к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 41 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
06:01 Суббота, 25 Января 2014

Недетское такси

В начале осени 2013 года штрафы за перевозку детей в автомобиле без специального удерживающего устройства выросли до 3 тыс. руб. Одними из первых на это нововведение отреагировали таксисты, но немного странным способом: многие перевозчики экономят на приобретении детского кресла и просто отказываются от пассажиров с маленькими детьми.

Первый сценарий, по которому развиваются события для нижегородцев с детьми, решивших воспользоваться услугами такси, следующий. Водитель, приехавший по вызову, отказывается выполнять заказ, так как его не предупредили о маленьком пассажире, а детского кресла у него нет и штраф он платить не собирается. Таксисты уверены, что родители должны иметь собственное удерживающее устройство (по принципу «ваш ребенок — ваши проблемы»).

Второй распространенный сценарий. Клиент предупреждает диспетчера, что он поедет вместе с ребенком, и просит прислать автомобиль с детским креслом. Оператор принимает заказ, однако приезжает машина без специального удерживающего устройства, зато с тонированными стеклами (дескать, снаружи не видно, что ребенка перевозят с нарушениями ПДД). При этом некоторые водители в частной беседе утверждают, что порой диспетчерские службы сознательно идут на такой шаг, нарушая закон и рискуя безопасностью пассажиров, потому что не хотят тратиться на детские кресла, а таксисты-частники, сотрудничающие с диспетчерами, далеко не всегда согласны покупать спецустройства на свои деньги.

Сценарий третий, по которому особенно часто разворачиваются события в часы пик, когда на услуги такси много заказов. Оператор колл-центра отвечает на звонок, скороговоркой произносит «ваш адрес, пожалуйста» и, услышав ответ, бросает трубку. Клиент просто не успевает сказать, что ему нужен автомобиль, оборудованный для перевозки детей. А когда сознательный гражданин перезванивает, его ставят перед фактом: «Заказ принят, машина выехала, ничего больше сделать не можем». Далее ситуация развивается по сценарию № 1.

 


Как пояснил «Ньюс-НН» вр. и. о. заместителя начальника ГУ МВД России по Нижегородской области Олег Баскаков, отказываясь везти ребенка без специального удерживающего устройства, таксист формально прав. Возможность отказать в перевозке предусмотрена статьей 31 федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». А вот обязанность оборудовать легковое такси спецсредствами для перевозки маленьких пассажиров никакими нормативными актами не определена. Учитывая, что перевозка детей без кресла (или иных спецсредств) — прямое нарушение правил дорожного движения, то ГИБДД в ситуации № 1 становится на сторону водителя такси. Роспотребнадзор также не видит здесь признаков нарушения прав потребителей.


 

Более того, Госавтоинспекция признает правоту таксистов, заявляющих родителям «кресло — ваши проблемы». «В принципе, заботиться о безопасности ребенка в первую очередь должны родители, — пояснили «Ньюс-НН» в пресс-службе ГИБДД. — За границей, например, так и происходит: когда рождается ребенок, тут же откладываются средства на покупку детского кресла для автомобиля (даже если нет машины), а то и не одного — ведь эти приспособления различаются, каждое рассчитано на определенный вес ребенка, так что за жизнь ребенок в идеале меняет несколько таких кресел».

Со вторым сценарием сложнее. Как пояснили в управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области, если клиенту обещали предоставить машину с детским креслом (или хотя бы приняли такой заказ), но приехало авто без спецсредств, то, в принципе, это является нарушением прав потребителей. «Однако нужно понимать, что это недоказуемо, — говорят в Роспотребнадзоре. — Договор заключается в устной форме, тут слово заказчика против слова диспетчера, иных аргументов нет». Третий сценарий также относится к категории «попробуй докажи». Единственное, что можно сделать — пожаловаться в службу качества компании (если таковая есть).

При этом надеяться на то, что перевозчики в массовом порядке закупят удерживающие устройства для детей, не стоит. Например, в такси «Дубровка», где есть услуга «детское кресло», отмечают, что заказов на нее немного. Тому есть две причины. Первая связана со спецификой работы самой компании. Дело в том, что «Дубровка» занимается не только пассажирскими перевозками, поэтому «детские» вызовы просто теряются на фоне грузовых, частных, командировочных, экскурсионных и прочих заказов. У диспетчерских служб, которые занимаются исключительно перевозками граждан, статистика может быть более впечатляющей.

Вторая причина касается всех игроков рынка без исключения. Сейчас у очень многих нижегородских семей есть хотя бы один автомобиль. А если нет, то среди знакомых обязательно найдется автолюбитель, который в большинстве случаев может подвезти маму с ребенком. Так что детей в принципе на такси перевозят довольно редко.

 


Поэтому многие водители отказываются покупать детское кресло, считая эти затраты необоснованными — ведь за отказ везти санкций никаких не предусмотрено, а потеря клиентов незначительна. Хотя есть и исключения. Например, один из таксистов-частников, работающий с диспетчерской службой, купил кресло на свои деньги, после того как пару раз заплатил штраф. Ведь стоимость иных моделей автокресел в интернет-магазинах составляет 2,5–3 тыс. руб. (а если кресло без спинки, сиденье-бустер, предназначенное для детей постарше, то и того дешевле — есть немало предложений до 1 тыс. руб.), а штраф за провоз ребенка без кресла составляет 3 тыс. руб.


 

По мнению представителей ГИБДД, для граждан, регулярно перевозящих детей на такси, есть два выхода. Первый — купить кресло и возить с собой. Второй — заказывать транспорт у тех фирм, где есть подобная услуга (правда, у этих перевозчиков, признают в ГИБДД, тарифы выше). Или хотя бы оговаривать наличие маленького пассажира заранее, делая заказ. А если вы все же попали в ситуацию № 2, «с тонированными стеклами», то нужно либо отказаться от поездки, либо соорудить некое подобие детского кресла из подручных материалов. Например, подложить на сиденье ребенку подушки или свернутую куртку. «Главное, чтобы ремень безопасности не проходил по горлу или лицу ребенка, а также по животу — это опасно», — поясняют в пресс-службе ГИБДД.

Александра Елина