Posted 6 декабря 2013,, 09:12

Published 6 декабря 2013,, 09:12

Modified 12 ноября 2022,, 14:28

Updated 12 ноября 2022,, 14:28

Такие разные комиссии

6 декабря 2013, 09:12
Антимонопольное ведомство обнаружило, что Сбербанк взимает разную комиссию при оплате жилищно-коммунальных услуг через терминалы в зависимости от управляющей компании — ее величина варьируется от 0,5 до 7%. Но эксперты считают индивидуальный подход банка логичным: в каждом случае приходится обрабатывать разный объем информации.

Рассмотрение дела, возбужденное по этому поводу в отношении Сбербанка, перенесено на 11 декабря, сообщили в пресс-службе Нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС).

Дело было возбуждено еще в июне по заявлению жителя дома, который обслуживается товариществом собственников жилья (ТСЖ) на ул. Мечникова в Нижнем Новгороде. Заявитель указал, что ТСЖ включает в счет за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) большую комиссию, которая идет на оплату услуг Сбербанка. Антимонопольный орган увидел в этом признаки нарушения ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции», связанные с возможным ущемлением интересов других лиц, и принял дело в отношении банка к рассмотрению.


В ходе рассмотрения выяснилось, что у Сбербанка таких договоров по Нижегородской области более тысячи, и комиссия за оказанные услуги тому или иному ТСЖ или домоуправляющей компании (ДУК) составляет от 0,5 до 7%.


В пресс-центре Волго-Вятского банка Сбербанка пояснили, что комиссия при оплате коммунальных услуг в рамках действующих договоров с предприятиями сферы ЖКХ с населения не взимается. При этом организации — получатели денежных средств (ТСЖ, жилищно-строительные кооперативы, управляющие компании) в рамках заключенных с банком договоров оплачивают услуги по сбору, обработке и доставке информации о совершенных абонентами платежах.

Размер комиссии за услуги, предоставляемые банком жилищным организациям, индивидуален, отмечает в Сбербанке. Учитываются дополнительные услуги: например, формирование и передача в электронном виде дополнительной информации о платежах, данные о плательщиках. Кроме того, учитываются особенности организации приема денежных средств: распространяется ли действие договора на территорию Нижнего Новгорода, районы области либо на весь регион.


Также Сбербанк учитывает факторы, влияющие на экономический эффект взаимодействия с каждым конкретным ТСЖ, ЖСК, УК: регулярность, количество и средняя сумма платежа, объем ежемесячно обрабатываемых бумажных платежных документов, по каким каналам осуществляется прием средств, способ оплаты (наличными либо списанием со счета банковской карты или вклада).


Депутат думы Нижнего Новгорода, генеральный директор ОАО «Сормовская домоуправляющая компания «УправдомЪ» Николай Шумилков напоминает: в управлении ТСЖ находится один дом, а, например, в управлении ДУКа — сотни домов. Поэтому банку при обработке данных от ТСЖ приходится делать «штучную» работу, а с ДУКом — «конвейерную», что и ведет к разнице в цене. «Но думаю, что специалисты УФАС рассмотрят ситуацию более глубоко», — говорит он.

Директор юридической фирмы «Лигал Консул» Владимир Готлиб отмечает, что индивидуальный подход Сбербанка к формированию суммы комиссии вполне логичен. По словам юриста, для обоснования размера комиссии банку осталось только подтвердить каждый отдельный случай конкретным перечнем услуг, за которые в итоге платит потребитель. «Но не исключено, что не во всех случаях Сбербанку это удастся сделать. Тогда антимонопольный орган окажется прав в своих претензиях к банку», — говорит Готлиб.

Екатерина Чичурина

"