Posted 11 февраля 2014,, 01:02

Published 11 февраля 2014,, 01:02

Modified 12 ноября 2022,, 15:25

Updated 12 ноября 2022,, 15:25

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ВОЙНЫ

11 февраля 2014, 01:02
Важнейшим фактором успеха Олимпиады для страны-организатора является успех ее сборной. Если медалей маловато, то самая блестящая организация игр в глазах населения меркнет. Но это особый вопрос, и обсуждать его рано. Пока сосредоточимся на вопросах организации. Евгений Семенов, политолог

Важнейшим фактором успеха Олимпиады для страны-организатора является успех ее сборной. Если медалей маловато, то самая блестящая организация игр в глазах населения меркнет. Но это особый вопрос, и обсуждать его рано. Пока сосредоточимся на вопросах организации.

Успех или провал мероприятий такого уровня, как Олимпиада, для принимающей страны имеет несколько составляющих. Во-первых, это создание инфраструктуры, ее качество, стоимость и условия, в которых эта инфраструктура возникает. Во-вторых, это вопросы сервиса, комфорта, в том числе и вопросы безопасности для участников и гостей Олимпиады. В-третьих, это востребованность всей олимпийской инфраструктуры в постолимпийский период.

Все эти вопросы условно можно объединить под грифом «организационная стратегия». Для нас, нижегородцев, она обладает особой актуальностью, потому что всего через четыре года нам предстоит принимать игры чемпионата мира по футболу. Не Олимпиада, конечно, но уровень общественного внимания и к самому событию, и к его организации будет очень высоким. Опыт XXII зимних Олимпийских игр со всей очевидностью свидетельствует о том, что в фокусе внимания под многократным увеличением часто оказываются незначительные детали, но именно они и влияют на общественное мнение.

Одним из важнейших узлов олимпийской инфраструктуры является информационно-коммуникационный комплекс. В Сочи, если верить отзывам журналистов и судить по телевизионной картинке, с этой задачей справились. Там развернулся не просто современный пресс-центр, а настоящий информационный хаб, способный решать множественные задачи на самом сложном технологическом уровне. Информационно-коммуникативная инфраструктура создана и действует. Казалось бы, вопросы освещения Олимпиады, в том числе вопросы формирования общественного мнения, не должны вызывать проблем. Однако проблемы возникли.

Задолго до открытия игр в социальных сетях и отдельных СМИ стали появляться сообщения и фотографии, совершенно недвусмысленно оценивающие подготовку Олимпиады. Самым популярным стало фото с двумя унитазами в одной кабинке. Излишне говорить, что эти материалы мгновенно тиражировались, так как обладали вирусной природой.

Учитывая психологию сетевой коммуникации и помня о том, что в любом обществе всегда найдется группа людей, привыкшая смотреть на мир через замочную скважину или дужку унитаза, мы, тем не менее, не должны возлагать всю вину за репутационную аварию Олимпиады только на соцсети. Ответственность за это необходимо в полной мере разделить и организаторам. Создав хорошую информационную инфраструктуру, они совершенно не позаботились об информационной безопасности. Пресс-центр, каким бы совершенным он ни был, без идеологии информационного управления — просто куча технологического хлама. Запоздалые информационные контратаки уже не ликвидируют того ущерба, который нанесли «веселые туалетные картинки» имиджу страны.

Возвращаясь к разговору о предстоящем чемпионате мира, следует сказать, что мы не избежим подобного испытания. Нам необходимо быть готовыми не только к чемпионату, но и к информационной войне, которая обязательно будет сопровождать его. Поэтому региональному правительству и городской власти нужно учесть сочинский опыт. Нижегородский пресс-центр чемпионата мира 2018 года уже должен начать свою работу, формируя общественное мнение. Думаю, что это будет профессиональное решение одного из вопросов организационной стратегии.

Евгений Семенов, политолог

"