Posted 14 февраля 2014,, 07:02

Published 14 февраля 2014,, 07:02

Modified 12 ноября 2022,, 15:24

Updated 12 ноября 2022,, 15:24

Цены на бензин взяли низкий старт

14 февраля 2014, 07:02
Цены на бензин, с начала осени до середины зимы демонстрировавшие поразительную стабильность, потихоньку начали ползти вверх. Эксперты отмечают, что это только начало: ожидается, что в среднем рост стоимости литра автомобильного топлива по итогам 2014 года составит около 10%.

В Нижегородской области цены на автомобильное топливо начали разгоняться. Так, по данным Нижегородского УФАС, с середины января по середину февраля стоимость бензина марки АИ-92 выросла на 0,9%, АИ-95 — на 1,1%. Самые значительные изменения произошли с дизельным топливом — стоимость литра увеличилась на 3,4%. Надо отметить, что перед этим на протяжении нескольких месяцев антимонопольное ведомство рапортовало о том, что цены на топливо либо стабильны, либо немного снижаются.


Эксперты говорят, что рост цен на горючее будет продолжаться. Этому способствуют несколько факторов. В первую очередь сыграет свою роль рост налогов и иных соборов, говорит ведущий эксперт инвестиционного холдинга «Финам» Дмитрий Баранов. Так, акциз на бензин четвертого класса в 2014 году увеличился на 5,3%, в 2015–2016 годах он возрастет еще на 4,8%. Также базовая ставка НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на нефть в 2014 году вырастет на 4,9% к уровню предыдущего года, в 2015 году — на 7,5%, в 2016-м — еще на 5,5%.


Второй немаловажный фактор, который будет способствовать увеличению цен, — это введение новых экологических стандартов, считает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. В частности, существует технический регламент Таможенного союза (ТС), согласно которому на территории ТС с 2015 года нельзя будет использовать топливо ниже класса «Евро-4», а с 2016 года — ниже «Евро-5». Производство более качественного топлива потребует модернизации нефтеперерабатывающих заводов, и эти затраты производители постараются компенсировать за счет повышения цен на конечный продукт.

Также, отмечает Дмитрий Баранов, ценники на АЗС будут зависеть от изменения стоимости нефти. Она в последнее время стабильна, а некоторые колебания обуславливаются продвижением переговоров по поводу ядерной программы Ирана и увеличением запасов «черного золота» в США. Кроме того, важную роль сыграют меры административного регулирования рынка. В частности, при росте доллара и евро становится более выгодным экспорт бензина. Возникнет ли из-за этого дефицит топлива на внутреннем рынке страны, во многом будет зависеть от действий регулирующих и надзорных органов, например от ФАС России.

При этом на федеральном уровне обсуждается введение льгот на бензин для отдельных категорий граждан. Правда, говорят эксперты, делать это нужно с умом, чтобы не «получилось как всегда» «На этой неделе Союз нефтегазопромышленников РФ выступил с идеей ввести специальные социальные заправки в каждом регионе, — говорит Анна Кокорева. — Но вряд ли их будет много. В итоге может получиться так, что в районе будет всего одна заправка для малоимущих, до нее будет далеко добираться, здесь могут возникнуть очереди, поэтому бензина будет постоянно не хватать. На мой взгляд, было бы удобнее сделать аналог социальных карт, по которым можно получить скидку на любой АЗС. Чтобы избежать мошенничества, карту можно сделать именной и с фотографией, а на заправке сверять данные с паспортом предъявителя». При этом стоит учесть, что в случае введения таких социальных мер вполне возможно, что выпадающие доходы компании будут компенсировать за счет цен «для всех», то есть бензин для большинства потребителей подорожает еще и за счет льготников.

Эксперты сходятся во мнении, что цены на бензин будут расти в любом случае. Но вот насколько — это вопрос. По прогнозу Союза нефтегазопромышленников России, в среднем топливо подорожает на 2–3 руб. за литр, то есть примерно на 10% от уровня цен на начало года. Содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг называл цифру в 7–8%. Такой же прогноз дает и Дмитрий Баранов из «Финама». Надо отметить, что еще прошлой осенью некоторые аналитики называли более впечатляющие цифры — до 15% по итогам 2014 года. Отдельные эксперты, например из Энерготрансбанка, допускают такую возможность и сейчас.

Александра Елина

"