Posted 22 января 2014,, 01:01

Published 22 января 2014,, 01:01

Modified 12 ноября 2022,, 15:31

Updated 12 ноября 2022,, 15:31

«Росморпорт» переоценит заявки

22 января 2014, 01:01
Крупный заказ на сумму более 2 млрд руб., который нижегородский завод «Красное Сормово» получил от «Росморпорта» по итогам тендера на строительство трех дноуглубительных судов для морских портов, может достаться другому предприятию. Антимонопольное ведомство усмотрело ряд нарушений в проведении торгов и потребовало, чтобы «Росморпорт» повторно оценил заявки участников.

В конце декабря 2013 года Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Росмпорпорт» признало победителем открытого запроса предложений на проектирование и строительство трех дноуглубительных судов с объемом трюма 1 тыс. куб. м для морских портов Усть-Луга, Туапсе и Большого порта Санкт-Петербурга ОАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород). При начальной (максимальной) цене договора 2,27 млрд руб. нижегородский завод предложил выполнить работу за 2,226 млрд руб. в течение 36 месяцев и гарантию на суда в 24 месяца.

Заявки на участие подали еще три компании: нидерландские IHC Holland B.V. (цена контракта — 50,1 млн евро, срок выполнения работ — 36 месяцев, гарантия — 36 месяцев) и Damen Shipyards Gorinchem (цена — 49,92 млн евро, срок выполнения — 31 месяц, гарантия — 25 месяцев), а также рыбинское ЗАО «Завод гидромеханизации» (цена — 1,99 млрд руб., срок выполнения — 36 месяцев, гарантия — 37 месяцев). К участию в запросе предложений были допущены только нижегородский и рыбинский заводы.


Завод гидромеханизации посчитал, что «Росморпорт» нарушил условия тендера, и пожаловался в январе в ФАС РФ на действия госпредприятия. Как сообщили в пресс-службе ФАС, 17 января антимонопольное ведомство признало «Росморпорт» нарушившим ч. 6 ст. 3 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», согласно которой критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, установленные заказчиком, должны применяться в равной степени ко всем участникам заказа. Антимонопольный орган выдал ФГУП предписание отменить итоговый протокол торгов и повторно провести процедуру оценки заявок с учетом решения ФАС.


Запрос в «Росморпорт» остался без ответа, а в группе компаний «Морские и нефтегазовые проекты» (МНП, акционер завода «Красное Сормово») не комментируют решение ФАС до официального сообщения ведомства.

На рыбинском Заводе гидромеханизации поясняют, что основные нарушения, которые усмотрел ФАС в тендере «Росморпорта», — неверное начисление баллов за предлагаемый срок гарантии на суда и за опыт работы по строительству дноуглубительных судов.

По словам члена совета директоров ЗАО «Завод гидромеханизации» Евгения Леонова, рыбинское предприятие предлагало гарантию на 37 месяцев, за что получило 10 баллов, а завод «Красное Сормово» — 24 месяца, получив за это 6,67 балла, хотя должен был — 3,33 балла. Леонов отмечает, что Завод гидромеханизации за последние три года построил 17 дноуглубительных судов для рек и озер, тогда как нижегородский завод не имеет никакого опыта в строительстве подобных судов, однако получил определенный балл за опыт. «Именно из-за этих нарушений ФАС и отменил итоги тендера», — говорит он.

Кроме того, существенная разница в предложенной цене (рыбинский завод предложил построить суда за 1,99 млрд руб., а нижегородский — за 2,226 млрд руб.) также может считаться нарушением оценки заявок, полагает Леонов.

По словам Леонова, в случае победы в этом тендере Завод гидромеханизации рассчитывал привлечь в качестве субподрядчика Московский судостроительный и судоремонтный завод со своей производственной площадкой в Рыбинске («Верфь братьев Нобель»).

Кроме жалобы в ФАС РФ «Завод гидромеханизации» оспаривает итоги тендера «Росморпорта» в суде: исковое заявление подано в арбитражный суд Москвы 15 января, рассказал Леонов. В документах столичного арбитражного суда такое заявление действительно есть.


Глава аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев полагает, что столь быстрое рассмотрение заявки со стороны антимонопольной службы (торги прошли в конце декабря, а 17 января ФАС выдала предписание) свидетельствует о том, что условия проведения тендера действительно нарушены. Он считает, что вряд ли решение ФАС будет оспариваться: причины для аннулирования результатов тендера существенные.


По мнению эксперта, сложно определить, почему «Росморпорт» изначально выбрал «Красное Сормово» в качестве победителя. «Возможно, что некоторые детали тендерной заявки нижегородского завода показались «Росморпорту» более аргументированными и реалистичными, нежели в заявке рыбинского предприятия. Вряд ли заказчика в первую очередь интересовала денежная сторона проекта, поскольку изначально было понятно, что при столь капиталоемком оборудовании с достаточно высокой добавленной стоимостью резкое удешевление проекта по сравнению с остальными конкурентами не станет ощутимым преимуществом», — говорит Абелев.

Екатерина Чичурина

"