию, либо платят 50% от льготного тарифа, если укладываются в социальную норму потребления. Кроме того, если этот оставшийся платеж составляет выше 18% от совокупного дохода семьи, люди платят только 18%, все остальное доплачивает бюджет. Единственное, чем нужно заняться, — одиноко проживающие граждане. Они пользуются теми же электроприборами, что и семьи из нескольких человек. Мы посчитали, что одиноко проживающим нужно сделать социальную норму в районе 85 кВт.ч».

Нужно отметить, что в Нижегородской области разница между тарифами в пределах социальной нормы и сверх нее составляет 1,8 раза — 2,72 руб. и 4,84 руб. за кВт.ч. Между тем в других «пилотных» регионах эта разница меньше: во Владимирской и Орловской областях — 1,2 раза (3,34 и 3,99 руб. и 2,96 и 3,68 руб.), в Ростовской — 1,1 раза (3,5 и 3,89 руб.), в Красноярском крае — 1,6 раза (1,82 и 2,96 руб.), в Забайкальском — 1,7 раза (2,28 и 3,77 руб.). То есть здесь мы в выигрыше.

Конечно, играет роль и величина соцнормы. На Орловщине для домохозяйства, где зарегистрирован один потребитель, она составляет 190 кВт.ч, два потребителя — 240 кВт.ч (+50 кВт.ч), три потребителя — 260 кВт.ч (еще +20). Но учитывая, что соцнорма должна быть не более 150 кВт.ч на человека, в Орловской области ее, видимо, придется заметно урезать. В Ростовской области соцнорма равна 96 кВт.ч, во Владимирской — 50 кВ.ч, в Красноярском крае — 110 кВт.ч.

Эти цифры показывают, что Нижегородская область вроде как серьезно проигрывает, например, Красноярскому краю. Однако в этом холодном сибирском регионе природный газ населению не поставляется вообще, а уровень газификации сжиженным газом в баллонах составляет всего 16%. То есть общий расход электроэнергии для красноярцев получается гораздо выше, чем у нас, а значит, и итоговая плата за нее больше.

Зато орловцы, где уровень газификации сравним с нижегородским (в обоих регионах более 80%), точно в лучшем положении, чем мы, скажет иной читатель. И опять не все так просто: средняя зарплата на Орловщине в прошлом году составила около 13,5 тыс. руб., а в Нижегородской области — более 20 тыс. руб. при вполне сопоставимых ценах на продукты. А теперь сравните еще и социальные тарифы: 2,96 руб. за кВт.ч у них и 2,72 руб. у нас. И выходит, что жителям Орловской области уж точно не легче.

Если же начать учитывать и другие региональные факторы, то в итоге получится, что каждый регион стремился установить наиболее оптимальную для себя величину соцнормы. У кого-то выходит лучше, у кого-то хуже. Но вряд ли корректно говорить сегодня о выигравших и проигравших.