Posted 6 декабря 2013,, 03:12

Published 6 декабря 2013,, 03:12

Modified 12 ноября 2022,, 14:28

Updated 12 ноября 2022,, 14:28

Дефицит доноров

6 декабря 2013, 03:12
Кстовский и Балахнинский районы уже не являются донорами областного бюджета. Они так же, как и Нижегородская область, вынуждены открывать кредитные линии для финансирования дефицита бюджета. «Донорство» Выксы тоже не спасает ее от кредитов: городской округ — один из активных заемщиков.

Как сообщили в министерстве финансов Нижегородской области, по итогам исполнения консолидированного бюджета области в 2012 году донорами областного бюджета были 10 муниципальных образований: Городецкий, Кстовский и Павловский районы, а также городские округа: Первомайск, Выкса, Арзамас, Бор, Дзержинск, Саров и Нижний Новгород.

Пять лет назад, в 2007 году, список был несколько иной. Донорами облбюджета были 9 муниципальных образований: Балахнинский, Борский, Выксунский, Городецкий, Кстовский и Павловский районы и городские округа Арзамас, Дзержинск и Нижний Новгород. По 2013 году анализ еще не проведен.


Таким образом, отметили в минфине, перечень районов (городских округов) — доноров облбюджета за пять лет изменился незначительно: Балахнинский район перестал быть донором к 2013 году, при этом донорами стали городские округа Первомайск и Саров.


Однако, как сообщили в управлении по связям с общественностью и СМИ Кстовского района, муниципалитет донором областного бюджета не является. Согласно сайту районной администрации, дефицит на 2013 год был утвержден в размере 53,65 млн руб., на 2014 год — 62,65 млн руб.

Заместитель председателя земского собрания Балахнинского района Николай Федоров тоже говорит, что его район дотируется из областного бюджета уже несколько лет. Согласно сайту администрации района, дефицит бюджета на 2013 год был утвержден в размере 9,68 млн руб., планируемый дефицит бюджета на 2014 год — 8,9 млн руб.

По мнению заместителя председателя ЗС НО Владислава Егорова, Кстовский район перестал быть донором в связи с принятием федерального закона о консолидированных группах налогоплательщиков. Согласно этому закону, принятому в 2011 году, предприятия могут войти в так называемые консолидированные группы налогоплательщиков, отказаться платить налог на прибыль в бюджеты регионов, где они зарегистрированы, и перечислять все платежи по месту регистрации своей головной организации. Поэтому из области «ушли» налоги «Лукойла», нефтеперерабатывающий завод которого «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» находится в Кстовском районе, говорит Егоров. Кстати, по оценке депутата, вследствие ухода подобных компаний в следующем году бюджет области потеряет как минимум 5 млрд руб. Так, по информации Егорова, в КГН может войти «Ростелеком».

Балахнинский район, по мнению Егорова, перестал быть донором, потому что градообразующее предприятие — бумкомбинат «Волга» — сокращает финансовые показатели, и, как следствие, сокращаются налоговые отчисления. Напомним, чистый убыток бумкомбината за девять месяцев 2013 года составил 235,011 млн руб.

Федоров же говорит, что район стал дотируемым из-за того, что изменилась бюджетная политика: теперь большая часть налогов уходит в областной и федеральный бюджеты, а средств, оставляемых в местном бюджете, не хватает, поэтому область дотирует район субвенциями.

По его словам, последние шесть-семь лет бюджет района является дефицитным, и для финансирования дефицита открываются кредитные линии, а два года назад район получил бюджетный кредит из облбюджета под низкий процент: в районе не было денег даже на выплату зарплаты бюджетникам.


Федоров сетует, что с каждым годом на развитие района денег в бюджете остается все меньше: участие в федеральных или областных программах подразумевает обязательное привлечение средств местного бюджета. В частности, под программу берегоукрепления Волги муниципалитет должен изыскать в 2014 году 32–33 млн руб.


Кстовский район тоже привлекает кредиты для финансирования дефицита бюджета и погашения долговых обязательств. Как сообщили в управлении по связям с общественностью и СМИ администрации района, в ноябре 2013 года были объявлены аукционы на привлечение кредитных ресурсов в размере 174 млн руб. Это остаток от запланированного в бюджете района на 2013 год общего объема привлечения в сумме 399 млн руб. А в 2014 году район планирует привлечь 433 млн руб. кредитов, и уже объявлен аукцион на заем 300 млн руб.

Согласно сайту госзакупок, среди районов и городских округов Нижегородской области наиболее активными заемщиками кредитных средств являются Кстовский район и городской округ Выкса.


Выкса, несмотря на свое донорство, не может расходовать доходы бюджета на активное развитие округа. Как отмечают в пресс-службе Выксы, на данный момент доходы бюджета не позволяют решать такие приоритетные задачи, как развитие инженерной и дорожной инфраструктуры, реконструкция набережной линии Выксунских прудов, восстановление Досчатинского пруда, строительство детских дошкольных учреждений, реализация целевой программы «Чистая вода», газификация сел и многое другое.


«Обратная сторона» наличия градообразующего предприятия (ВМЗ) — высокий уровень жизни населения: требования к уровню жизни у жителей округа выше, чем в районах с меньшим доходом. Как отмечают в пресс-службе Выксы, следствием высокого уровня доходов населения является ценовая политика: средние розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров по городам Нижегородской и Владимирской областей ниже, чем стоимость аналогичных товаров в Выксе.

Екатерина Чичурина

"